Значительная часть материала посвящена творческим открытиям русских классиков: в изображении внутреннего мира героев, окружающего их мира, в мастерстве композиции. <...> ДЕЛЕНИЕ ИСКУССТВА НА ВИДЫ Искусство – художественный образ – знак – аллегория – символ – Г.Э. Лессинг о живописи и литературе – И.Г. Гердер о музыке и литературе – литература как искусство слова Что такое литература и чем она отличается от других видов искусства? <...> Известный лингвист В.В. Виноградов этимологию слова «искусство» связывает с понятием опыт, «знание, полученное через частое повторение. действа», т.е. с обозначением определенного уровня мастерства3 В античности, в эпоху классицизма поэт не ощущал себя свободным творцом, для него важен был авторитет мастеров, «учителей», он следовал определенным, устоявшимся правилам, и в этом он похож на ремесленника. <...> Но для Карениной страсть – это также глоток жизни в ее размеренном, скучном существовании: выйдя из душного вагона поезда, Анна наслаждается метелью, морозным воздухом. <...> Образ может обрести глубину символа, когда превращается в лейтмотив, т.е. несколько раз возникает на страницах произведения: появляясь каждый раз в новых обстоятельствах, такой образ обретает дополнительные, возможно, неожиданные оттен8 ки значения. <...> Одно из самых интересных исследований – «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (1766) немецкого драматурга и теоретика искусства XVIII в. <...> Лессинг вспоминает известное высказывание греческого поэта Симонида: «Живопись – немая поэзия, а поэзия – говорящая живопись». <...> И об этом я более всего старался»8 изображение гибели троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей в знаменитой скульптурной группе родосских мастеров «Лаокоон» и в поэме «Энеида» древнеримского поэта Вергилия. <...> Лессинг задается вопросом: почему скульптор не изобразил всю силу страдания на лице своего героя, смягчил выражение боли и «приглушил» крик, а поэт описал и ужасающий крик Лаокоона <...>
Русская_литература_теоретический_и_исторический_аспекты.pdf
О.М. Кириллина
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Учебное пособие
3-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2021
Стр.1
УДК 821.161.1(075.8)
ББК 83.3(2Рос=Рус)я73
К43
Рецензент:
заведующий кафедрой литературно-художественной критики
и публицистики факультета журналистики МГУ,
д-р филол. наук, профессор Н.А. Богомолов
К43
Кириллина О.М.
Русская литература : теоретический и исторический
аспекты [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.М.
Кириллина. — 3-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2021. —
120 с.
ISBN 978-5-9765-1033-3
В настоящем пособии русская литература представлена как часть
мировой культуры. В книге рассматриваются процессы в истории европейской
культуры, оказавшие серьезное влияние на отечественную литературу,
характеризуются такие направления, как классицизм, романтизм,
реализм. Значительная часть материала посвящена творческим
открытиям русских классиков: в изображении внутреннего мира героев,
окружающего их мира, в мастерстве композиции. Охарактеризованы
основные понятия теоретической поэтики. Особое внимание уделено
взаимосвязи литературы, музыки и живописи: рассматриваются истоки
общности терминологической базы в теории этих искусств и отношение
к проблеме синтеза искусств на разных этапах истории литературы.
Для студентов творческих факультетов (театральный, музыкальный,
факультет изобразительных искусств).
УДК 821.161.1(075.8)
ББК 83.3(2Рос=Рус)я73
ISBN 978-5-9765-1033-3
© Кириллина О.М., 2016
© Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...................................................................................................................................... 3
Часть I. Литература как вид искусства. Литература и живопись,
литература и музыка: общие темы, образы и приемы ...................................... 5
Глава 1. ДЕЛЕНИЕ ИСКУССТВА НА ВИДЫ ........................................................... 5
Искусство – художественный образ – знак – аллегория – символ –
Г.Э. Лессинг о живописи и литературе – И.Г. Гердер о музыке и литературе
– литература как искусство слова
Глава 2. СИНТЕЗ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА ..................................19
Синкретическое искусство – дух музыки в эстетике эпохи романтизма –
идеи Ф. Ницше (аполлоническая и дионисийская стихии творчества) и
эпоха символизма – литература и живопись (реализм)
Глава 3. ВЕЧНЫЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ И ОБРАЗЫ
В ЛИТЕРАТУРЕ ..................................................................................................30
Социальная тематика – образ маленького человека в литературе XIX и
XX в. – вечные темы – онтологические и антропологические темы – вечные
образы – анализ мотивов света и тьмы (христианская традиция
(праведность и грех) – эпоха Просвещения (свет разума и тьма невежества)
– романтизм (иррациональная, темная сторона души, блеск пламени
ада) – использование образа в связи с социальной проблематикой (высший
свет – чернь)
Часть II. Закономерности развития литературы ...................................................51
Глава 4. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ
И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ .........................................................................51
Истоки творчества (культурно-историческая школа, биографическая
школа, сравнительно-исторический метод, формальная школа («остранение»)
– классицизм (рационализм (Р. Декарт), поэтика Н. Буало, М.В. Ломоносов
и теория «трех штилей», закон «трех единств») – романтизм («романтическое
двоемирие», гротеск) – натуральная школа – реализм
Часть III. Поэтика ..............................................................................................................76
Глава 5. ИЗОБРАЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ГЕРОЯ
И ОКРУЖАЮЩЕГО ЕГО МИРА ................................................................76
Эпос, лирика и драма – автор – лирический герой – поэзия и проза – портрет
– пейзаж – описание интерьера – деталь – гротеск – психологизм –
«диалектика души» – скрытый психологизм
Глава 6. КОМПОЗИЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ..........................................................99
Элементы композиции (внесюжетные компоненты, соотношение событий,
система персонажей, смена точек зрения) – основные композиционные
приемы (антитеза, ретроспекция, зеркальная композиция, кольцевая композиция,
лейтмотивная структура)
119
Стр.119