Институт экономики, управления и права (г. Казань) ______________________________________________________________________ Научно-исследовательский институт социальной философии С. А. АЗАРЕНКО ТОПОЛОГИИ СООБЩЕСТВА Казань Познание 2014 УДК 101.1:316 ББК 87.6 А35 Печатается по решению ученого совета и редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Научный редактор: О. Д. Агапов, д-р филос. наук, профессор, директор НИИ социальной философии ИЭУП (г. Казань) Рецензенты: Е. Л. Яковлева, д-р филос. наук, профессор; А. Е. Смирнов, д-р филос. наук, профессор Азаренко, С. <...> А35 Топологии сообщества / С. А. Азаренко ; Институт экономики, управления и права (г. Казань). <...> Русское философствование о телесности и местности . <...> Философия истории Л.П. Карсавина и феноменология повседневности . <...> Обращаясь к различным священным текстам разных культур (Махабхарата, Библия, Коран и др.), мы видим, что они несут в себе социальный код возникновения мира через конфигурирование таких его онтологических составляющих, как телесность, местность и совместность, происходящих в процессе регулярного телесного взаимодействия между людьми посредством какой-либо социальной практики, благодаря которой порождается определенное со-общение (само это повествование), способствующее при-общению людей к своему сообществу с определенными представлениями и ценностями Цит. по Матье М. Э. <...> Социальная топология позволяет корректно разобраться с этим положением вещей. <...> Топологическая антропология может способствовать открытию тайны этих отношений, столь проблематизированных в современности. <...> Социальная топология в современном обществе В современных социальных науках наблюдается повсеместное обращение к онтологическому, или топологическому, способу описания. <...> Первоначально пространственно-временная проблематика в толкованиях философов так или иначе соскальзывала к объективизму и натурализму вплоть до прихода феноменологии, которая начинала как феноменология <...>
Топологии_сообщества_.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
______________________________________________________________________
Научно-исследовательский институт социальной философии
С. А. АЗАРЕНКО
ТОПОЛОГИИ СООБЩЕСТВА
Казань
Познание
2014
Стр.1
УДК 101.1:316
ББК 87.6
А35
Печатается по решению ученого совета и редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Научный редактор:
О. Д. Агапов, д-р филос. наук, профессор,
директор НИИ социальной философии ИЭУП (г. Казань)
Рецензенты:
Е. Л. Яковлева, д-р филос. наук, профессор;
А. Е. Смирнов, д-р филос. наук, профессор
Азаренко, С. А.
А35 Топологии сообщества / С. А. Азаренко ; Институт экономики, управления
и права (г. Казань). – Казань : Изд-во «Познание» Института экономики,
управления и права, 2014. – 228 с.
ISBN 978-5-8399-0454-5
Монография посвящена наиболее сложным проблемам социальнофилософского
дискурса, так как речь пойдет об основаниях и теоретикометодологическом
потенциале топологической антропологии. Автор обращает
особое внимание на специфические эффекты топологии коммуникации, топологии
исторического бытия и культуры российского философствования.
Адресована научным работникам, преподавателям, докторантам и студентам,
а также всем, кто интересуется вопросами современного социальногуманитарного
познания.
УДК 101.1:316
ББК 87.6
ISBN 978-5-8399-0454-5
© Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2014
© Азаренко С. А., 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Гул коммуникации: подрезаемая современность ......................................... 3
Глава 1. Перспективы топологической антропологии .............................. 13
1.1. Социальная топология в современном обществе ...................................... 13
1.2. Топология тела и поведенческие установки .............................................. 19
1.3. Синергийная антропология и топологическая антропология .................. 36
Глава 2. Знаки и вещи: топология коммуникации ..................................... 55
2.1. Тела, знаки и вещи ........................................................................................ 55
2.2. Три коммуникативных прагматики ............................................................ 75
2.3. Два канала сообщаемости: «однозначный» и «контекстуальный» 78
Глава 3. История имеет место ......................................................................... 88
3.1. Историчность бытия ..................................................................................... 88
3.2. Пространство и время бытия ....................................................................... 99
3.3. Философия истории .................................................................................... 104
Глава 4. Топология русского философствования ..................................... 110
4.1. Духовные истоки ......................................................................................... 109
4.2. Топология Достоевского: совместность «неуместного собрания» ....... 113
4.3. Русское философствование о телесности и местности ........................... 126
4.4. Онтология языка и русское философствование ...................................... 136
4.5. Телесность, местность и совместность: Ж. Нанси и Л. Карсавин ......... 139
4.6. Философия истории Л.П. Карсавина и феноменология
повседневности .................................................................................................. 146
Глава 5. Современность: трансформация системы ценностей
и ее антропологические аспекты .................................................................. 157
5.1. Состояние духовности в современности .................................................. 157
5.2. От духовности к политике ......................................................................... 171
5.3. Ценности любви и сексуальности ............................................................. 184
5.4. Трансгрессивность современности ........................................................... 197
Сети медиареальности .................................................................................... 203
Послесловие ...................................................................................................... 212
3
Стр.3