В. Г. Белинский
Сын жены моей... Сочинение Поль де Кока...
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Т. 1. Статьи, рецензии и заметки 1834--1836. Дмитрий Калинин.
Вступит. статья к собр. соч. Н. К. Гея.
Статья и примеч. к первому тому Ю. В. Манна.
Подготовка текста В. Э. Бограда.
М., "Художественная литература", 1976
OCR Бычков М. Н.
СЫН ЖЕНЫ МОЕЙ. Роман. Сочинение Поль де Кока. Перевод с французского. СанктПетербург.
В типографии К. Вингебера. 1835. Две части: I - 230; II - 210. (12). С эпиграфом:
Casu magis et felicitate rem gessit quam virtute et consilio {Дела вершатся больше случайностью и
удачей, чем хорошими качествами и предусмотрительностью (лат.). - Ред.}.
"Это сочинение хорошо, но только безнравственно; а это и хорошо и отличается чистейшею
нравственностию и прекрасным слогом". Так думал и говаривал, бывало, покойник XVIII век, который,
как всем известно и ведомо, сам отличался чистейшею нравственностию и в делах и в помыслах. "Как
безнравственна юная французская литература! Нельзя ничего дать прочесть молодому человеку, не
говоря уже о девушке и даже всякой женщине!" Так вопиют ныне почтенные развалины почтенного
XVIII века, обломки доброго старого времени. "Нравственность в литературе!" Да - это вопрос, и вопрос
глубокий, многосложный, на который француз может написать два томика в двенадцатую долю, а немец
двенадцать томов in quarto {в четвертую долю листа (лат.). - Ред.}. Не почитая себя способным ни к
тому, ни к другому труду, я постараюсь в легкой журнальной статейке бросить взгляд на
"нравственность в литературе".
На языке человеческом есть слова, которые люди повторяют, не вникая в их значение, не
условливаясь в их смысле, повторяют и сердятся, когда кто-нибудь осмелится сказать: "Да что же это
такое, милостивые государи?" К числу таких странных слов принадлежит "нравственность вообще" и
"нравственность в литературе". Древние передали нам в изящных формах кровавую историю Эдипа и
фамилии Атридов, историю, полную мрачных злодейств, возмутительных преступлений, как-то:
отцеубийства, братоубийства, мужеубийства, кровосмешения1, и блюстители нравственности находили
тут бездну нравственности; потом, писатели, появившиеся в конце XVIII и начале XIX века, начали
изображать жизнь во всей ее ужасающей наготе и истине, и хотя они, в ужасном, далеко не превзошли
древних, но блюстители нраственности оглушающим хором заревели против безнравственности
новейших писателей. Воля ваша, а тут есть недоразумение. Кажется, все дело в том, что дурно
условились в значении слова "нравственность".
Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? - В твердом, глубоком
убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это
убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий. Если я твердо
убежден в том, что мир обширная торговая площадь, где люди обманом, и мытьем и катаньем,
выторговывают друг у друга тепленькое местечко, где бы можно было и поесть сладко, и соснуть мягко,
и погулять весело, площадь, на которой всякий думает только о своих барышах и почитает
позволительными все средства к достижению своей цели, и между тем повторяет общие места морали, не
веря им, - то скажите, бога ради, зачем же я должен быть добрым, честным, великодушным, зачем осужу
я себя на лишения, на страдания, когда могу наслаждаться благами жизни? Я был бы, в таком случае,
очень глуп, не правда ли? - Разве из страха угрызений совести? Но зачем же мне и злодействовать, зачем
губить ближнего? Я буду только обманывать его, заставлять его служить мне, предоставляя и ему какиенибудь
выгоды, но только помня твердо, что своя рубашка к телу ближе, и, видя зло, угнетения,
неправосудие, не вмешиваться не в свои дела, если меня не трогают. Так и думал XVIII век. Все писали и
говорили о нравственности, и ни в ком не было нравственности, ибо никто не верил достоинству
Стр.1