УЧРЕДИТЕЛЬ:
РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИСТОРИКОВ-АРХИВИСТОВ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:
И. А. Анфертьев, кандидат исторических наук,
заслуженный работник культуры РФ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
А. Н. Артизов, доктор исторических наук
М. Д. Афанасьев, кандидат педагогических наук,
заслуженный работник культуры РФ
В. Ю. Афиани, кандидат исторических наук, доцент
А. Б. Безбородов, доктор исторических наук, профессор
Т. М. Булавкина
С. Р. Долгова, кандидат филологических наук,
заслуженный работник культуры РФ
З. П. Иноземцева, заместитель главного редактора,
кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ
В. П. Козлов, член-корреспондент Российской академии наук
М. В. Ларин, доктор исторических наук, профессор,
заслуженный работник культуры РФ
С. В. Мироненко, доктор исторических наук
О. В. Наумов, кандидат исторических наук
Е. И. Пивовар, член-корреспондент Российской академии наук
Ю. С. Пивоваров, академик Российской академии наук
В. П. Тарасов
Е. А. Тюрина, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ
Т. И. Хорхордина, доктор исторических наук, профессор
В. А. Черных, кандидат исторических наук
А. А. Чернобаев, доктор исторических наук, профессор
А. О. Чубарьян, академик Российской академии наук
А. С. Шапошников, кандидат технических наук
С. О. Шмидт, академик Российской академии образования
РЕДАКЦИЯ:
В. В. Борисов (редактор-системный администратор сетевых журналов
«Вестник архивиста.ru» (www.vestarchive.ru), «Вестник архивиста.com»
(www.arhivemagazine.com); Н. В. Глищинская (дизайн и верстка); В. Б. Прозорова,
кандидат исторических наук (руководитель представительства журнала в Европе,
Париж, Франция); Д. В. Савин (ведущий научный редактор); М.Н. Селезнев
(редактор-переводчик); О. Н. Солдатова, кандидат исторических наук (руководитель
представительства журнала в Приволжском федеральном округе, г. Самара);
М. С. Исакова, кандидат исторических наук (руководитель представительства журнала
в Республике Узбекистан, Ташкент); Е. Ю. Нуйкина (ведущий научный редактор)
© Вестник архивиста, 2012
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ, АРХЕОГРАФИИ
Е.И. ПИВОВАР, А.Б. БЕЗБОРОДОВ, Т.И. ХОРХОРДИНА
О ПОДГОТОВКЕ АРХИВИСТОВ
В ИСТОРИКО-АРХИВНОМ
ИНСТИТУТЕ РГГУ В УСЛОВИЯХ
ПЕРЕХОДА НА ДВУХУРОВНЕВУЮ
СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ
Pivovar E.I., Bezborodov A.B., Horhordina T.I.
About archivists preparation at RSUН historical
and archival institute in the conditions of transition
to two-level system of education
Аннотация / Annotation
Статья посвящена подготовке архивистов в Историко-архивном институте РГГУ в
условиях перехода на двухуровневую систему обучения – бакалавриат/магистратура.
Авторы анализируют специфику образовательных программ по направлению
«Документоведение и архивоведение», а также новые образовательные технологии
и формы организации учебного процесса. Подготовка кадров в Историко-архивном
институте РГГУ основана на использовании современных подходов в сочетании с
традициями российского высшего образования.
The article is devoted to preparation of archivists at RSUH historical and archival institute
in the conditions of transition to two-level system of education – a bachelor degree /
magistracy. Authors are specifics of educational programs in the direction «Documents
study and an archival science» analyzed, and also new educational technologies and forms
of the organization of educational process. Education at the RSUH historical and archival
institute is based on use of modern approaches in a combination to traditions of the Russian
higher education.
Ключевые слова / Keywords
Архивоведение, источниковедение, документоведение, Историко-архивный институт
РГГУ, подготовка кадров, историко-архивоведческое образование, Болонский процесс,
магистратура, бакалавриат, учебный план, профессиональная образовательная
программа, новые образовательные технологии. Archive study, source study, documents
study, RSUH historical and archival institute, prepare of personnel, historical and archive
study education, Bologna process, magistracy, bachelor, study plan, professional education
program, new educational technologies.
ВЕСТНИК АРХИВИСТА t № 4 2012
3
ПРОБЛЕМЫ АРХИВОВЕДЕНИЯ,
ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ,
Стр.2
Е.И. ПИВОВАР, А.Б. БЕЗБОРОДОВ, Т.И. ХОРХОРДИНА
знания, поскольку ориентировано на подготовку не только
ученых-исследователей, но и людей, способных к решению сугубо
практических, технологических задач. Такая концептуальная
основа образовательного процесса отражает двойственную
природу будущих профессионалов: с одной стороны, архивист
призван обеспечивать интересы и запросы исследователей; с другой
– он находится на службе государства и отвечает за текущее
комплектование, сохранность документов и передачу будущим
поколениям имеющих историческое значение документов.
За более чем 80 лет своей деятельности Историко-архивный
И
институт РГГУ прошел путь от узкоспециализированного вуза
до учебного заведения университетского типа, готовящего специалистов
по работе со всеми формами и видами информации в
социальных и гуманитарных областях. Историко-архивный институт
развивался как научно-учебный центр, в котором, как отмечала
О.М. Медушевская, сразу же возникло «определенное
целостное представление о первоисточниках, о ремесле историка
и о тех архивах, которые являются неиссякаемым источником
знаний и генерации новых идей, без которых ремесло историка
остается втуне»1.
На всем протяжении своего существования институт располагал
одним из самых квалифицированных преподавательских
коллективов в стране и в настоящее время привлекает лучшие
отечественные и зарубежные кадры. Институт сформировал факультетскую
структуру университетского типа, разветвленную
сеть кафедр, многие из которых не имеют аналогов в отечественных
и зарубежных вузах. Он был и остается уникальным местом,
где историческое знание сплавляется с исследовательскими практиками,
а профессия архивиста несет на себе печать широкой и
глубокой образованности.
раздельно. Дипломированных историков-архивистов для государственных
исторических архивов стали обучать в Историкоархивном
институте с 1931 г., а документоведов – с 1965 г. До
В
4
2012 № 4 t ВЕСТНИК АРХИВИСТА
нашей стране традиционно подготовка кадров архивистов
и документоведов в системе высшего образования велась
сторико-архивное образование сочетает в себе важнейшие
черты и гуманитарного, и естественно-научного
Российский государственный гуманитарный университет
2010 г. на факультетах архивного дела и технотронных архивов
и документов велась подготовка студентов по специальности
«Историко-архивоведение», в настоящее время – по направлению
«Документоведение и архивоведение». Это связано с тем,
что Болонская декларация, подписанная в 1999 г., придала статус
международной образовательной нормы двухуровневому принципу
построения системы обучения «бакалавриат–магистратура».
Российское образование не осталось в стороне от общеевропейских
процессов. В сентябре 2003 г. Россия официально закрепила
свое участие в Болонском процессе. Новая система высшего
образования предполагает вместо традиционных специальностей
укрупненные направления подготовки. Так, с учетом новых тенденций
в высшем образовании, в ИАИ РГГУ специальности «документоведение
и документационное обеспечение управления» и
«историко-архивоведение» были объединены в одну – «документоведение
и архивоведение»2.
Процесс перехода российских вузов на двухуровневую систему
подготовки бакалавров и магистров по конкретным направлениям
в целом завершился к 2010/2011 учебному году. Утверждение
стандартов для бакалавров и магистров позволило РГГУ начать
прием на бакалавриат уже с 2008/2009 учебного года, а площадкой
апробации стала новая совмещенная специализация по документоведению
и архивоведению. Система бакалавриата имеет
ряд очевидных преимуществ – позволяет вводить до 15 профилей
подготовки учащихся, а также обеспечивает гибкость и совместимость
курсов с зарубежными программами подготовки архивистов
и документоведов (например, парижской Национальной
школы хартий).
менилось не столько содержание, сколько технология обучения.
В нем, наряду с общими профессиональными требованиями к выпускнику,
выраженными в обязательных дисциплинах, отражен
принцип академической ориентации студентов, обеспечиваемой
предоставлением учащимся широкого перечня дисциплин по выбору.
Кроме того, реализуется и другой принцип – сочетание общего,
«вводного» курса и развивающих его более частных и одновреВ
ВЕСТНИК
АРХИВИСТА t № 4 2012
5
настоящее время принят новый учебный план по направлению
«Документоведение и архивоведение», в котором из
Стр.3