Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Техногенные системы и экологические риски (110,00 руб.)

0   0
Первый авторАлаева Лилия Алексеевна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц43
ID238871
Аннотация В настоящее учебное пособие включены лабораторные работы по исследованию воды и атмосферного воздуха, которые являются миграционными средами, и почвы, которая представляет собой наиболее объективный и стабильный индикатор техногенного загрязнения окружающей среды. Представленные работы используются для учебного процесса в рамках проведения лабораторных работ «Техногенные системы и экологические риски» в группах. Также они могут быть использованы для более углубленного изучения химических и физико-химических свойств окружающей среды при написании курсовых, дипломных работ.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 3-го, 4-го курсов дневного отделения биолого-почвенного факультета.
Алаева, Л.А. Техногенные системы и экологические риски / Л.А. Алаева .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012 .— 43 с. — 42 с. — URL: https://rucont.ru/efd/238871 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Л. А. Алаева ТЕХНОГЕННЫЕ СИСТЕМЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ Учебное пособие Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012 1 Утверждено научно-методическим советом биолого-почвенного факультета 2 сентября 2011 г., протокол № 1. <...> Расчетный метод определения концентрации монооксида углерода на примагистральных участках . <...> Определение обменных катионов (Са2+, Мg2+) комплексонометрическим методом в некарбонатных почвах методом Гедройца. <...> Определение обменных катионов (Са2+, Мg2+) комплексонометрическим методом в карбонатных почвах методом Тюрина . <...> Определение хлоридов в воде методом Мора . <...> В настоящее учебное пособие включены лабораторные работы по исследованию воды и атмосферного воздуха, которые являются миграционными средами, и почвы, которая представляет собой наиболее объективный и стабильный индикатор техногенного загрязнения окружающей среды. <...> В шприц объемом 100 мл набирают 20 мл 0,005%-го раствора соды с фенолфталеином (розовая окраска). <...> Определение загруженности улиц автотранспортом Загрязнение воздуха отработанными газами автомобилей характеризуется значительной неравномерностью в пространстве и во времени. <...> Таблица 2 Время Учет загруженности улиц автотранспортом Тип автомобиля Легкий грузовой Средний грузовой Тяжелый грузовой Автобус Легковой 4. <...> Итогом работы является суммарная оценка загруженности улиц автотранспортом согласно ГОСТ 17.2.2.03-77: низкая интенсивность движения – 3–8 тыс. автомобилей в сутки, средняя – 8–17 тыс., высокая – 18– 27 тыс. <...> Производится сравнение суммарной загруженности различных улиц города в зависимости от типа автомобилей. <...> Расчетный метод определения концентрации монооксида углерода на примагистральных участках Загрязнение атмосферного воздуха <...>
Техногенные_системы_и_экологические_риски.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Л. А. Алаева ТЕХНОГЕННЫЕ СИСТЕМЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ Учебное пособие Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012 1
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Введение...................................................................................................... 4 1. Экологический мониторинг воздуха.................................................... 4 1.1. Экспресс-метод определения СО2 в воздухе ................................... 5 1.2. Определение загруженности улиц автотранспортом...................... 6 1.3. Расчетный метод определения концентрации монооксида углерода на примагистральных участках ........................................................ 6 2. Экологический мониторинг почв......................................................... 9 2.1. Определение актуальной кислотности ........................................... 11 2.2. Определение обменной кислотности.............................................. 11 2.3. Определение обменной кислотности и подвижного алюминия по А.В. Соколову.............................................................................................. 12 2.4. Определение гидролитической кислотности почв по Каппену... 14 2.5. Определение обменных катионов (Са2+, Мg2+) комплексонометрическим методом в некарбонатных почвах методом Гедройца.......... 16 2.6. Определение обменных катионов (Са2+, Мg2+) комплексонометрическим методом в карбонатных почвах методом Тюрина ................ 20 2.7. Вычисление степени насыщенности основаниями ....................... 21 2.8. Ускоренное определение состава гумуса методом М.М. Кононовой и Н.П. Бельчиковой............................................................ 23 2.9. Определение содержания в почве подвижного органического вещества по М.А. Егорову .............................................................................. 25 2.10. Определение содержания сероводорода в почвах, загрязненных нефтепродуктами..................................................................... 27 3. Экологический мониторинг водных ресурсов.................................. 28 3.1. Определение органолептических показателей .............................. 29 3.2. Определение активной реакции (рН) воды.................................... 33 3.3. Определение минерализации воды................................................. 33 3.4. Определение общей жесткости воды.............................................. 34 3.5. Определение хлоридов в воде методом Мора ............................... 35 Литература................................................................................................ 37 Приложение.............................................................................................. 38 3
Стр.3
1.2. Определение загруженности улиц автотранспортом Загрязнение воздуха отработанными газами автомобилей характеризуется значительной неравномерностью в пространстве и во времени. Поэтому очень важен оперативный и детальный учет интенсивности и структуры транспортных потоков, особенно в городах [2]. Санитарные требования по уровню загрязнения допускают поток транспорта в жилой зоне интенсивностью не более 200 автомобилей в час. Ход определения 1. Студенты выбирают определенные участки разных улиц с односторонним движением (если движение двустороннее, то считается поток только в одну сторону). 2. Сбор материала может проводиться разово (освоение методики в рамках практического занятия), либо в разное время дня (часы пик, раннее утро, поздний вечер и т.д.) для углубленного изучения (курсовая, дипломная работы). 3. Учет загруженности ведется в табл. 2. Таблица 2 Время Учет загруженности улиц автотранспортом Тип автомобиля Легкий грузовой Средний грузовой Тяжелый грузовой Автобус Легковой 4. На каждой точке наблюдений проводится оценка улицы: тип улицы, уклон (определяется глазомером), скорость ветра и относительная влажность (из сводок о погоде в день определения), наличие защитной полосы из деревьев и т.п. 5. Итогом работы является суммарная оценка загруженности улиц автотранспортом согласно ГОСТ 17.2.2.03-77: низкая интенсивность движения – 3–8 тыс. автомобилей в сутки, средняя – 8–17 тыс., высокая – 18– 27 тыс. Производится сравнение суммарной загруженности различных улиц города в зависимости от типа автомобилей. 1.3. Расчетный метод определения концентрации монооксида углерода на примагистральных участках Загрязнение атмосферного воздуха отработанными газами автомобилей удобно оценивать по концентрации монооксида углерода в мг/м3 [2]. 6 Число единиц
Стр.6
Ход определения Оценку концентрации монооксида углерода на примагистральных участках городской проезжей части проводят по формуле [2]: Ксо = (0,5 + 0,01 N · Кт) · Ку · Ка · Кс · Кв · Кп, где 0,5 – фоновое загрязнение атмосферного воздуха нетранспортного происхождения, мг/м3; N – суммарная интенсивность движения автомобилей на городской дороге, автомобилей в час; Кт – коэффициент токсичности автомобилей по выбросам в атмосферный воздух СО; Ку – коэффициент, учитывающий изменение загрязнения атмосферного воздуха СО в зависимости от величины продольного уклона (табл. 4); Ка – коэффициент, учитывающий аэрацию местности (табл. 5); Кс – коэффициент, учитывающий изменения концентрации СО в зависимости от скорости ветра (табл. 6); Кв – коэффициент, учитывающий изменения концентрации СО в зависимости от влажности воздуха (табл. 7); Кп – коэффициент, учитывающий увеличение концентрации СО в воздухе у перекрестков (табл. 8). Коэффициент токсичности автомобилей определяется как средневзвешенный для потока автомобилей по формуле Кт = ∑ Рi · KTi , где Рi – состав автотранспорта в долях единицы; KTi – определяется по табл. 3. Таблица 3 Значения Кт Тип автомобиля Легкий грузовой Средний грузовой Тяжелый грузовой Автобус Легковой Значения Ку Продольный уклон 0 2 4 6 8 Кт 2,3 2,9 0,2 3,7 1,0 Таблица 4 Ку 1,00 1,06 1,07 1,18 1,55 Например, на исследуемом участке интенсивность движения составила 500 автомобилей в час (N). Состав автотранспорта: 10 % приходится на лег7
Стр.7
кий грузовой, 10 % – на средний грузовой, 5 % – на тяжелый грузовой, 5 % – на автобусы, 70 % – на легковые автомобили. Тогда величину Кт находим по следующему выражению: Кт = 0,1· 2,3 + 0,1· 2,9 + 0,05 · 0,2 + 0,05 · 3,7 + 0,7 · 1 = 1,41 Значение Ка Тип местности по степени аэрации Транспортные тоннели Транспортные галереи Магистральные улицы и дороги с многоэтажной застройкой с двух сторон Жилые улицы с одноэтажной застройкой, улицы и дороги в выемке Городские улицы и дороги с односторонней застройкой, набережные, эстакады, виадуки, высокие насыпи Пешеходные тоннели Значение Кс Скорость ветра, м/с 1 2 3 4 5 6 Значение Кв Относительная влажность 100 90 80 70 60 50 Значение Кп Тип пересечения Регулируемое пересечение: – со светофорами обычное; – со светофорами управляемое; – саморегулируемое; Нерегулируемое: – со снижением скорости; – кольцевое; – с обязательной остановкой ПДК выбросов от автотранспорта по СО равен 5 мг/м3. 8 Таблица 5 Ка 2,7 1,5 1,0 0,6 0,4 0,3 Таблица 6 Кс 2,70 2,00 1,50 1,20 1,05 1,00 Таблица 7 Кв 1,45 1,30 1,15 1,00 0,85 0,75 Таблица 8 Кп 1,8 2,1 2,0 1,9 2,2 3,0
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ