МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФИТОХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЕКАРСТВЕННОГО РАСТИТЕЛЬНОГО СЫРЬЯ Учебно-методическое пособие Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012 Утверждено научно-методическим советом фармацевтического факультета 30 мая 2011 г., протокол № 1500-08-05. <...> Работы с летучими органическими растворителями (хлороформ, бензол, толуол, бутанол и др.), а также с концентрированными кислотами и щелочами выполнять только в вытяжном шкафу при включенной вентиляции. <...> Категорически запрещается сливать в раковину или канализацию остатки органических растворителей, кислот, щелочей, сильнопахучих извлечений из растительного сырья. <...> К таким соединениям относят алкалоиды, терпеноиды, флавоноиды, дубильные вещества, антраценпроизводные, сердечные гликозиды, горечи, сапонины и др. <...> 8 В соответствии с требованиями ОСТ 91500.05-00 «Стандарты качества лекарственного средства» от 2000 г. НД на лекарственное растительное сырье и фитопрепараты должна содержать раздел «Количественное определение». <...> Как определить в эфирном масле примесь спирта и жирного масла? <...> Сделайте заключение о соответствии ЛРС требованиям НД по содержанию эфирного масла. <...> 10–20 г измельченного сырья (масса сырья указана в частной ФС) помещают в круглодонную колбу вместимостью 1000 мл, приливают 300 мл воды и встряхивают, чтобы смочить сырье водой. <...> Запишите наблюдения, выводы и заключение в лабораторный журнал. <...> Цвет и прозрачность определяют, поместив 10 мл масла в цилиндр из прозрачного стекла диаметром 2–3 см, наблюдая в проходящем свете. <...> Запах определяют, нанося 2 капли эфирного масла на полоску фильтровальной бумаги длиной 12 см и шириной 5 см так, чтобы масло не смачивало края бумаги, и сравнивают запах испытуемого образца через каждые 15 мин с запахом <...>
Фитохимический_анализ_лекарственного_растительного_сырья.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ФИТОХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЛЕКАРСТВЕННОГО РАСТИТЕЛЬНОГО
СЫРЬЯ
Учебно-методическое пособие
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2012
Стр.1
Оглавление
Инструкция для студентов по технике безопасности и правилам работы
в фитохимической лаборатории ............................................................................ 4
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 8
Глава 1. ЭФИРНЫЕ МАСЛА .............................................................................. 10
Глава 2. ЛИПИДЫ ................................................................................................ 15
Глава 3. УГЛЕВОДЫ............................................................................................ 19
Глава 4. ВИТАМИНЫ.......................................................................................... 24
Глава 5. АЛКАЛОИДЫ........................................................................................ 27
Глава 6. СЕРДЕЧНЫЕ ГЛИКОЗИДЫ................................................................ 35
Глава 7. САПОНИНЫ........................................................................................... 41
Глава 8. АНТРАЦЕНПРОИЗВОДНЫЕ.............................................................. 46
Глава 9. ФЛАВОНОИДЫ..................................................................................... 52
Глава 10. ДУБИЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА................................................................ 58
Тестовые задания .................................................................................................. 64
Задания для самостоятельной работы................................................................. 74
Литература ............................................................................................................. 76
3
Стр.3
10. В случае воспламенения ЛВЖ необходимо выключить все газовые,
электронагревательные приборы и вентиляцию, обесточить помещение.
Пламя прикрыть одеялом (покрывалом), засыпать песком или воспользоваться
огнетушителем. В случае необходимости вызвать пожарную
охрану. В случае воспламенения водорастворимых спиртов разрешается
заливать их водой.
11. В случае воспламенения одежды на пострадавшего немедленно набросить
любую одежду (халат, пиджак, одеяло) и повалить на пол. Нельзя
совершать резкие движения (бежать и т.п.).
12. При термическом ожоге посыпать обожженное место питьевой содой
либо приложить примочку из свежеприготовленных растворов питьевой
соды или перманганата калия. При тяжелых и обширных ожогах
необходима медицинская помощь.
V. Правила безопасной работы с едкими веществами
1. Концентрированные кислоты должны поступать в лабораторию в таре
не более 1 л.
2. Едкие (агрессивные, вызывающие химические ожоги) кислоты (HCl,
HNO3, H2SO4, HF, Cr2O3), а также концентрированные растворы щелочей
(NaOH, KOH и растворы NH3), попадая на кожу, вызывают ожоги, напоминающие
термические. Щелочь и в сухом виде при попадании на кожу
может вызвать ожоги. Особая опасность щелочей заключается в возможности
поражения глаз, поэтому для предупреждения ожогов при любых
работах с едкими веществами необходимо пользоваться предохранительными
очками и резиновыми перчатками, а в отдельных случаях резиновыми
фартуками и резиновыми сапогами.
3. Разливать концентрированные азотную, серную, соляную кислоты
нужно только при включенной вентиляции в вытяжном шкафу.
4. Для приготовления растворов серной кислоты ее необходимо приливать
в воду тонкой струйкой при непрерывном перемешивании.
ПРИЛИВАТЬ ВОДУ В СЕРНУЮ КИСЛОТУ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
5. Применять серную кислоту в эксикаторах и вакуум-эксикаторах в качестве
водопоглощающего средства ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
6. Отработанные кислоты и щелочи следует собрать раздельно в специальную
посуду и после нейтрализации слить в канализацию или специально
отведенное для этих целей место.
7. Растворять щелочи следует путем медленного прибавления к воде небольших
кусочков вещества при непрерывном размешивании, куски щелочи
брать только щипцами.
8. Разлитые кислоты или щелочи необходимо немедленно засыпать песком,
нейтрализовать и лишь после этого проводить уборку.
6
Стр.6
9. Хромовая смесь вызывает сильные ожоги, а также может причинить
тяжелые хронические заболевания с омертвением ткани почти до костей.
При мойке посуды хромовой смесью необходимо остерегаться попадания
смеси на кожу, одежду, обувь.
10. Жидкости, могущие причинить ожоги и отравления, ЗАПРЕЩАЕТСЯ
набирать ртом через пипетки.
11. При ожогах кислотами необходимо промыть обожженное место
проточной водой, а затем раствором питьевой соды.
12. При ожогах едкими щелочами необходимо промыть обожженное
место проточной водой, а затем разбавленной уксусной кислотой.
VI. Обязанности дежурного студента
Дежурный по группе после окончания работы обязан:
1. Проверить, все ли электроплиты и водяные бани, использовавшиеся
группой, выключены.
2. Принять рабочие места у студентов.
3. Убедиться в сохранности и комплектности оборудования, полученного
для работы, и сдать его лаборанту.
4. Проверить чистоту и порядок и сдать лаборанту лабораторию.
Вопросы для проверки знаний по технике безопасности
1. В чем заключается подготовка к работе и окончание работы в лаборатории?
Расскажите об обязанностях дежурного студента.
2. Расскажите о правилах поведения на рабочем месте.
3. Расскажите о правилах работы с электроприборами. Как поступают в
случае отключения электроэнергии?
4. Расскажите о правилах работы с реактивами, о правилах нагревания
жидкостей и сухих веществ в пробирке.
5. Расскажите о правилах работы и перегонки ЛВЖ. Как поступают с
отработанными ЛВЖ?
6. Как поступают при случайном разливе ЛВЖ? Как поступают при возгорании
ЛВЖ?
7. Как поступают в случае возникновения пожара, воспламенения одежды?
Расскажите о первой медицинской помощи при термическом ожоге.
8. Расскажите о правилах приготовления растворов кислот из концентрированных
кислот и о правилах приготовления растворов щелочей.
9. Расскажите о первой медицинской помощи при ожоге кислотой и щелочью.
10.
Как поступают в случае пролития кислоты или щелочи? Расскажите
об утилизации отработанных кислот и щелочей.
7
Стр.7
ВВЕДЕНИЕ
Целебное действие лекарственных растений на организм человека
объясняется присутствием в них различных биологически активных веществ
(БАВ). К настоящему времени накоплены сведения о биологической
активности более 10 000 природных веществ, относящихся к различным
классам органических соединений. Лекарственное растение – это совершенно
особый объект изучения, т.к. представляет собой достаточно сложную
лабораторию, в которой синтезируются одновременно сотни, если не
тысячи, биологически активных веществ. Этим объясняется эффект множественного
воздействия на различные системы и органы.
Вещества, вырабатываемые в результате метаболизма (совокупности
химических реакций в организме, обеспечивающих его веществами для построения
тела и энергией для поддержания жизнедеятельности), можно разделить
на вещества первичного и вторичного метаболизма.
К веществам первичного метаболизма (первичного биосинтеза) относят
белки, витамины, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты, ферменты.
Они образуются в результате реакций, сходных для всех живых организмов.
Помимо
реакций первичного обмена существует значительное число
метаболических путей, приводящих к образованию соединений, свойственных
лишь определенным, иногда очень немногим группам организмов. Эти
реакции, согласно И. Чапеку (1921 г.) и К. Пеху (1940 г.) объединяют термином
вторичный метаболизм, а продукты называются продуктами вторичного
метаболизма.
Вторичные соединения образуются по преимуществу у вегетативно
малоподвижных групп живых организмов – растений и грибов. У животных
продукты вторичного обмена сравнительно редки и часто поступают извне
вместе с растительной пищей. К таким соединениям относят алкалоиды,
терпеноиды, флавоноиды, дубильные вещества, антраценпроизводные, сердечные
гликозиды, горечи, сапонины и др. В современной медицине продукты
вторичного обмена применяются значительно шире и чаще, чем первичные
метаболиты. Это связано с очень ярким фармакологическим эффектом
и множественным воздействием на различные системы и органы человека
и животных. Синтезируются они на основе первичных соединений.
При качественном анализе используют общие и специфические реактивы
на группы действующих веществ или отдельные компоненты. Наиболее
удобным способом обнаружения биологически активных веществ является
тонкослойная хроматография (ТСХ). На хроматограмме действующие
вещества проявляются путем просматривания в УФ-свете или после обработки
специфическими реактивами. Идентификацию компонентов осуществляют
путем сравнивания Rf исследуемых веществ с Rf стандартных образцов.
8
Стр.8