Теплофизика и аэромеханика, 2014, том 21, № 2 К 100-летию со дня рождения В.В. Струминского Годы, отданные развитию аэродинамики в Сибири А.М. <...> Окончив университет с отличием, В.В. Струминский поступил в аспирантуру при Институте физики МГУ, а в 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Электронная теория твёрдых тел», где представил решение уравнения Шредингера для кристаллической решетки сплавов. <...> В 1957 г. В.В. Струминский избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1961 г. за исследования по аэродинамике группе учёных ЦАГИ во главе с ним была присуждена Ленинская премия. <...> Коллегия МАП СССР при участии генеральных конструкторов, ведущих учёных и руководителей отраслевых институтов одобрила инициативу Сибирского отделения по развитию аэродинамических исследований в институте, в декабре В.В. Струминский был избран директором ИТПМ СО АН СССР и членом Президиума Сибирского отделения. <...> Первостепенной проблемой было развитие и создание экспериментальной аэродинамической базы: модернизация сверхзвуковой аэродинамической трубы Т-313 с расширением диапазона чисел Маха до 7, разработка и создание новых аэродинамических труб с пониженной степенью турбулентности ⎯ дозвуковой Т-324 и сверхзвуковой Т-325, разработка гиперзвуковых аэродинамических труб, строительство водородного стенда [1−3]. <...> Наряду с этим, Владимир Васильевич предпринял меры по повышению научного уровня сотрудников института путём организации специального курса лекций профессоров из Москвы Теплофизика и аэромеханика, 2014, том 21, № 2 и Ленинграда (И.П. Гинзбурга, Р.Г. Баранцева, Г.П. Воскресенского, А.И. Бунимовича, В.Н. Жигулёва). <...> Большое внимание Владимир Васильевич уделял вводу в эксплуатацию сверхзвуковой аэродинамической трубы Т-313 и расширению диапазона чисел Маха на этой трубе до 7 [4, 5]. <...> С этой целью была разработана конструкторская документация и изготовлены новая коробка сопл со вставками М = 5, 6 и 7, омический подогреватель воздуха <...>
Теплофизика_и_аэромеханика_№2_2014.pdf
Теплофизика и аэромеханика, 2014, том 21, № 2
К 100-летию со дня рождения В.В. Струминского
Годы, отданные развитию аэродинамики в Сибири
А.М. Харитонов
Институт теоретической и прикладной механики
им. С.А. Христиановича СО РАН, Новосибирск
E-mail: khar@itam.nsc.ru
29 апреля 2014 г. исполняется
100 лет со дня рождения Владимира
Васильевича Струминского. Он родился
в Оренбурге в семье школьного учителя
Василия Яковлевича Струминского
(1880–1967) и его жены Марии
Фёдоровны Дмитровской (1884−1972).
После окончания семи классов школы
он работал токарем на заводе в Казани
и затем на заводе «Динамо» в Москве.
В 1933 г. Владимир Васильевич без
отрыва от производства окончил рабфак
и поступил на физический факультет
МГУ им. М.В. Ломоносова. Окончив
университет с отличием, В.В. Струминский поступил в аспирантуру при Институте
физики МГУ, а в 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Электронная
теория твёрдых тел», где представил решение уравнения Шредингера для кристаллической
решетки сплавов.
В канун Великой Отечественной войны Владимир Васильевич был распределён
Родители В.В. Струминского.
в ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, где начал заниматься новыми для него проблемами ⎯
аэродинамическими исследованиями крыльев конечного размаха. Спустя несколько лет
он разработал метод расчета максимальной подъемной силы крыла и распределения
срывных зон по его размаху. Проведенные исследования серии крыльев конечного размаха
в натурной трубе ЦАГИ при больших числах Рейнольдса подтвердили эффективность
предложенного метода аэродинамической компоновки крыла. В 1947 г. за разработку и
внедрение в серию новых крыльев для скоростных самолетов В.В. Струминскому
вместе с другими учеными ЦАГИ была присуждена Государственная премия. Крупным
вкладом Владимира Васильевича в развитие авиации является разработанный им во
время Великой Отечественной войны метод аэродинамической компоновки крыла из
набора профилей с безотрывным обтеканием концевых сечений крыльев, что обеспечивало
высокую надёжность и безопасность полёта при больших углах атаки. Этому
предшествовал большой комплекс теоретических работ. Были найдены точные решения
трехмерных уравнений пограничного слоя для скользящих крыльев бесконечно большого
размаха и стреловидных крыльев большого удлинения. В 1947 г. В.В. Струминский
защитил докторскую диссертацию. В этом же году в конструкторских бюро С.А. Лавочкина,
© Харитонов А.М., 2014
139
Стр.1
Харитонов А.М.
А.И. Микояна, А.С. Яковлева были созданы первые истребители со стреловидными
крыльями. В дальнейшем на самолётах со стреловидными крыльями был впервые преодолён
«звуковой барьер», авиация вышла на сверхзвуковые скорости. В это же время
по инициативе Струминского в ЦАГИ был построен ряд новых аэродинамических труб
и установок, существенно расширивших возможности экспериментальных исследований.
В 1948 г. В.В. Струминскому за разработку и внедрение в серийное производство
скоростных стреловидных крыльев была присуждена вторая Государственная премия.
За лучшую работу по теории авиации ему присуждается золотая медаль и первая
премия Н.Е. Жуковского, а в 50-х гг. он был назначен заместителем начальника ЦАГИ
по аэродинамике и руководителем основной аэродинамической лаборатории № 2.
В 1957 г. В.В. Струминский избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1961 г.
за исследования по аэродинамике группе учёных ЦАГИ во главе с ним была присуждена
Ленинская премия.
В конце июля 1966 г. председатель Сибирского отделения академик М.А. Лаврентьев
представил Учёному совету Института теоретической и прикладной механики СО АН
СССР будущего директора ⎯ академика В.В. Струминского. Коллегия МАП СССР при
участии генеральных конструкторов, ведущих учёных и руководителей отраслевых институтов
одобрила инициативу Сибирского отделения по развитию аэродинамических
исследований в институте, в декабре В.В. Струминский был избран директором ИТПМ
СО АН СССР и членом Президиума Сибирского отделения. Возглавив институт, Владимир
Васильевич в соответствии с решением Президиума Сибирского отделения установил
главным научным направлением деятельности института теоретические и экспериментальные
исследования аэродинамического профиля.
Первостепенной проблемой было развитие и создание экспериментальной аэродинамической
базы: модернизация сверхзвуковой аэродинамической трубы Т-313 с расширением
диапазона чисел Маха до 7, разработка и создание новых аэродинамических труб
с пониженной степенью турбулентности ⎯ дозвуковой Т-324 и сверхзвуковой Т-325,
разработка гиперзвуковых аэродинамических труб, строительство водородного стенда [1−3].
В институте развернулись работы по теоретическому и экспериментальному изучению
устойчивости ламинарных течений, структуры турбулентных потоков, динамике разреженных
газов и развитию методов решения уравнения Больцмана, исследованию способов
применения жидкого водорода на космических аппаратах, по проблемам теплозащиты,
смешения и горения новых криогенных топлив. Для решения этих задач под руководством
В.В. Струминского был осуществлён ряд мероприятий, направленных на подбор
и подготовку научных кадров, а также на расширение как экспериментальной, так и производственной
базы института.
С целью подготовки молодых специалистов была переВ.В.
Струминский
140
строена работа базовой кафедры газовой динамики НГУ.
Учебный план кафедры был дополнен новыми курсами:
“Динамика вязкого газа” (В.В. Струминский, Н.А. Желтухин),
“Аэродинамика разреженного газа” (В.В. Струминский),
“Газовая динамика” (В.Г. Дулов). В результате,
в короткие сроки удалось наладить подготовку специалистов,
отвечающих профилю проводимых в институте
исследований. Кадровая проблема решалась также путём
приглашения на постоянную работу квалифицированных
аэродинамиков из других городов страны. Наряду с этим,
Владимир Васильевич предпринял меры по повышению
научного уровня сотрудников института путём организации
специального курса лекций профессоров из Москвы
Стр.2
Теплофизика и аэромеханика, 2014, том 21, № 2
и Ленинграда (И.П. Гинзбурга, Р.Г. Баранцева, Г.П. Воскресенского, А.И. Бунимовича,
В.Н. Жигулёва). В.В. Струминский приглашал в Новосибирск ведущих зарубежных учёных
(Ж.Л. Поттера, Л. Триллинга, В. Пфеннингера и C. Богдонова из США, Фавра и
Дюма из Франции и других).
Большое внимание Владимир Васильевич уделял вводу в эксплуатацию сверхзвуковой
аэродинамической трубы Т-313 и расширению диапазона чисел Маха на этой
трубе до 7 [4, 5]. С этой целью была разработана конструкторская документация и изготовлены
новая коробка сопл со вставками М = 5, 6 и 7, омический подогреватель воздуха,
форкамера с увеличенным поджатием потока и системой механического перехода
с “холодного” тракта на “горячий”.
В связи с интенсивным развитием ракетной и космической техники одним из основных
научных направлений, инициированных Струминским в ИТПМ, стало изучение
динамики разреженных газов. Создавалась вакуумная аэродинамическая труба. Была
организована специальная лаборатория, которую возглавил Ю.Д. Нагорных. В ней
выросли талантливые учёные, доктора наук: Ю.Н. Григорьев, М.С. Иванов, В.Я. Рудяк и др.
Ими был предложен новый общий метод решения уравнения Больцмана, выявлены
основные законы движения многокомпонентных газовых смесей, решен ряд других задач
в этой области.
Владимир Васильевич был в высшей степени организованным, целеустремлённым
учёным и руководителем. Всегда поражали его неутомимость и способность обсуждать
проблему столько времени, сколько необходимо для нахождения оптимального решения.
Он регулярно посещал лаборатории и строящиеся установки, участвовал в экспериментах,
проводил рабочие совещания, на которых обсуждались возникавшие проблемы.
На это он не жалел ни времени, ни сил. Вспоминается случай, когда настраивались
механические весы АВ Т-313 и мы столкнулись с проблемами нестабильной работы
-механизма. Неожиданно посетив трубу, он ознакомился с возникшей проблемой и собрал
всех у себя в кабинете для совместного обсуждения и выявления возможных причин.
В результате через два дня удалось преодолеть все проблемы и провести испытания
контрольной модели, результаты которых подтвердили правильность работы механических
весов.
По инициативе и под руководством В.В. Струминского в ИТПМ СО РАН были
начаты систематические исследования явления перехода пограничного слоя как с целью
изучения влияния многообразия факторов, так и с целью выявления природы влияния
единичного числа Рейнольдса на переход в пограничном слое [6].
В число основных научных направлений института В.В. Струминский включил
решение проблемы ламинаризации обтекания летательных аппаратов. Ещё работая
в ЦАГИ, он опубликовал в “Докладах АН СССР” две работы [7, 8], посвящённые нелинейной
теории гидродинамической устойчивости
пограничных слоёв. Для решения
этой проблемы он привлёк талантливую
молодёжь из числа сотрудников института
и студентов НГУ, а в 1968 г. создал
лабораторию гидродинамической устойчивости
во главе с В.Я. Левченко. В ней
успешно трудились в то время С.А. Гапонов,
А.Г. Володин, А.С. Соловьёв, В.В. Козлов,
Ю.С. Качанов, В.С. Косорыгин и др.
Сверхзвуковая аэродинамическая труба Т-313
(М = 1,75÷7).
141
α
Стр.3