Раскрывается специфика научной работы в музеях разных профильных групп, даются списки литературы, позволяющей самостоятельно проанализировать научную работу конкретного музея. <...> П. Г. Демидова, 2012 2 Введение Научно-исследовательская работа является одним из основных направлений музейной деятельности. <...> От того, к какому типу музей относится, зависит приоритетность научных исследований. <...> Важным представляется и выявление связей научной работы региональных музеев с краеведческими исследованиями различных учреждений и организаций; усвоение знаний об особенностях и своеобразии научной работы в конкретных музеях с точки зрения локальных культурных процессов. <...> В результате освоения дисциплины обучающийся должен: - знать современные направления и проблемы истории культуры, музееведения, изучения и освоения объектов культурного и природного наследия; классификацию наук и научных исследований; теоретические основы организации, управления научноисследовательскими работами; 3 - уметь формулировать научно-исследовательские и научнопрактические проблемы и использовать эвристические методы их решения; самостоятельно выполнять исследования при решении научно-теоретических и прикладных задач в профессиональной деятельности с применением современных научно-информационных или образовательных технологий; оценивать эффективность и результаты научной деятельности; - владеть основами современной методологии научного познания; составлением рефератов, обзоров, методических пособий; способностью к профессиональной адаптации и изменению профиля деятельности. <...> Место научной работы в ряду основных форм музейной деятельности В истории музейного дела можно проследить различные оценки научной деятельности. <...> После Всероссийского музейного съезда 1930 г. Наркомпрос утвердился во мнении, что основной профиль музеев – политическое просвещение. а основная задача – «войти в авангард учреждений <...>
Научно-исследовательская_работа_в_музеях_Центральной_России_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра музеологии и краеведения
Ю. Г. Салова
Научно-исследовательская работа
в музеях Центральной России
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по направлению
Музеология и охрана объектов культурного назначения
Ярославль 2012
1
Стр.1
УДК 069:002(470.3)(072)
ББК Ч77 4я73
С 16
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2012
Рецензент
кафедра музеологии и краеведения
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова
Салова, Ю. Г. Научно-исследовательская работа в
С 16
музеях Центральной России: метод. указания / Ю. Г. Салова;
Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль :
ЯрГУ, 2012. – 52 с.
В методических указаниях рассматриваются основные
направления научно-исследовательской деятельности
музеев. Раскрывается специфика научной работы в музеях
разных профильных групп, даются списки литературы, позволяющей
самостоятельно проанализировать научную
работу конкретного музея.
Предназначены для студентов, обучающихся по направлению
072300.68 Музеология и охрана объектов культурного
назначения (дисциплина «Научно-исследовательская
работа в музеях Центральной России» цикл М1),
очной формы обучения.
УДК 069:002(470.3)(072)
ББК Ч77 4я73
Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова, 2012
2
Стр.2
б) унифицированные общемузейные формы описания, рекомендуемые
для использования в музейной практике: типовая карточка научного
описания, типовые схемы описания, унифицированный паспорт
на движимые памятники истории и культуры (музейные предметы);
в) внутримузейные формы описания, ориентированные на определенные
типы справочников, создаваемые музеем для различных целей
(каталоги, картотеки и др.). <…>
Кучеренко М. Е. Научно-фондовая работа в музее (методическое
пособие в помощь молодому специалисту). М., 2004. С. 18–20, 30–33,
63–67.
Оглавление
Введение .............................................................................................. 3
Место научной работы в ряду основных форм
музейной деятельности ............................................................... 4
Проблемы музеефикации памятников культуры ............................ 7
Комплектование фондов и изучение коллекций ............................. 9
Хранение, консервация и реставрация ........................................... 11
Экспозиционная работа ................................................................... 14
Исследования в сфере культурно-образовательной
работы музея .............................................................................. 16
Музейная педагогика как теоретическая основа
музейной коммуникации .......................................................... 18
Музей и посетитель с ограниченными возможностями ............... 19
Музейная социология ....................................................................... 21
Научно-технические музеи .............................................................. 23
Исторические музеи ......................................................................... 24
Комплексные музеи .......................................................................... 26
Литературные, музыкальные, театральные музеи ........................ 28
Естественно-научные музеи ............................................................ 30
Художественные музеи .................................................................... 32
51
Стр.51