О концепциях современного оперного спектакля В любом учебнике музыкальной литературы любого уровня, от музыкальной школы до консерватории можно прочитать примерно следующее: «Опера вырождалась, становилась концертом в костюмах…композитор применил новаторские приемы…нашел новые формы…», - и так далее. <...> При том, что опера жанр чрезвычайно сложный и дорогой - это неудивительно. <...> Продвигать ее по лестнице развития оказываются способны только очень талантливые и в достаточной степени мужественные люди. <...> Поэтому получается, что талантливое произведение, творчество талантливого композитора, а в практическом пользовании и изучении время оставило только такие, - это новаторство. <...> Первое исполнение «Евгения Онегина» Чайковский, не доверяя театрам, предложил студентам консерватории, потому как хотел видеть на сцене понастоящему молодых и искренне страстных людей. <...> Музыка оперы Глинки «Иван Сусанин», в то время называвшейся по политическим соображениям «Жизнь за царя», глубоко возмущала столичную публику, которая вместо привычных итальянских мотивов вдруг услышала со сцены русский народный мелос. <...> Первое исполнение «Кармен» с треском провалилось, что определило скорую кончину автора. <...> Сегодняшнее состояние оперного искусства в целом продолжается в духе генеральной линии его развития: опера вырождается, становясь концертом в костюмах. <...> Отдельные театральные коллективы, отдельные постановки время от времени взрывают или пытаются взорвать общее оперное пространство. <...> Результат же будет известен, как и в случае с «Кармен» и «Иваном Сусаниным», позже. <...> Критику сегодняшнего дня остается скорее описывать процессы, чем пытаться на них влиять. <...> На настоящий момент сложилось две основных постановочных практики, две основных концепции оперного спектакля. <...> Она основана на повторении и даже прямом копировании лучших образцов оперного искусства прошлых лет: самих названий, принципов работы с партитурой <...>