Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Переход факультета биологии и экологии на уровневую систему подготовки кадров (190,00 руб.)

0   0
АвторыМаракаев О. А., Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц88
ID237884
АннотацияВ сборнике опубликованы материалы научно-методической конференции по актуальным проблемам перехода на уровневую систему подготовки кадров на факультете биологии и экологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. В центре внимания находятся вопросы создания необходимой образовательной среды для успешного формирования компетенций у бакалавров и магистров в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
УДК57:37.016
ББК28я43
Переход факультета биологии и экологии на уровневую систему подготовки кадров : материалы науч.-метод. конференции / О. А. Маракаев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова .— Ярославль : ЯрГУ, 2011 .— 88 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237884 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. <...> П. Г. Демидова ПЕРЕХОД ФАКУЛЬТЕТА БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ Материалы научно-методической конференции Ярославль 2011 1 УДК 57:37.016 ББК Ч 48я43 П 27 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. <...> План 2010/2011 года Переход факультета биологии и экологии на уровнеП 27 вую систему подготовки кадров: материалы науч.-метод. конф. <...> В сборнике опубликованы материалы научнометодической конференции по актуальным проблемам перехода на уровневую систему подготовки кадров на факультете биологии и экологии Ярославского государственного университета им. <...> В центре внимания находятся вопросы создания необходимой образовательной среды для успешного формирования компетенций у бакалавров и магистров в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. <...> УДК 57:37.016 ББК Ч 48я43 © Ярославский государственный университет им. <...> 5 СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ХИМИЯ» В ЯрГУ им. <...> 9 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ» О.А. Маракаев . <...> 19 ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ФИЗИКЕ НА ФАКУЛЬТЕТЕ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ Р.Ф. <...> 21 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВЭКОЛОГОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ДИСЦИПЛИН БОТАНИЧЕСКОГО ЦИКЛА М.А. <...> 36 О ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОХИМИЯ И МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ» Е.Л. Грачева, Г.А. Урванцева . <...> 38 ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (ФГОС НП) А.В. Еремейшвили . <...> 50 ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-БИОЛОГОВ И ЭКОЛОГОВ НА МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ И.П. <...> 52 ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ <...>
Переход_факультета_биологии_и_экологии_на_уровневую_систему_подготовки_кадров_материалы_науч.-метод,_конф.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова ПЕРЕХОД ФАКУЛЬТЕТА БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ Материалы научно-методической конференции Ярославль 2011 1
Стр.1
УДК 57:37.016 ББК Ч 48я43 П 27 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. План 2010/2011 года Переход факультета биологии и экологии на уровнеП 27 вую систему подготовки кадров: материалы науч.-метод. конф. / Отв. за вып. канд. биол. наук, доц. О. А. Маракаев ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 86 с. В сборнике опубликованы материалы научнометодической конференции по актуальным проблемам перехода на уровневую систему подготовки кадров на факультете биологии и экологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. В центре внимания находятся вопросы создания необходимой образовательной среды для успешного формирования компетенций у бакалавров и магистров в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Материалы издаются в авторской редакции. УДК 57:37.016 ББК Ч 48я43 © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2011 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ От редакции ..................................................................................................................... 5 СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ХИМИЯ» В ЯрГУ им. П. Г. ДЕМИДОВА Д.А. Базлов, В.Ю. Орлов .............................................................................................. 9 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ» О.А. Маракаев ............................................................................................................ 11 ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА-БИОЛОГА В ВУЗЕ Е.В. Шитова ............................................................................................................... 16 РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЧЕСКАЯ И ХИМИЧЕСКАЯ ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД» Д.А. Базлов, А.Г. Исакова .......................................................................................... 19 ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ФИЗИКЕ НА ФАКУЛЬТЕТЕ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ Р.Ф. Балабаева ........................................................................................................... 21 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВЭКОЛОГОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ДИСЦИПЛИН БОТАНИЧЕСКОГО ЦИКЛА М.А. Борисова ............................................................................................................ 23 РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ПРИ КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ ОБУЧЕНИЯ О.А. Ботяжова .......................................................................................................... 29 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ» В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ» А.В. Грачев, В.Ю. Орлов ............................................................................................. 36 О ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОХИМИЯ И МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ» Е.Л. Грачева, Г.А. Урванцева ..................................................................................... 38 ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (ФГОС НП) А.В. Еремейшвили ...................................................................................................... 43 3
Стр.3
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ДИСЦИПЛИН ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ХИМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В.Н. Казин, С.Г. Сибриков .......................................................................................... 50 ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-БИОЛОГОВ И ЭКОЛОГОВ НА МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ И.П. Комарова ............................................................................................................ 52 ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ НА УЧЕБНО-ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ ПО ГЕОЛОГИИ Е.С. Муравин .............................................................................................................. 56 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК КАТЕГОРИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И.Ю. Мышкин, В.Г. Лебедев, А.В. Лебедев .............................................................. 59 ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА С УЧЕТОМ ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ «ХИМИЯ» В.Ю. Орлов ................................................................................................................. 66 УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И.М. Прохорова, А.Н. Фомичева, М.И. Ковалева ................................................... 68 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВЭКОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Н.Ю. Пухова ................................................................................................................ 72 НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СРЕДЫ (БИОТЕСТИРОВАНИЕ)» Е.В. Рябухина, Е.М. Фомичева .................................................................................. 75 ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-БИОЛОГОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МИКРОБИОЛОГИИ Н.В. Шеховцова, Н.В. Верховцева ............................................................................ 78 КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Е.В. Шитова, В.Е. Середняков .................................................................................. 84 4
Стр.4
«Главная задача преподавателя – вовлечь студента в учебный процесс. То, что делает студент, чтобы учиться, значительно важнее того, что делает педагог, чтобы учить» Дэвид Милтон В 2011 году факультет биологии и экологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова отмечает свое 40-летие. Наша история началась в сентябре 1971 года, когда был осуществлен первый набор студентов на отделение «Биология» факультета естественных наук Ярославского государственного университета. В 1972 году естественный факультет стал основой для формирования трех отдельных структур – факультетов физики, математики, психологии и биологии, а несколько позже произошло разделение психологов и биологов на самостоятельные факультеты. Еще до открытия биологического отделения учебным отделом университета была проведена большая работа по формированию учебного плана и другой необходимой учебно-методической документации для специальности «Биология», а с первых дней ее существования началась кропотливая методическая работа на факультете. Важными стали не только учебные занятия, но и их методическое сопровождение. Разработка программ основных дисциплин и специальных курсов, планов лекций и лабораторных занятий, программ практик и экзаменационных материалов, тематики курсовых и дипломных работ и другая многогранная методическая деятельность, без которой невозможно себе представить организацию учебного процесса и становление факультета. Руководила этой работой учебно-методическая комиссия, которую долгие годы возглавлял профессор кафедры зоологии и экологии Л. А. Жаков. С 1995 года учебно-методическая комиссия факультета работала под руководством доцента кафедры общей и биоорганической химии И. В. Волковой. В 1999 году председателем комиссии стала доцент кафедры ботаники и микробиологии Н. В. Шеховцова, а с 2003 года методическую деятельность фа5
Стр.5