Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. <...> П. Г. Демидова Кафедра ботаники и микробиологии Н. Ю. Пухова, Н. В. Шеховцова Оформление курсовых и выпускных квалификационных работ, выполненных по кафедре ботаники и микробиологии Методические рекомендации Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальностям Биология, Экология Ярославль 2011 1 УДК 58 ББК Ч 481.254я73 П 90 Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> План 2010/2011 учебного года Рецензент кафедра ботаники и микробиологии Ярославского государственного университета им. <...> П. Г. Демидова Пухова, Н. Ю. Оформление курсовых и выпускных П 90 квалификационных работ, выполненных по кафедре ботаники и микробиологии : метод. рекомендации / Н. Ю. Пухова, Н. В. Шеховцова ; Яросл. гос. ун-т им. <...> В методических указаниях рассмотрен процесс подготовки курсовой и выпускной квалификационной работы: от выбора темы научного исследования до ее защиты. <...> Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальностям 020201.65 Биология, 020801.65 Экология (дисциплина «Курсовая работа, ВКР»), очной формы обучения. <...> Место научноисследовательской работы студентов в системе высшего профессионального образования Одной из сфер профессиональной деятельности выпускника высшего учебного заведения любого уровня являются научноисследовательские центры, поэтому научно-исследовательская работа (далее – НИР) студентов является неотъемлемой частью образовательных программ и реализуется в процессе учебных, производственных или научно-исследовательских практик, а также в рамках самостоятельной работы студентов, отведенной на освоение базовых, профильных и специальных дисциплин. <...> Результаты выполнения научно-исследовательских проектов могут оформляться в виде отчета по практике, курсовой работы и выпускной квалификационной <...>
Оформление_курсовых_и_выпускных_квалификационных_работ,_выполненных_по_кафедре_ботаники_и_микробиологии__метод._рекомендации.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра ботаники и микробиологии
Н. Ю. Пухова, Н. В. Шеховцова
Оформление курсовых
и выпускных квалификационных работ,
выполненных по кафедре ботаники
и микробиологии
Методические рекомендации
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальностям
Биология, Экология
Ярославль 2011
1
Стр.1
УДК 58
ББК Ч 481.254я73
П 90
Рекомендовано
редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2010/2011 учебного года
Рецензент
кафедра ботаники и микробиологии Ярославского
государственного университета им. П. Г. Демидова
Пухова, Н. Ю. Оформление курсовых и выпускных
П 90
квалификационных работ, выполненных по кафедре ботаники
и микробиологии : метод. рекомендации / Н. Ю. Пухова,
Н. В. Шеховцова ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова.
– Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 64 с.
В методических указаниях рассмотрен процесс подготовки
курсовой и выпускной квалификационной работы:
от выбора темы научного исследования до ее защиты.
Методические указания предназначены для студентов,
обучающихся по специальностям 020201.65 Биология,
020801.65 Экология (дисциплина «Курсовая работа,
ВКР»), очной формы обучения.
УДК58
ББК Ч 481.254я73
© Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова,
2011
2
Стр.2
1. Основы научноисследовательской
работы студента
1.1. Место научноисследовательской работы
студентов в системе высшего профессионального
образования
Одной из сфер профессиональной деятельности выпускника
высшего учебного заведения любого уровня являются научноисследовательские
центры, поэтому научно-исследовательская
работа (далее – НИР) студентов является неотъемлемой частью
образовательных программ и реализуется в процессе учебных,
производственных или научно-исследовательских практик, а также
в рамках самостоятельной работы студентов, отведенной на
освоение базовых, профильных и специальных дисциплин.
Результаты выполнения научно-исследовательских проектов
могут оформляться в виде отчета по практике, курсовой работы и
выпускной квалификационной работы (далее – ВКР).
Непременным условием государственной итоговой аттестации
каждого уровня высшего образования является защита соответствующей
выпускной квалификационной работы, которая
является, как правило, квинтэссенцией всех научно-исследовательских
проектов, выполненных студентом в процессе освоения
конкретной программы высшего образования.
В процессе выполнения научно-исследовательской работы
студенты приобретают и развивают как общекультурные, так и
профессиональные компетенции.
Наиболее значимыми среди общекультурных компетенций
являются
приобретение новых знаний и формирование суждений по
научным и профессиональным проблемам с помощью современных
образовательных и информационных технологий;
выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального
и профессионального саморазвития и самосовершенствования;
использование нормативных документов в своей деятельности;
3
Стр.3
использование в познавательной профессиональной деятельности
базовых знаний по естественным и социально-гуманитарным
наукам;
демонстрация экологической грамотности, понимания социальной
значимости и умения прогнозирования последствий
своей профессиональной деятельности;
развитие способности к критическому анализу и переоценке
своей профессиональной деятельности;
способность к письменной и устной коммуникации на
родном и иностранном языках, навыки социального и делового
общения;
использование основных технических средств в профессиональной
деятельности: работа на компьютере и в компьютерных
сетях, использование универсальных пакетов прикладных компьютерных
программ, создание баз данных на основе ресурсов
Internet, способность работать с информацией в глобальных
компьютерных сетях;
способность использовать базовые знания и навыки управления
информацией для решения профессиональных исследовательских
задач, соблюдение основных требований информационной
безопасности;
проявление творческих качеств;
способность правильно ставить цели, проявлять настойчивость
и выносливость в их достижении;
заинтересованность в качестве выполняемой работы;
умение работать самостоятельно и в команде;
владение основными методами защиты персонала.
К основным профессиональным компетенциям, вырабатываемым
студентом в процессе научно-исследовательской работы,
следует отнести
демонстрацию базовых представлений по дисциплинам направления
и знание принципов организации биологических объектов,
оптимального природопользования и охраны природы;
использование методов наблюдения, описания, идентификации,
классификации, культивирования биологических объектов;
знание принципов мониторинга, оценки состояния природной
среды и охраны живой природы;
4
Стр.4
оперирование правовыми основами исследовательских работ
и законодательства РФ в области охраны природы и природопользования,
соблюдения норм авторского права;
умение вести дискуссию;
способность эксплуатировать современную аппаратуру и
оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых
и лабораторных биологических и экологических работ;
использование современных методов обработки, анализа и
синтеза полевой и лабораторной информации;
применение на практике приемов составления научно-технических
отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных
записок;
умение понимать, излагать и критически анализировать
получаемую информацию и представлять результаты полевых и
лабораторных биологических и экологических исследований;
использование нормативных документов, определяющих
организацию и технику безопасности работ.
НИР студента выполняется и оформляется как курсовая
работа:
по окончании 3 курса – у бакалавров;
по окончании 3 и 4 курсов – у специалистов
или как выпускная квалификационная работа:
у бакалавров (по окончании 4 курса – выпускная работа
бакалавра);
у специалистов (по окончании 5 лет обучения – дипломная
работа);
у магистров (по окончании двух лет обучения в магистратуре
– магистерская диссертация).
1.2. Организация научноисследовательской
работы студента в учебном процессе
на кафедре ботаники и микробиологии
1.2.1. Выбор темы научного исследования
Темы НИР, как правило, предлагаются кафедрами. В их основе
могут быть материалы научно-исследовательских или научнопроизводственных
работ кафедры, факультета, научных или про5
Стр.5