П. Г. Демидова Кафедра музеологии и краеведения Д. Е. Озерова Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Музеология Ярославль 2011 1 УДК 069:001.12 ББК 477я73 О 46 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> Методические указания включают основные темы курса «Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом», вопросы для контроля, темы рефератов, задания для самостоятельной и практической работы, вопросы к экзамену и рекомендуемую литературу. <...> 2 Введение Целью курса «Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом» является освоение студентами системы знаний об одном из основных направлений работы современного музея. <...> Студенты начинают изучение курса с этапов развития культурно-образовательной деятельности в разные периоды становления отечественного музееведения, получают представление о базовых и новых формах работы с посетителями, использовании этих форм на практике в российских и зарубежных музеях. <...> Студенты изучают музей как многофункциональный социокультурный институт, имеющий широкие возможности для формирования личности, призванный быть центром просвещения и образования широкого круга людей. <...> В процессе освоения курса уделяется внимание каждой категории посетителей: музей и дошкольники, музей и школа, музей и студенты, музей и семья, музей и туристы, музей и пенсионеры, музей и посетители с ограниченными возможностями. <...> Вопросы изучения музейной аудитории – реальной и потенциальной – также не оставлены в стороне. <...> В программу курса входят базовые знания о музейной социологии. <...> Поскольку теоретической основой культурно-образовательной деятельности является музейная педагогика, одна из тем посвящена истории ее происхождения и развития, представлениям <...>
Культурно-образовательная_деятельность_музеев_в_России_и_за_рубежом__методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра музеологии и краеведения
Д. Е. Озерова
Культурно-образовательная
деятельность музеев
в России и за рубежом
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности Музеология
Ярославль 2011
1
Стр.1
УДК 069:001.12
ББК 477я73
О 46
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2011 года
Рецензент
кафедра музеологии и краеведения
Озерова, Д. Е. Культурно-образовательная деятельность музеев
О 46
в России и за рубежом : методические указания / Д. Е. Озерова;
Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 48 с.
Методические указания включают основные темы курса «Культурно-образовательная
деятельность музеев в России и за рубежом», вопросы
для контроля, темы рефератов, задания для самостоятельной и
практической работы, вопросы к экзамену и рекомендуемую литературу.
Предназначены
для студентов, обучающихся по специальности
031502.65 Музеология (дисциплина «Культурно-образовательная деятельность
музеев в России и за рубежом», блок ДС), очной формы
обучения.
УДК 069:001.12
ББК 477я73
© Ярославский государственный университет
им. П. Г. Демидова, 2011
____________________________________________________________________
Учебное издание
Озерова Дарья Евгеньевна
Культурно-образовательная деятельность музеев
в России и за рубежом
Методические указания
Редактор, корректор М. Э. Левакова
Верстка Е. Л. Шелехова
Подписано в печать 30.11.11. Формат 60×84 1/8. Бум. офсетная.
Гарнитура "Times New Roman". Усл. печ. л. 2,79. Уч.-изд. л. 2,03.
Тираж 20 экз. Заказ
Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова.
Отпечатано на ризографе.
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова.
150000, Ярославль, ул. Советская, 14.
2
Стр.2
Введение
Целью курса «Культурно-образовательная деятельность музеев
в России и за рубежом» является освоение студентами системы
знаний об одном из основных направлений работы современного
музея.
Студенты начинают изучение курса с этапов развития культурно-образовательной
деятельности в разные периоды становления
отечественного музееведения, получают представление о
базовых и новых формах работы с посетителями, использовании
этих форм на практике в российских и зарубежных музеях. В заданиях
предлагается самостоятельно разработать некоторые музейные
мероприятия.
Студенты изучают музей как многофункциональный социокультурный
институт, имеющий широкие возможности для формирования
личности, призванный быть центром просвещения и образования
широкого круга людей. В процессе освоения курса уделяется
внимание каждой категории посетителей: музей и дошкольники,
музей и школа, музей и студенты, музей и семья, музей и туристы,
музей и пенсионеры, музей и посетители с ограниченными
возможностями. Вопросы изучения музейной аудитории – реальной
и потенциальной – также не оставлены в стороне. В программу
курса входят базовые знания о музейной социологии.
Поскольку теоретической основой культурно-образовательной
деятельности является музейная педагогика, одна из тем посвящена
истории ее происхождения и развития, представлениям о
музейной педагогике в России и за рубежом, музейно-педагогическим
программам. Подчеркивается особое внимание музейных
специалистов в России и во всем мире к детской аудитории,
изучается история детских музеев и их современное развитие.
Отдельная тема для изучения отводится роли и значению
экспоната и экспозиции в культурно-образовательной деятельности
музея, эмоционально-образному восприятию посетителей.
В заключение курса внимание студентов фокусируется на
использовании новых технологий музейного образования, таких,
например, как интерактивность или метод «развлекая – обучать».
Будущим специалистам предлагается высказывать мнения и де3
Стр.3
лать прогнозы по поводу дальнейшего развития отношений между
современным музеем и его посетителем.
Многие темы и вопросы курса рассматриваются на примере
работы музеев Ярославской области, поэтому предполагается
обязательное посещение новых выставок и мероприятий в музеях
города Ярославля. Выполнение практических заданий позволит
студентам побывать в роли «музейного педагога», «экскурсовода»,
«автора образовательной программы», «организатора музейного
праздника» и т. д.
К другим используемым методам работы со студентами относятся
индивидуальное изучение с использованием профессиональной
и исследовательской литературы, веб-сайтов и дополнительного
материала, индивидуальная и групповая работа по выполнению
упражнений и творческих заданий.
Предложенные темы при необходимости изучаются на нескольких
лекционных и практических занятиях согласно количеству
отведенных учебным планом часов.
Тема 1. Основные этапы развития
культурно-образовательной деятельности
отечественного музея
Культурно-образовательная деятельность – одно из основных
направлений деятельности современного музея наряду с его экспозиционно-выставочной
и фондовой работой.
Понятие «культурно-образовательная деятельность» появилось
на рубеже 1980–1990-х гг., на новом этапе отношения общества к
музею и культурному наследию. В эти годы происходило переосмысление
модели музея на основе коммуникационного подхода
и складывалась новая образовательная модель музея. Музей стал
рассматриваться как важное средство развития творческого потенциала
человека, формирования его ценностных ориентаций.
Корни современных культурно-образовательных принципов
в нашей стране можно найти еще в XIX в., достаточно вспомнить
труд русского философа Н. Ф. Федорова «Музей, его смысл и назначение».
Многие его высказывания о музее являются актуаль4
Стр.4
ными и по настоящий день. Другой русский ученый и педагог –
К. Д. Ушинский – впервые сказал о принципе наглядного обучения,
который является основным в культурно-образовательной
сфере музея.
В качестве самостоятельного направления работа с публикой
выделилась из других сфер музейной деятельности в конце XIX –
начале XX в., получив название «культурно-воспитательная работа».
Со второй половины 1920-х гг. она обозначалась понятием
«политико-просветительная работа», а с 1930-х гг. – «массовая
политико-просветительная работа», на рубеже 1950–1960-х гг. –
«научно-просветительная работа».
На каждом историческом этапе изменение термина отражало
новые содержательные аспекты музейной работы и новые задачи
музея в обществе, которые будут рассмотрены на занятиях.
Задание 1
Ознакомьтесь с энциклопедической статьей о культурнообразовательной
деятельности музеев:
Российская музейная энциклопедия. – М.: Прогресс, М.:
РИПОЛ классик, 2005. – С. 311.
Задание 2
Прочитайте внимательно приложение 1 в конце данного пособия.
Ответьте на следующие вопросы:
– Какие высказывания участников беседы подтверждают
идеологическую роль музеев в 1980-е гг.? Найдите их в тексте и
зачитайте.
– Как отреагировали музеи Башкирии на известное постановление
ЦК КПСС о музейной работе?
– Какие формы работы с посетителями используют музеи
республики? Какие конкретные мероприятия предлагаются?
– Какие музеи занимают особое место среди других музеев
республики? Почему?
– Что такое «общественные музеи»? Каким еще термином их
обозначают?
– Какие проблемы музеев, о которых сказано в публикации,
остаются, на ваш взгляд, актуальными в 2000-е гг.?
5
Стр.5