Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636193)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История России (конец XVII-XIX век) (90,00 руб.)

0   0
Первый авторОбнорская Н. В.
АвторыСмирнова Ю. Б., Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц46
ID237565
АннотацияМетодические указания включают материалы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 031502.65 Музеология (дисциплина «Отечественная история», блок ГСЭ), очной формы обучения.
УДК94(47)
ББК63.3(2)
Обнорская, Н. В. История России (конец XVII-XIX век) : метод. указания / Ю. Б. Смирнова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; Н. В. Обнорская .— Ярославль : ЯрГУ, 2010 .— 46 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237565 (дата обращения: 17.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П. Г. Демидова Кафедра отечественной средневековой и новой истории Н. В. Обнорская Ю. Б. <...> П. Г. Демидова Обнорская, Н. В. История России (конец XVII–XIX О 20 век): метод. указания / Н. В. Обнорская, Ю. Б. Смирнова; Яросл. гос. ун-т им. <...> Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 031502.65 Музеология (дисциплина «Отечественная история», блок ГСЭ), очной формы обучения. <...> Семинарские занятия теснейшим образом связаны с лекционным курсом, дополняя его. <...> Главной целью практического курса является формирование у студентов на основе самостоятельной работы с источниками и литературой навыков исследовательской работы по заданной теме для получения новых знаний и выработки собственного мнения по рассматриваемым проблемам. <...> Методические указания и планы семинарских занятий содержат хронологическую таблицу, содержащую даты, в основном напрямую связанные с темами семинарских занятий. <...> Первая четверть XVIII века во многих сферах жизни российского государства стала переломной. <...> Финансовая политика государства в указанный период характеризовалась усилением налогового гнета. <...> В рамках семинарского занятия ставятся задачи: – показать уровень российской экономики к началу петровских преобразований, влияние петровских преобразований на развитие внешней и внутренней торговли; – выявить общее направление и отдельные мероприятия правительства в области социально-экономического развития, основные отрасли производства, условия труда работников, техническую оснащенность предприятий; – проследить процессы начального этапа складывания сословной структуры общества, построенного по новым принципам. <...> Цели и задачи петровских преобразований в экономической сфере. <...> Социальные и оппозиционные движения первой четверти XVIII в. <...> Кроме того, резко усилившийся в это время процесс закрепощения крестьян, усиление их зависимости от помещиков, рост налогового гнета, интенсивное расширение практики приписки крестьян к заводам <...>
История_России_(конец_XVII-XIX_век)_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра отечественной средневековой и новой истории Н. В. Обнорская Ю. Б. Смирнова История России (конец XVII–XIX век) Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Музеология Ярославль 2010 1
Стр.1
УДК 94(47) ББК Т 3(2)я73 О 20 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009/10 года Рецензент кафедра отечественной средневековой и новой истории Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Обнорская, Н. В. История России (конец XVII–XIX О 20 век): метод. указания / Н. В. Обнорская, Ю. Б. Смирнова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2010. – 44 с. Методические указания включают материалы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 031502.65 Музеология (дисциплина «Отечественная история», блок ГСЭ), очной формы обучения. УДК 94(47) ББК Т 3(2)я73  Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2010 2
Стр.2
С XVIII века начинается отсчет Нового времени в российской истории. XVIII – XIX века – время бурных перемен в политической, экономической и социальной сферах жизни россиян. В ходе занятий этот период изучается студентами-музеологами во втором семестре первого и в первом семестре второго курсов. Семинарские занятия теснейшим образом связаны с лекционным курсом, дополняя его. Главной целью практического курса является формирование у студентов на основе самостоятельной работы с источниками и литературой навыков исследовательской работы по заданной теме для получения новых знаний и выработки собственного мнения по рассматриваемым проблемам. Кроме того, в ходе подготовки к занятиям студент осваивает методы работы с разными видами письменных источников, знакомится с различными высказывавшимися в историографии точками зрения. Особого внимания заслуживают методические рекомендации, которые сопровождают каждое семинарское занятие. В них детально объясняется методика подготовки к ответам. На семинаре хорошим считается такой ответ, в котором используются сведения и прямые цитаты из источников, точки зрения по рассматриваемому вопросу нескольких исследователей и присутствует собственное аргументированное мнение студента. Методические указания и планы семинарских занятий содержат хронологическую таблицу, содержащую даты, в основном напрямую связанные с темами семинарских занятий. Раздел 1 Тема 1. Социально-экономическое развитие России в первой четверти XVIII в. Первая четверть XVIII века во многих сферах жизни российского государства стала переломной. Привнесенные в жизнь государства и общества перемены требовали значительной перестройки, в первую очередь, экономики страны, которая должна была обеспечить функционирование регулярного государства, строительство и существование новых армии и 3
Стр.3
флота, обеспечить, хотя бы частично, запросы нового быта. И все это – в ситуации практически непрекращающихся войн (1700– 1721 – Северная война, 1722–1723 – Русско-персидская война), заставивших все производительные силы России пребывать в постоянном напряжении. Отсутствие в государстве большого количества свободных рабочих рук и невозможность ожидания массового перехода промышленности на мануфактурную стадию естественным путем привели к широкому применению принудительного труда на предприятиях и усилению феодальной эксплуатации. Государство активно вмешивалось во все сферы производства, в том числе в технологический процесс, чтобы производилась продукция наиболее выгодного для государства вида. В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма. В области внутренней и внешней торговли в рассматриваемое время большую роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров. Важнейшее значение для экономики государства сыграл перенос торговли с Европой на Балтийское море. Финансовая политика государства в указанный период характеризовалась усилением налогового гнета. Социальная структура общества в петровский период подверглась значительной трансформации, за основу которой брались западноевропейские образцы. На смену родовому принципу пришел принцип личной выслуги. Важнейшим этапом социальных реформ явилось введение подушной подати. В рамках семинарского занятия ставятся задачи: – показать уровень российской экономики к началу петровских преобразований, влияние петровских преобразований на развитие внешней и внутренней торговли; – выявить общее направление и отдельные мероприятия правительства в области социально-экономического развития, основные отрасли производства, условия труда работников, техническую оснащенность предприятий; – проследить процессы начального этапа складывания сословной структуры общества, построенного по новым принципам. 4
Стр.4
Занятие 1. Состояние сельского хозяйства, промышленности и торговли к концу XVII века. Цели и задачи петровских преобразований в экономической сфере. 2. Политика правительства в области промышленности. 3. Торговля. 4. Налогообложение и финансы. 5. Преобразования в сословной структуре общества. Источники 1. Воскресенский, Н. А. Законодательные акты Петра I / Н. А. Воскресенский. – М.; Л., 1945. 2. Материалы по истории СССР. Вып. 4 / под ред. А. Д. Горского. Социально-экономическое развитие России в первой половине XVIII в. – М., 1988. – С. 156–194. 3. Посошков, И. Т. Книга о скудости и богатстве / И. Т. Посошков. – Любое издание. 4. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М., 2008. Литература 1. Андерсон, М. С. Петр Великий / М. С. Андерсон. – Ростов н/Д., 1997. 2. Анисимов, Е. В. Время петровских реформ / Е. В. Анисимов. – Л., 1989. 3. Анисимов, Е. В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в. / Е. В. Анисимов. – М., 1997. 4. Баггер, Х. Реформы Петра Великого: обзор исследований / Х. Баггер. – М., 1985. 5. Захаров, В. Н. Западноевропейские купцы в России. Эпоха Петра I / В. Н. Захаров. – М., 1996. 6. История предпринимательства в России // Кн. первая. От средневековья до середины XIX века. – М., 2000. 5
Стр.5