Задача – обеспечить знание основных древесных пород, применяемых в озеленении; использовать эти знания при выполнении проектов озеленения. <...> Древесные растения составляют особую группу огромного растительного царства планеты, произрастают во всех растительных зонах, входят в различные растительные сообщества. <...> В приложении есть таблицы, заполнение которых облегчит студентам изучение голосеменных и покрытосеменных пород древесных растений. <...> Во второй части указаний приведены описания голосеменных и покрытосеменных растений. <...> Здесь уместно остановиться на основных отличиях голосеменных растений от покрытосеменных. <...> Они заключаются в том, что у голосеменных семяпочка не имеет покровов. <...> Наиболее полное освоение материала позволит студентам легко справиться с дальнейшей работой при изучении дисциплины «Ландшафтный дизайн», а именно с выполнением Генерального плана озеленения территории колледжа, а также поможет успешно сдать экзамен. <...> Дендрология изучает внешнее строение древесных растений, их родство, биологические и экологические особенности, а также возможное хозяйственное использование той или иной породы. <...> Данные по дендрологии позволяют нам правильно подходить к решению важных хозяйственных задач по улучшению состава и повышению ценности производительности наших естественных лесов, по созданию полезащитных лесных полос, укреплению горных склонов; они служат основой для применения различных древесных пород при создании лесопарков, парков и городских насаждений. <...> Все эти растения изучаются в лесохозяйственных научных учреждениях и ботанических садах, а наиболее ценные из них используются для создания лесных культур и защитных насаждений, а также для работ по озеленению. <...> В настоящем издании мы рассмотрим лишь некоторые из них, которые имеют важное хозяйственное значение и широко применяются в озеленении. <...> Высшие делят на семь отделов, из которых голосеменные и покрытосеменные <...>
Основы_дендрологии_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Университетский колледж
Основы дендрологии
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности Охрана окружающей среды
и рациональное использование природных ресурсов
Ярославль 2009
1
Стр.1
УДК 504.06(1/9)
ББК П 32я73
О 75
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009 года
Рецензент
педагогический совет Университетского колледжа
Составитель И.Г. Беберина
Основы дендрологии: метод. указания / сост.
О 75
И.Г. Беберина; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ,
2009. – 52 с.
Методические указания предназначены для студентов,
обучающихся по специальности 280201.51 Охрана окружающей
среды и рациональное использование природных
ресурсов (дисциплина «Ландшафтный дизайн», блок
ТО.Р), очной формы обучения.
УДК 504.06(1/9)
ББК П 32я73
© Ярославский государственный
университет им. П.Г. Демидова,
2009
2
Стр.2
Введение
Данные методические указания предназначены для самостоятельной
работы студентов при изучении дисциплины «Ландшафтный
дизайн». Для лучшего усвоения материала и приобретения
навыков целесообразно чередовать теоретическое обучение
с проведением практических занятий и самостоятельной работой
студентов.
Цель – формирование умений и навыков при самостоятельной
работе с различными источниками, приобретение теоретических
знаний в вопросах рационального использования природных
ресурсов.
Задача – обеспечить знание основных древесных пород,
применяемых в озеленении; использовать эти знания при выполнении
проектов озеленения.
Древесные растения составляют особую группу огромного
растительного царства планеты, произрастают во всех растительных
зонах, входят в различные растительные сообщества. Деревья
и кустарники являются неизменным компонентом любого
стиля планировки сада. Большое значение имеет и хозяйственная
полезность вида, и его биологическая роль в жизни того или иного
растительного сообщества.
Необходимость близкого знакомства с отдельными представителями
дендрофлоры нашей страны вызвана, прежде всего, потребностью
человека ближе познать родную природу, чтобы заботиться
о ее сбережении. Беречь растения – это не только сохранять
их и любоваться ими, но и разумно использовать дары
природы, не нанося ей ущерба.
Методические указания состоят из двух основных частей,
каждая из которых включает по две главы. Указания предусматривают
вопросы для самоконтроля студентов. В приложении есть
таблицы, заполнение которых облегчит студентам изучение голосеменных
и покрытосеменных пород древесных растений. Рисунки,
которые имеются в приложении, помогут вспомнить материал,
полученный на занятиях по ботанике и морфологии растений.
В первой части дается определение дендрологии, приводятся
сведения о классификации древесных культур по различным при3
Стр.3
знакам. Кроме этого, студенты имеют возможность вспомнить
материал по морфологии растений для того, чтобы в дальнейшем
легче освоить материал по изучению древесных пород.
Во второй части указаний приведены описания голосеменных
и покрытосеменных растений. Из кратких описаний деревьев,
кустарников и лиан студенты узнают о местах их обитания, о
роли их в жизни человека и месте в лесных сообществах (ценозах).
Описания видов даны по следующей схеме: жизненная форма
и внешний вид, ареал, условия обитания, морфология вегетативных
и генеративных органов; эколого-биологические особенности,
хозяйственное значение и использование. Семейства
расположены в порядке латинского алфавита. Роды в пределах
семейств и виды в пределах родов также следуют в порядке латинского
алфавита.
Здесь уместно остановиться на основных отличиях голосеменных
растений от покрытосеменных. Они заключаются в том,
что у голосеменных семяпочка не имеет покровов. Она располагается
на семенной чешуе зачаточной шишки и при ее развитии в
семя плода не образуется. Древесина голосеменных растений не
имеет сосудов, а состоит из трахеид. Основной генеративный орган
покрытосеменных растений – цветок. Эволюция привела к
развитию цветков самой различной формы и строения, но основной
орган цветка – завязь, предохраняющая семяпочку, – первейший
признак покрытосеменных. Древесина покрытосеменных
растений имеет сосуды.
В результате успешного освоения материала студенты должны
знать:
•
вопросы, изучаемые дендрологией;
• классификацию древесных пород по различным признакам;
• морфологические признаки растений;
уметь:
• самостоятельно определять породы древесных культур по
гербарным материалам;
• обосновать применение тех или иных растений в определенных
условиях выращивания.
4
Стр.4
Для успешного изучения раздела «Основы дендрологии»
предусматривается работа с гербарным материалом, а также с
дополнительной литературой.
Наиболее полное освоение материала позволит студентам
легко справиться с дальнейшей работой при изучении дисциплины
«Ландшафтный дизайн», а именно с выполнением Генерального
плана озеленения территории колледжа, а также поможет
успешно сдать экзамен.
5
Стр.5