Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Сценическая речь: от слова драматургического к слову-поступку (190,00 руб.)

0   0
Первый авторЧепурина
АвторыЧепурина В.В.
ИздательствоКемГУКИ
Страниц128
ID237287
АннотацияНастоящее учебное пособие посвящено вопросам работы над речью в спектакле.
Кем рекомендованоРекомендовано УМО по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов
Кому рекомендованоАдресовано студентам вузов искусств и культуры.
ISBN978-5-8154-0237-9
ББК85.334я73
Чепурина, В.В. Сценическая речь: от слова драматургического к слову-поступку : учебное пособие / Чепурина В.В.; В.В. Чепурина .— Кемерово : КемГУКИ, 2012 .— 128 с. — ISBN 978-5-8154-0237-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/237287 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Институт театра Кафедра культуры и искусства речи В. В. ЧЕПУРИНА СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ: ОТ СЛОВА ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО К СЛОВУ-ПОСТУПКУ Рекомендовано УМО по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 071500 «Народная художественная культура» Кемерово 2012 1 УДК 808.55 ББК 85.334 Ч44 Рецензенты: заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения, профессор кафедры сценической речи Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Ю. А. Васильев; доктор культурологии, профессор кафедры культуры и искусства речи Кемеровского государственного университета культуры и искусств Н. Л. Прокопова; кандидат искусствоведения, доцент кафедры актерского мастерства и режиссуры Новосибирского государственного театрального института А. Е. Зубов. <...> Ч44 Сценическая речь: от слова драматургического к словупоступку [Текст]: учеб. пособие / В. В. Чепурина; Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. <...> Представления о структуре анализа текста и рождении речевого поступка сценического персонажа конкретизируются благодаря инструментарию, включающему в себя понятия мотивационной сферы и драматургического конфликта. <...> Представления о возможностях сценической речи расширяются благодаря многочисленным примерам театральных постановок и практическим заданиям, направляющим поиск способов естественного присвоения драматургического текста. <...> Предлагаемый в пособии материал призван решать задачи по освоению курса «Сценическая речь». <...> Он охватывает такие аспекты овладения навыками актерской речи, как словесное действие, действенный анализ литературного произведения, интонационно-мелодические средства сценической <...>
Сценическая__речь__от__слова__драматургического__к__слову-поступку.pdf
Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Институт театра Кафедра культуры и искусства речи В. В. ЧЕПУРИНА СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ: ОТ СЛОВА ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО К СЛОВУ-ПОСТУПКУ Рекомендовано УМО по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 071500 «Народная художественная культура» Кемерово 2012 1
Стр.1
УДК 808.55 ББК 85.334 Ч44 Рецензенты: заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения, профессор кафедры сценической речи Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Ю. А. Васильев; доктор культурологии, профессор кафедры культуры и искусства речи Кемеровского государственного университета культуры и искусств Н. Л. Прокопова; кандидат искусствоведения, доцент кафедры актерского мастерства и режиссуры Новосибирского государственного театрального института А. Е. Зубов. Утверждено на заседании кафедры культуры и искусства речи КемГУКИ 26.12.2011 г., протокол № 4. Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом института театра КемГУКИ 05.03.2012 г., протокол № 3. Чепурина, В. В. Ч44 Сценическая речь: от слова драматургического к словупоступку [Текст]: учеб. пособие / В. В. Чепурина; Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2012. – 128 с. ISBN 978-5-8154-0237-9. Настоящее учебное пособие посвящено вопросам работы над речью в спектакле. Представления о структуре анализа текста и рождении речевого поступка сценического персонажа конкретизируются благодаря инструментарию, включающему в себя понятия мотивационной сферы и драматургического конфликта. Представления о возможностях сценической речи расширяются благодаря многочисленным примерам театральных постановок и практическим заданиям, направляющим поиск способов естественного присвоения драматургического текста. Учебное пособие адресовано студентам, обучающимся по направлению подготовки 071500 «Народная художественная культура» (профиль «Руководство любительским театром»). Соответствие материала современным тенденциям театрального искусства позволяет также использовать его в образовательном процессе студентами, обучающимися по направлению подготовки (специальности) 070301 «Актёрское искусство», специализации «Артист драматического театра и кино». УДК 808.55 ББК 85.334 ISBN 978-5-8154-0237-9 © В. В. Чепурина, 2012 © Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………………………………… 3 Глава 1. Анализ мотивационной сферы драматического персонажа 6 1.1. Мотивационная сфера драматического персонажа и её речевое выражение…………………………………………………………………….. 8 1.1.1. Потребности…………………………………………………………… 9 1.1.2. Мотивы и цели………………………………………………………… 14 1.1.3. Воля и поведение……………………………………………………… 17 1.2. Драматическое слово в выявлении мотивационной сферы персонажа 19 1.2.1.Самовысказывания драматического персонажа……………………... 21 1.2.2. Система повторов элементов текста………………………………..... 26 1.3. Авторское слово в выявлении мотивационной сферы персонажа…… 31 1.3.1. Виды драматургических ремарок…………………………………….. 33 1.3.2. Эмоциональное состояние персонажа и интроспективная ремарка.. 35 Примерная схема анализа мотивационной сферы драматического персонажа…………………………………………………………………….. 38 Выводы по материалам Главы 1………………...………………………….. 39 Вопросы для самоконтроля…………………………………………………. 41 Практические задания………………………………………………………. 41 Глава 2. Анализ драматургического конфликта 48 2.1. Конфликт как категория драмы………………………………………… 49 2.1.1. Существенные признаки и определение конфликта………………... 49 2.1.2. Взгляды на конфликт в теории драмы……………………………….. 51 2.2. Классификация драматургических конфликтов…………………….…. 53 2.2.1. Конфликты личности с общим состоянием мира…………….……... 55 2.2.2. Внутриличностные конфликты………………………………………. 56 2.2.3. Межличностные конфликты………………………………………….. 59 2.3. Контраст как текстообразующий приём……………………………….. 61 126
Стр.126
2.3.1. Противоречивость высказываний персонажа……………………….. 62 2.3.2. Стилистическая неоднородность элементов текста………………… 65 2.3.3. Непоследовательность действий персонажа……………………........ 68 2.3.4. Противоположность авторских оценок……………………………… 71 Примерная схема анализа драматургического конфликта………………… 72 Выводы по материалам Главы 2…………………………………………… 73 Вопросы для самоконтроля……………..…………………………………… 75 Практические задания…………..…………………………………………… 75 Глава 3. Сценическое слово в художественной системе спектакля 78 3.1. Речь актёра в спектакле: выражение мотивационной сферы драматического персонажа………………………………………………….. 79 3.1.1. Способы речевого действия………………………………...………… 79 3.1.2. Сценическое общение………………………………………………… 85 3.1.3. Подтекст ………………………………………………….……….…… 90 3.2. Сценическая речь как воплощение драматургического конфликта..… 95 3.2.1. Голосо-речевая антитеза…………………………..…...……………… 95 3.2.2. Стиль сценической речи………………………………………………. 101 Выводы по материалам Главы 3……………………….………..…..……… 107 Вопросы для самоконтроля…………………………………………………. 108 Практические задания………………………………….……….…………… 109 Заключение…………………………………………………………………… 117 Список использованной литературы……………………………...………… 118 Список рекомендуемой литературы………………………………………… 123 Алфавитный указатель произведений……………………………………… 124 127
Стр.127

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.