Рошаль Трудно найти лучший способ раскрытия живой действительности, чем документальный фильм. <...> Дзига Вертов, Йорис Ивенс, Роберт Флаэрти, Алексей Габрилович, Виктор Лисакович, Марина Голдовская, Самарий Зеликин, Герц Франк и сотни других отечественных и зарубежных мастеров оставили яркий след в документальном кино, проложили новые пути в режиссуре, в драматургии, в сценарной работе. <...> Радикально менялся уклад жизни, общественные ценности: 3 строительство гражданского, демократически ориентированного общества в нашей стране повлекло за собой стремительные и радикальные изменения средств массовой информации, где безусловное лидерство по доступности и популярности у многомиллионной аудитории захватила экранная документалистика. <...> Чтобы не исказить в кривом зеркале портрет современности и современников, автор, который стоит у истоков будущего фильма, должен самым серьезным образом подходить к работе над сценарием фильма, памятуя, что он закладывает основу, фундамент будущей картины. <...> предостерегал от по5 верхностного отношения к сценарной работе: «Кинопрактика слепым котенком тыкается по линии наименьшего сопротивления, а здесь работа крупнейшей серьезности». <...> Завершают раздел вопросы специфики художественной выразительности документального фильма; рассматриваются методы выявления документального образа. <...> В качестве примера приводятся заявки, литературные сценарии и закадровый текст студенческих фильмов. <...> В книге обобщен опыт современной документалистики по работе над сценарием – поэтому данное пособие поможет овладеть основами профессии не только студентам, изучающим документальное кино, но и практическим работникам, делающим первые шаги в экранной документалистике, руководителям, педагогам и слушателям системы повышения квалификации работников образования и культуры. <...> 7 Раздел I ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО КАК РОД КИНОИСКУССТВА Глава 1. <...> СПЕЦИФИКА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО Документальное <...>
Сценарное__мастерство.__Драматургия__документального__фильма.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Т. Я. Маслова
СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО
Драматургия документального фильма
Учебное пособие
Рекомендовано УМО высших учебных заведений Российской Федерации
по образованию в области народной художественной культуры,
социально-культурной деятельности и информационных ресурсов
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных
заведений, обучающихся по специальности 071301 –
Народное художественное творчество.
Кемерово 2010
Стр.1
УДК 778.5
ББК 85.37
М31
Утверждено на заседании кафедры фотовидеотворчества
23.09.08 г., протокол № 1.
Рекомендовано к изданию УМС КемГУКИ
15.10.08 г., протокол № 2.
Рецензенты:
доцент кафедры СКД Омского государственного университета,
доктор педагогических наук
Н. Ф. Хилько;
заведующий кафедрой философии КемГУ,
доктор философских наук, профессор
В. П. Щенников;
заведующий кафедрой кино и телевидения МГУКИ,
доктор философских наук, профессор
Б. Б. Андреев
Маслова, Т. Я.
М31
Сценарное мастерство. Драматургия документального фильма [Текст]:
учеб. пособие / Т. Я. Маслова. – Кемерово: КемГУКИ, 2010. – 318 с.
ISBN 978-5-8154-0204-1
УДК 778.5
ББК 85.37
ISBN 978-5-8154-0204-1
© Кемеровский государственный университет
культуры и искусств, 2010
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................................................................3
Раздел I. Документальное кино как род киноискусства ................8
Глава 1. Специфика документального кино.....................................9
1.1. Информационно-хроникальный кинематограф .............................10
1.2. Образно-документальное кино.........................................................12
1.3. Художественно-документальное кино............................................14
1.4. Функции документального кинематографа....................................18
Глава 2. Система жанров в документальном кино .........................20
2.1. Жанр как тип творческого мышления.............................................20
2.2. Эпос на экране ...................................................................................22
2.3. Драма в кинодокументалистике.......................................................25
2.4. Лирика в фильме................................................................................31
2.5. Смешение жанров..............................................................................37
Глава 3. Художественность документального фильма...................40
3.1. Кинопублицистика, ее жанровые признаки....................................40
3.2. Создание кинообраза.........................................................................49
3.3. Методы выявления документального образа .................................54
Раздел II. Драматургия документального кино...............................68
Глава 4. Драматургия видеоряда сценария и фильма....................69
4.1. Методы съемок документального материала.................................69
4.2. Архивная пленка в документальном фильме .................................96
4.3. Иконографический материал в документальном фильме.............101
Глава 5. Драматургия звукоряда в документальном фильме.......108
5.1. Драматургия музыкального озвучивания .......................................109
315
Стр.315
5.2. Формы использования естественных шумов..................................121
5.3. Драматургия молчания, тишины......................................................130
5.4. Слово в фильме..................................................................................133
Глава 6. Типы драматургического сюжетосложения .....................142
6.1. Информационно-описательный тип ................................................143
6.2. Драматургия действия.......................................................................144
6.3. Драматургия сопоставлений.............................................................147
6.4. Драматургия статических конфликтов............................................150
6.5. Драматургия жизненного потока.....................................................152
Раздел III. Сценарий – идейно-тематическая основа фильма.......161
Глава 7. Становление и развитие сценария фильма.......................162
7.1. На пути к сценарию фильма.............................................................162
7.2. Железный сценарий...........................................................................164
7.3. Эмоциональный сценарий ................................................................169
Глава 8. Литературный сценарий фильма, его элементы .............180
8.1. Надписи в фильме..............................................................................181
8.2. Ремарка ...............................................................................................183
8.3. Диалог.................................................................................................199
8.4. Дикторский текст...............................................................................206
8.5. Ошибки в сценарной работе.............................................................223
Раздел IV. Работа над сценарием фильма .........................................227
Глава 9. Развитие сценарного замысла..............................................228
9.1. Тема фильма.......................................................................................228
9.2. Идея фильма.......................................................................................231
9.3. Материал фильма...............................................................................234
9.4. Набор материала, исследование темы.............................................240
316
Стр.316
Глава 10. Заявка или синопсис фильма.............................................246
10.1. Формы сценарной заявки................................................................246
10.2. Синопсис по-американски..............................................................251
10.3. Студенческие заявки на курсовые и дипломные фильмы...........253
Глава 11. Литературная основа фильма............................................263
11.1. Подход к решению темы сценария................................................265
11.2. Структура сценария.........................................................................266
11.3. Форма, жанр сценария.....................................................................271
11.4. Стиль сценария ................................................................................273
11.5. Ошибки сценария ............................................................................274
11.6. Литературные сценарии студенческих фильмов..........................276
Глава 12.Трансформациия сценария в фильм.................................298
12.1. Съемка фильма.................................................................................298
12.2. Анализ отснятого материала ..........................................................301
12.3. Примеры закадрового текста при озвучивании............................305
Заключение. .............................................................................................310
Список литературы................................................................................314
317
Стр.317