Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Сценарное мастерство. Драматургия документального фильма (290,00 руб.)

0   0
Первый авторМаслова
АвторыМаслова Т.Я.
ИздательствоКемГУКИ
Страниц318
ID237198
АннотацияВ книге обобщен опыт современной документалистики по работе над сценарием
Кем рекомендованоРекомендовано УМО высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов
Кому рекомендованоМожет быть полезно начинающим сценаристам, студентам кафедры фотовидеотворчества
ISBN978-5-8154-0204-1
ББК85.37я73
Маслова, Т.Я. Сценарное мастерство. Драматургия документального фильма : учебное пособие / Маслова Т.Я.; Т.Я. Маслова .— Кемерово : КемГУКИ, 2010 .— 318 с. — ISBN 978-5-8154-0204-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/237198 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Рошаль Трудно найти лучший способ раскрытия живой действительности, чем документальный фильм. <...> Дзига Вертов, Йорис Ивенс, Роберт Флаэрти, Алексей Габрилович, Виктор Лисакович, Марина Голдовская, Самарий Зеликин, Герц Франк и сотни других отечественных и зарубежных мастеров оставили яркий след в документальном кино, проложили новые пути в режиссуре, в драматургии, в сценарной работе. <...> Радикально менялся уклад жизни, общественные ценности: 3 строительство гражданского, демократически ориентированного общества в нашей стране повлекло за собой стремительные и радикальные изменения средств массовой информации, где безусловное лидерство по доступности и популярности у многомиллионной аудитории захватила экранная документалистика. <...> Чтобы не исказить в кривом зеркале портрет современности и современников, автор, который стоит у истоков будущего фильма, должен самым серьезным образом подходить к работе над сценарием фильма, памятуя, что он закладывает основу, фундамент будущей картины. <...> предостерегал от по5 верхностного отношения к сценарной работе: «Кинопрактика слепым котенком тыкается по линии наименьшего сопротивления, а здесь работа крупнейшей серьезности». <...> Завершают раздел вопросы специфики художественной выразительности документального фильма; рассматриваются методы выявления документального образа. <...> В качестве примера приводятся заявки, литературные сценарии и закадровый текст студенческих фильмов. <...> В книге обобщен опыт современной документалистики по работе над сценарием – поэтому данное пособие поможет овладеть основами профессии не только студентам, изучающим документальное кино, но и практическим работникам, делающим первые шаги в экранной документалистике, руководителям, педагогам и слушателям системы повышения квалификации работников образования и культуры. <...> 7 Раздел I ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО КАК РОД КИНОИСКУССТВА Глава 1. <...> СПЕЦИФИКА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО Документальное <...>
Сценарное__мастерство.__Драматургия__документального__фильма.pdf
Министерство культуры Российской Федерации ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Т. Я. Маслова СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО Драматургия документального фильма Учебное пособие Рекомендовано УМО высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 071301 – Народное художественное творчество. Кемерово 2010
Стр.1
УДК 778.5 ББК 85.37 М31 Утверждено на заседании кафедры фотовидеотворчества 23.09.08 г., протокол № 1. Рекомендовано к изданию УМС КемГУКИ 15.10.08 г., протокол № 2. Рецензенты: доцент кафедры СКД Омского государственного университета, доктор педагогических наук Н. Ф. Хилько; заведующий кафедрой философии КемГУ, доктор философских наук, профессор В. П. Щенников; заведующий кафедрой кино и телевидения МГУКИ, доктор философских наук, профессор Б. Б. Андреев Маслова, Т. Я. М31 Сценарное мастерство. Драматургия документального фильма [Текст]: учеб. пособие / Т. Я. Маслова. – Кемерово: КемГУКИ, 2010. – 318 с. ISBN 978-5-8154-0204-1 УДК 778.5 ББК 85.37 ISBN 978-5-8154-0204-1 © Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2010 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение....................................................................................................3 Раздел I. Документальное кино как род киноискусства ................8 Глава 1. Специфика документального кино.....................................9 1.1. Информационно-хроникальный кинематограф .............................10 1.2. Образно-документальное кино.........................................................12 1.3. Художественно-документальное кино............................................14 1.4. Функции документального кинематографа....................................18 Глава 2. Система жанров в документальном кино .........................20 2.1. Жанр как тип творческого мышления.............................................20 2.2. Эпос на экране ...................................................................................22 2.3. Драма в кинодокументалистике.......................................................25 2.4. Лирика в фильме................................................................................31 2.5. Смешение жанров..............................................................................37 Глава 3. Художественность документального фильма...................40 3.1. Кинопублицистика, ее жанровые признаки....................................40 3.2. Создание кинообраза.........................................................................49 3.3. Методы выявления документального образа .................................54 Раздел II. Драматургия документального кино...............................68 Глава 4. Драматургия видеоряда сценария и фильма....................69 4.1. Методы съемок документального материала.................................69 4.2. Архивная пленка в документальном фильме .................................96 4.3. Иконографический материал в документальном фильме.............101 Глава 5. Драматургия звукоряда в документальном фильме.......108 5.1. Драматургия музыкального озвучивания .......................................109 315
Стр.315
5.2. Формы использования естественных шумов..................................121 5.3. Драматургия молчания, тишины......................................................130 5.4. Слово в фильме..................................................................................133 Глава 6. Типы драматургического сюжетосложения .....................142 6.1. Информационно-описательный тип ................................................143 6.2. Драматургия действия.......................................................................144 6.3. Драматургия сопоставлений.............................................................147 6.4. Драматургия статических конфликтов............................................150 6.5. Драматургия жизненного потока.....................................................152 Раздел III. Сценарий – идейно-тематическая основа фильма.......161 Глава 7. Становление и развитие сценария фильма.......................162 7.1. На пути к сценарию фильма.............................................................162 7.2. Железный сценарий...........................................................................164 7.3. Эмоциональный сценарий ................................................................169 Глава 8. Литературный сценарий фильма, его элементы .............180 8.1. Надписи в фильме..............................................................................181 8.2. Ремарка ...............................................................................................183 8.3. Диалог.................................................................................................199 8.4. Дикторский текст...............................................................................206 8.5. Ошибки в сценарной работе.............................................................223 Раздел IV. Работа над сценарием фильма .........................................227 Глава 9. Развитие сценарного замысла..............................................228 9.1. Тема фильма.......................................................................................228 9.2. Идея фильма.......................................................................................231 9.3. Материал фильма...............................................................................234 9.4. Набор материала, исследование темы.............................................240 316
Стр.316
Глава 10. Заявка или синопсис фильма.............................................246 10.1. Формы сценарной заявки................................................................246 10.2. Синопсис по-американски..............................................................251 10.3. Студенческие заявки на курсовые и дипломные фильмы...........253 Глава 11. Литературная основа фильма............................................263 11.1. Подход к решению темы сценария................................................265 11.2. Структура сценария.........................................................................266 11.3. Форма, жанр сценария.....................................................................271 11.4. Стиль сценария ................................................................................273 11.5. Ошибки сценария ............................................................................274 11.6. Литературные сценарии студенческих фильмов..........................276 Глава 12.Трансформациия сценария в фильм.................................298 12.1. Съемка фильма.................................................................................298 12.2. Анализ отснятого материала ..........................................................301 12.3. Примеры закадрового текста при озвучивании............................305 Заключение. .............................................................................................310 Список литературы................................................................................314 317
Стр.317