Пособие адресовано студентам высших учебных заведений, обучающимся по направлению 050100 «Педагогическое образование» (профили «Музыка» и «Дополнительное образование»), а также руководителям хоровых коллективов. <...> Используя достижения музыкознания, педагогики и психологии, учебный курс «Методика работы с хором» не только расширяет теоретические знания студентов в области хоровой культуры, но и способствует формированию педагогического мышления, навыков вокально-хоровой работы. <...> Основные цели учебной дисциплины: подготовить студентов к учебной дирижерско-хоровой практике; сформировать целостное представление о принципах, методах и формах учебно-воспитательной работы в хоровом коллективе; подготовить выпускников к организационной, педагогической и музыкально-хоровой деятельности, как в условиях общеобразовательной школы, так и в системе дополнительного образования. <...> В результате изучения учебного курса «Методика работы с хором» студенты должны: знать: - особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества; 3 - ценностные основы профессиональной деятельности в сфере культуры и образования; - методы и приемы обучения в хоровом коллективе; уметь: - бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса; - системно анализировать и выбирать образовательные программы; - использовать оптимальный комплекс методов и приемов в вокально-хоровой работе; владеть: - способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды; - способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны; - знаниями, умениями, навыками вокально-хорового обучения. <...> Учитывая специфику хорового исполнительства и хоровой педагогики: в них важную роль играет личность музыканта-педагога, дирижераинтерпретатора <...>
Методика__работы__с__хором__.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет культуры и искусств»
Институт музыки
Кафедра музыкального образования
Л. И. Двойнос
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ХОРОМ
Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки
педагогических кадров в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по направлению 050100.62 Педагогическое образование
Кемерово 2012
Стр.1
УДК 7.02+784
ББК 85.314я73
Д24
Утверждено на заседании кафедры музыкального
образования 30.11.2011 г., протокол № 5.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом
Института музыки КемГУКИ 08.12.2011 г., протокол № 2.
Рецензенты:
О. И. Шабалина, заведующая кафедрой хорового дирижирования
Московского государственного университета культуры и искусств,
профессор, заслуженный деятель искусств РФ;
В. В. Корчуганова, доцент кафедры психологического
и социально-педагогического сопровождения общего и специального
(коррекционного) образования Кузбасского регионального института
повышения квалификации и переподготовки работников образования,
кандидат педагогических наук.
Двойнос, Л. И.
Д24 Методика работы с хором [Текст]: учеб. пособие для студентов,
обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование»
(профиль «Музыка» и «Дополнительное образование») /
Л. И. Двойнос; Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. – Кемерово:
КемГУКИ, 2012. – 106 с.
ISBN 978-5-8154-0249-2.
В учебном пособии рассматриваются исторические, теоретические и методические
аспекты отечественного хорового исполнительства и деятельности руководителя
хора.
Пособие адресовано студентам высших учебных заведений, обучающимся
по направлению 050100 «Педагогическое образование» (профили «Музыка» и «Дополнительное
образование»), а также руководителям хоровых коллективов.
УДК 7.02+784
ББК 85.314я73
ISBN 978-5-8154-0249-2
© Л. И. Двойнос, 2012
© Кемеровский государственный университет
культуры и искусств, 2012
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
Глава 1. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
И ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ШКОЛЫ ХОРОВОГО ПЕНИЯ
1.1. Влияние исполнительского и педагогического опыта хоровой
деятельности на формирование отечественной школы хорового пения.. 7
1.2. История, современное состояние и тенденции развития
отечественного любительского хорового исполнительства…………….. 20
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ
ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА
2.1. Организация хора……………………………………………………… 29
2.2. Учебно-воспитательная работа в хоре………………………………. 35
2.3. Управление хоровым коллективом …………………………………. 41
Глава 3. ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА В ХОРЕ
3.1. Содержание, принципы, методы и формы вокальной работы в хоре 47
3.2. Певческое дыхание……………………………………………………. 48
3.3. Атака звука…………………………………………………………….. 52
3.4. Выравнивание регистров певческих голосов……………………… 53
3.5. Распевание хора……………………………………………………….. 56
Глава 4. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ХОРОВОЙ ЗВУЧНОСТИ
4.1. Основные приемы работы над хоровым ансамблем ……………….. 60
4.2. Работа над хоровым строем…………………………………………... 67
4.3. Дикционно-орфоэпическая работа в хоре…………………………… 71
Глава 5. РЕПЕРТУАР ХОРА
5.1. Принципы формирования репертуара………………………………. 78
5.2. Предварительная работа дирижера с литературно-музыкальным
материалом хорового произведения……………………………………... 80
5.3. Репетиционный процесс в хоре………………………………………. 83
104
Стр.104
5.4. Работа над агогикой, динамикой, артикуляцией – основными
средствами исполнительской выразительности……………………….... 85
Глава 6. КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХОРА
6.1. Составление концертной программы хора………………………….. 92
6.2. Подготовка хора к концертному выступлению……………………... 93
6.3. Расположение хора на репетиции и концертной эстраде…………... 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. 100
105
Стр.105