Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Кафедра теории и истории музыки
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ
Методические рекомендации
по изучению курса для студентов
специальности «Дирижирование»,
«Музыкальное искусство»,
«Академическое пение»
Кемерово 2006
1
Стр.1
Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры теории
и истории музыки от 20.09.06 г., протокол № 1.
Рекомендованы для изучения курса «История зарубежной музыки»
методическим советом факультета музыкального искусства от 12.10.2006 г.,
протокол № 2.
История зарубежной музыки: методические рекомендации по специальности
«НХТ», «Дирижирование», «Музыкальное искусство», «Академическое
пение» / сост. О. В. Гусева. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры
и искусств, 2006. – 96 с.
Составитель:
кандидат культурологии,
доцент кафедры теории и истории музыки
О. В. Гусева
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Включение курса «История зарубежной музыки» в учебный план предусмотрено
Государственным образовательным стандартом по специальностям
070105 «Дирижирование», 071301 «Народное художественное творчество»,
направлению 070100 «Музыкальное искусство». Курс входит в блок
общепрофессиональных дисциплин федерального компонента ГОС ВПО.
Целью настоящего курса является формирование у будущих специалистов:
музыкантов-исполнителей, руководителей творческих коллективов,
преподавателей сферы дополнительного музыкального образования – целостного
представления о процессе исторического развития музыкального
искусства.
Основные задачи курса:
- выработать понимание взаимосвязанности развития музыкального искусства
с историческими событиями, с развитием науки, культуры, философии
и смежных видов искусств;
- сформировать представление о закономерностях и периодизации развития
западноевропейского музыкального искусства;
- обеспечить овладение будущими специалистами комплексом знаний о
направлениях, стилевых тенденциях и их проявлениях в творчестве композиторов,
о процессах становления основных музыкальных жанров;
- познакомить с наиболее яркими художественно-эстетическими явлениями
мирового музыкального искусства.
Выполнение этих задач – необходимое условие успешной практической
деятельности выпускников факультета музыкального искусства.
Структура курса включает следующие части: 1) зарубежное музыкальное
искусство доклассического и классического периодов; 2) пути развития
музыкального искусства в ���
��� веке; 3) музыкальное искусство конца ���
���
– первой трети �� века.��
Особенности изучения данного курса предполагают тесную связь с дисциплинами
искусствоведческого и музыкально-теоретического циклов. Развитие
западноевропейского музыкального искусства изучается в жанровостилевом,
национальном и монографическом аспектах.
Программой курса предусмотрены аудиторные формы занятий, лекции
и семинары. В лекциях рассматриваются этапы музыкально-исторического
процесса, изучается эволюция музыкальных направлений, стилей и жанров.
Семинарские занятия направлены на углубленную характеристику музыкального
направления, на анализ конкретного явления музыкального искусства,
а именно: творческого облика композитора, творческого метода того
или иного направления, индивидуального стиля композитора, выдающегося
музыкального произведения и т. д.
3
Стр.3
В результате изучения курса «История зарубежной музыки» студент
должен:
- иметь четкое представление о периодизации развития западноевроевропейской
музыки, понимать связь курса с материалами гуманитарных и общенаучных
дисциплин;
- уметь охарактеризовать социально-историческую, культурную и эсэстетическую
проблематику того или иного периода, оказавшую воздействие
на содержательные и стилевые тенденции музыкального искусства, знать основные
события художественной и музыкальной жизни каждого этапа;
- иметь представление об историческом развитии музыкального языка,
уметь характеризовать его, используя терминологический аппарат, усвоенный
при изучении данного курса и цикла музыкально-теоретических дисциплин;
-
язызнать
основные в хи тв
ть основные вехи творческого пути крупнейших к
о пути крупнейших композиторов;
- уметь охарактеризовать образный строй, драматургию, стилистику
выдающихся музыкальных произведений;
- определять на слух программный минимум музыкальных произведений.
Предлагаемые
методические рекомендации по курсу «История зарубежной
музыки» предназначены для студентов хоровых, вокальных и оркестровых
специализаций факультета музыкального искусства Кемеровского государственного
университета культуры и искусств.
Составление учебно-методических рекомендаций обусловлено отсутствием
типовой программы, учебных пособий и учебников по истории зарубежной
музыки, предназначенных для музыкальных факультетов вузов
культуры и искусств. Основная задача методических рекомендаций – оптимизация
процесса самостоятельной работы студентов.
Структура учебно-методических рекомендаций включает методические
рекомендации по освоению теоретического материала, планы семинарских
занятий, список литературы, включающий в себя учебные издания, статьи и
исследования, монографии (рекомендуемая литература охватывает все темы,
вошедшие в программу курса), перечень музыкальных произведений для
викторин, экзаменационные вопросы.
Типовая схема методических рекомендаций по каждой теме программы
курса включает следующие разделы:
1. Основные вопросы темы.
2. Определение цели и задач изучения темы.
3. Требования к уровню подготовленности студента к самостоятельной
работе, в состав которых входят:
4
Стр.4
- знание фактологического материала по зарубежной истории, соответствующие
хронологии каждой темы курса «История зарубежной музыки»;
- представление о периодизации, особенностях развития направлений в
истории искусства (живописи, литературы, архитектуры, театра);
- знания по истории музыки, полученные при изучении курса «Музыкальная
литература» в ссузе, содержащие сведения о биографии, творческом
пути композитора;
- предварительное прослушивание наиболее репрезентативных музыкальных
произведений композиторов, представляющих те или иные направления
в зарубежной музыке;
- перечень понятий и терминов, знание которых необходимо для освое;
ния
темы1
- умение осваивать рекомендуемую литературу, навык ее сравнительного
анализа и критической оценки содержания2
;
- умение анализировать нотный текст;
- навык прослушивания музыкального произведения, сочетающий его
эмоциональное восприятие с аналитическим подходом.
4. Путеводитель по литературе, опирающийся на дидактические единицы
программы курса «История зарубежной музыки» и ориентирующий
студента на освоение литературных источников или их фрагментов, которые
наиболее полно освещают изучаемый материал.
5. Контрольные вопросы для проверки теоретических знаний.
Планам семинарских занятий, включенным в данную работу, предпосланы
общие методические рекомендации, ориентирующие студента на самостоятельную
подготовку к устному ответу по предлагаемым вопросам.
Курс «История зарубежной музыки» общим объемом 106 часов изучается
в течение трех семестров. Курс завершается зачетам во 2-м и экзаменом
в 3-м семестре. Экзамен и зачет включают письменную работу (викторину),
предполагающую определение на слух обязательного минимума музыкального
материала, и устный ответ по теоретическому материалу.
1 Объемность понятийно-терминологического аппарата не позволяет дать определения
терминов в методических указаниях. Все определения содержатся в
справочных изданиях, наиболее полным и доступным из них является «Музыкальная
энциклопедия».
2
Требование критической оценки необходимо в силу того, что многие ценные
по содержанию музыковедческие труды созданные во 2-й половине ХХ столетия,
грешат излишней идеологизированностью.
5
Стр.5
соДЕржаНИЕ
Введение.......................................................................................................... 3
Методические рекомендации по изучению курса....................................... 6
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям.... 79
Темы и планы семинарских занятий............................................................ 80
Список литературы........................................................................................ 85
Экзаменационные вопросы........................................................................... 91
Список музыкальных произведений для викторин.................................... 94
Подписано к печати 30.01.07. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс».
Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 5,0. Тираж 100 экз. Заказ № 167.
__________________________________________________________
Издательство КемГУКИ: 650029, г. Кемерово,
ул. Ворошилова, 19. Тел. 73-45-83.
96
Стр.96