Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

История зарубежной музыки (190,00 руб.)

0   0
Первый авторГусева
АвторыГусева О.Г.
ИздательствоКемГУКИ
Страниц96
ID237165
АннотацияВключает методические рекомендации по освоению теоретического материала, планы семинарских занятий, список литературы, перечень музыкальных произведений для викторин, экзаменационные вопросы.
Кем рекомендованоРекомендованы методическим советом факультета музыкального искусства
Кому рекомендованоДля студентов хоровых, вокальных и оркестровых специализаций факультета музыкального искусства КемГУКИ
ББК85.313(3)я73
Гусева, О.Г. История зарубежной музыки : методические рекомендации / Гусева О.Г.; О.Г. Гусева .— Кемерово : КемГУКИ, 2006 .— 96 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237165 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Федеральное агентство по культуре и кинематографии Кемеровский государственный университет культуры и искусств Кафедра теории и истории музыки ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ Методические рекомендации по изучению курса для студентов специальности «Дирижирование», «Музыкальное искусство», «Академическое пение» Кемерово 2006 1 Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры теории и истории музыки от 20.09.06 г., протокол № 1. <...> Рекомендованы для изучения курса «История зарубежной музыки» методическим советом факультета музыкального искусства от 12.10.2006 г., протокол № 2. <...> История зарубежной музыки: методические рекомендации по специальности «НХТ», «Дирижирование», «Музыкальное искусство», «Академическое пение» / сост. <...> Составитель: кандидат культурологии, доцент кафедры теории и истории музыки О. В. Гусева 2 ВВЕДЕНИЕ Включение курса «История зарубежной музыки» в учебный план предусмотрено Государственным образовательным стандартом по специальностям 070105 «Дирижирование», 071301 «Народное художественное творчество», направлению 070100 «Музыкальное искусство». <...> Структура курса включает следующие части: 1) зарубежное музыкальное искусство доклассического и классического периодов; 2) пути развития музыкального искусства в ��� ��� веке; 3) музыкальное искусство конца ��� ��� – первой трети �� века. <...> Семинарские занятия направлены на углубленную характеристику музыкального направления, на анализ конкретного явления музыкального искусства, а именно: творческого облика композитора, творческого метода того или иного направления, индивидуального стиля композитора, выдающегося музыкального произведения и т. д. <...> Этапы разВИтИя МузыкИ от ЕЕ зарожДЕНИя До ЭпохИ классИцИзМа Тема 1. <...> 6 Изучение процесса эволюции средств музыкальной выразительности предполагает обращение к материалам по теории музыкального искусства, усвоенным ранее в курсе элементарной теории музыки, повторение и уточнение <...>
История_зарубежной_музыки_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.96
История_зарубежной_музыки_.pdf
Федеральное агентство по культуре и кинематографии Кемеровский государственный университет культуры и искусств Кафедра теории и истории музыки ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ Методические рекомендации по изучению курса для студентов специальности «Дирижирование», «Музыкальное искусство», «Академическое пение» Кемерово 2006 1
Стр.1
Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры теории и истории музыки от 20.09.06 г., протокол № 1. Рекомендованы для изучения курса «История зарубежной музыки» методическим советом факультета музыкального искусства от 12.10.2006 г., протокол № 2. История зарубежной музыки: методические рекомендации по специальности «НХТ», «Дирижирование», «Музыкальное искусство», «Академическое пение» / сост. О. В. Гусева. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2006. – 96 с. Составитель: кандидат культурологии, доцент кафедры теории и истории музыки О. В. Гусева 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Включение курса «История зарубежной музыки» в учебный план предусмотрено Государственным образовательным стандартом по специальностям 070105 «Дирижирование», 071301 «Народное художественное творчество», направлению 070100 «Музыкальное искусство». Курс входит в блок общепрофессиональных дисциплин федерального компонента ГОС ВПО. Целью настоящего курса является формирование у будущих специалистов: музыкантов-исполнителей, руководителей творческих коллективов, преподавателей сферы дополнительного музыкального образования – целостного представления о процессе исторического развития музыкального искусства. Основные задачи курса: - выработать понимание взаимосвязанности развития музыкального искусства с историческими событиями, с развитием науки, культуры, философии и смежных видов искусств; - сформировать представление о закономерностях и периодизации развития западноевропейского музыкального искусства; - обеспечить овладение будущими специалистами комплексом знаний о направлениях, стилевых тенденциях и их проявлениях в творчестве композиторов, о процессах становления основных музыкальных жанров; - познакомить с наиболее яркими художественно-эстетическими явлениями мирового музыкального искусства. Выполнение этих задач – необходимое условие успешной практической деятельности выпускников факультета музыкального искусства. Структура курса включает следующие части: 1) зарубежное музыкальное искусство доклассического и классического периодов; 2) пути развития музыкального искусства в ��� ��� веке; 3) музыкальное искусство конца ��� ��� – первой трети �� века.�� Особенности изучения данного курса предполагают тесную связь с дисциплинами искусствоведческого и музыкально-теоретического циклов. Развитие западноевропейского музыкального искусства изучается в жанровостилевом, национальном и монографическом аспектах. Программой курса предусмотрены аудиторные формы занятий, лекции и семинары. В лекциях рассматриваются этапы музыкально-исторического процесса, изучается эволюция музыкальных направлений, стилей и жанров. Семинарские занятия направлены на углубленную характеристику музыкального направления, на анализ конкретного явления музыкального искусства, а именно: творческого облика композитора, творческого метода того или иного направления, индивидуального стиля композитора, выдающегося музыкального произведения и т. д. 3
Стр.3
В результате изучения курса «История зарубежной музыки» студент должен: - иметь четкое представление о периодизации развития западноевроевропейской музыки, понимать связь курса с материалами гуманитарных и общенаучных дисциплин; - уметь охарактеризовать социально-историческую, культурную и эсэстетическую проблематику того или иного периода, оказавшую воздействие на содержательные и стилевые тенденции музыкального искусства, знать основные события художественной и музыкальной жизни каждого этапа; - иметь представление об историческом развитии музыкального языка, уметь характеризовать его, используя терминологический аппарат, усвоенный при изучении данного курса и цикла музыкально-теоретических дисциплин; - язызнать основные в хи тв ть основные вехи творческого пути крупнейших к о пути крупнейших композиторов; - уметь охарактеризовать образный строй, драматургию, стилистику выдающихся музыкальных произведений; - определять на слух программный минимум музыкальных произведений. Предлагаемые методические рекомендации по курсу «История зарубежной музыки» предназначены для студентов хоровых, вокальных и оркестровых специализаций факультета музыкального искусства Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Составление учебно-методических рекомендаций обусловлено отсутствием типовой программы, учебных пособий и учебников по истории зарубежной музыки, предназначенных для музыкальных факультетов вузов культуры и искусств. Основная задача методических рекомендаций – оптимизация процесса самостоятельной работы студентов. Структура учебно-методических рекомендаций включает методические рекомендации по освоению теоретического материала, планы семинарских занятий, список литературы, включающий в себя учебные издания, статьи и исследования, монографии (рекомендуемая литература охватывает все темы, вошедшие в программу курса), перечень музыкальных произведений для викторин, экзаменационные вопросы. Типовая схема методических рекомендаций по каждой теме программы курса включает следующие разделы: 1. Основные вопросы темы. 2. Определение цели и задач изучения темы. 3. Требования к уровню подготовленности студента к самостоятельной работе, в состав которых входят: 4
Стр.4
- знание фактологического материала по зарубежной истории, соответствующие хронологии каждой темы курса «История зарубежной музыки»; - представление о периодизации, особенностях развития направлений в истории искусства (живописи, литературы, архитектуры, театра); - знания по истории музыки, полученные при изучении курса «Музыкальная литература» в ссузе, содержащие сведения о биографии, творческом пути композитора; - предварительное прослушивание наиболее репрезентативных музыкальных произведений композиторов, представляющих те или иные направления в зарубежной музыке; - перечень понятий и терминов, знание которых необходимо для освое; ния темы1 - умение осваивать рекомендуемую литературу, навык ее сравнительного анализа и критической оценки содержания2 ; - умение анализировать нотный текст; - навык прослушивания музыкального произведения, сочетающий его эмоциональное восприятие с аналитическим подходом. 4. Путеводитель по литературе, опирающийся на дидактические единицы программы курса «История зарубежной музыки» и ориентирующий студента на освоение литературных источников или их фрагментов, которые наиболее полно освещают изучаемый материал. 5. Контрольные вопросы для проверки теоретических знаний. Планам семинарских занятий, включенным в данную работу, предпосланы общие методические рекомендации, ориентирующие студента на самостоятельную подготовку к устному ответу по предлагаемым вопросам. Курс «История зарубежной музыки» общим объемом 106 часов изучается в течение трех семестров. Курс завершается зачетам во 2-м и экзаменом в 3-м семестре. Экзамен и зачет включают письменную работу (викторину), предполагающую определение на слух обязательного минимума музыкального материала, и устный ответ по теоретическому материалу. 1 Объемность понятийно-терминологического аппарата не позволяет дать определения терминов в методических указаниях. Все определения содержатся в справочных изданиях, наиболее полным и доступным из них является «Музыкальная энциклопедия». 2 Требование критической оценки необходимо в силу того, что многие ценные по содержанию музыковедческие труды созданные во 2-й половине ХХ столетия, грешат излишней идеологизированностью. 5
Стр.5
соДЕржаНИЕ Введение.......................................................................................................... 3 Методические рекомендации по изучению курса....................................... 6 Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям.... 79 Темы и планы семинарских занятий............................................................ 80 Список литературы........................................................................................ 85 Экзаменационные вопросы........................................................................... 91 Список музыкальных произведений для викторин.................................... 94 Подписано к печати 30.01.07. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс». Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 5,0. Тираж 100 экз. Заказ № 167. __________________________________________________________ Издательство КемГУКИ: 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 19. Тел. 73-45-83. 96
Стр.96

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.