Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Русский народный танец: теория и методика (190,00 руб.)

0   0
Первый авторБочкарева
АвторыБочкарева Н.И.
ИздательствоКемГУКИ
Страниц179
ID237150
АннотацияПособие знакомит с вопросами теории и методики преподавания русского народного танца, с региональными особенностями исполнения основных групп движений, рассматривает роль педагога по русскому танцу в формировании творческой направленности студентов хореографической специализации.
Кем рекомендованоРекомендовано УМО по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов
Кому рекомендованоАдресовано студентам, а также педагогам по русскому танцу, балетмейстерам ансамблей народного танца, изучающим русское хореографическое искусство и педагогику хореографии
ISBN5-8154-0135-8
ББК85.325
Бочкарева, Н.И. Русский народный танец: теория и методика : учебное пособие / Бочкарева Н.И.; Н.И. Бочкарева .— Кемерово : КемГУКИ, 2006 .— 179 с. — ISBN 5-8154-0135-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/237150 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Федеральное агентство по культуре и кинематографии Кемеровский государственный университет культуры и искусств Н. И. Бочкарева РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА Учебное пособие по специальности «Народное художественное творчество», специализации «Хореография» Рекомендовано УМО по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 071301 – Народное художественное творчество Кемерово 2006 3 УДК 793.91 ББК 85.325 Б86 Рецензенты: кандидат искусствоведения, профессор, зав. кафедрой хореографии Пермского государственного института искусства и культуры В. Г. Иванов; заслуженный работник культуры РФ, профессор Алтайской государственной академии искусств и культуры Н. П. Сингач Ответственный редактор заслуженный работник культуры России, доцент, зав. кафедрой балетмейстерского творчества КемГУКИ В. И. <...> Б86 Русский народный танец: теория и методика [Текст]: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / Н. И. Бочкарева. <...> ISBN 5-8154-0135-8 Пособие знакомит с вопросами теории и методики преподавания русского народного танца, с региональными особенностями исполнения основных групп движений; рассматривает роль педагога по русскому танцу в формировании творческой направленности студентов хореографической специализации. <...> Взаимовлияние бытовой танцевальной культуры и сценических форм русской народной хореографии в современных условиях……………………………19 1.3. <...> Система устойчивых педагогических принципов и нетрадиционных методов и приемов в преподавании русского танца…………………… ……………. <...> Учебная программа по русскому народному танцу для студентов хореографической специализации в вузах культуры и искусства (5 лет обучения)………………………………………………………………………. <...> 7 Цель настоящего пособия – проследить развитие историко-культурных <...>
Русский_народный_танец_теория_и_методика.pdf
СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………………………………..4 Глава 1. Формирование танцевальной культуры русского народа: традиции и современность.……………………………………………………………… ……………8 1.1. Истоки русской танцевальной культуры…………………………………...8 1.2. Взаимовлияние бытовой танцевальной культуры и сценических форм русской народной хореографии в современных условиях……………………………19 1.3. Характерные особенности работы балетмейстера в русском народном хоре, ансамбле песни и танца……………………………………………… ………….29 Глава 2. Роль педагога по русскому народному танцу в организации основных направлений будущей профессиональной деятельности студентов в вузах культуры и искусств……………………………………………………………………… ………..42 2.1. Формирование профессиональной направленности студентов – хореографов в процессе творчества……………………………………… ……………42 2.2. Система устойчивых педагогических принципов и нетрадиционных методов и приемов в преподавании русского танца…………………… ……………..48 2.3. Применение русского танцевального фольклора, обрядовых и игровых элементов на занятиях по хореографии и ритмики в образовательных учреждениях……………………………………………………………………………...56 Глава 3. Русский народный танец и методика его преподавания. …………………...62 3.1. Методика изучения различных групп движения русского народного танца на примерах региональных отличительных признаков…… …………………..62 3.2. Специфика проведения занятий по русскому народному танцу в детском хореографическом коллективе………………………………………………………...139 3.3. Учебная программа по русскому народному танцу для студентов хореографической специализации в вузах культуры и искусства (5 лет обучения)………………………………………………………………………...151 Список литературы……………………………………………………………………..178 5
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ «Танец и методика его преподавания: русский народный танец», как предмет обучения, является одной из профилирующих дисциплин специального цикла в вузах культуры и искусств. Цель данного предмета – изучение хореографической культуры России, ее стилистики, разнообразной манеры исполнения в различных регионах, краях, областях. Знание хореографической культуры – не как самоцель, а как фундамент, который послужит развитию художественных способностей студентов, их творческого потенциала, реализация которого возможна через обращение к народному танцевальному творчеству, праздникам, обрядам, обычаям, традициям, песенному и музыкальному фольклору. Это именно та учебная дисциплина, которая имеет непосредственный выход на практическую деятельность будущих специалистовхореографов. Русский народный танец как учебный предмет сформировался в нашей стране усилиями выдающихся мастеров сцены и хореографической педагогики А. Лопухова, А. Ширяева, А. Бочарова. Их книга «Основы характерного танца» вышла в свет в 1939 году и стала отправной вехой в становлении и развитии школы русского народного танца. Этому также способствовали педагогические труды и исследования таких балетмейстеров, как Т. Устиновой, Т. Ткаченко, К. Голейзовского, О. Князевой, А. Климова, Н. Надеждиной. И в настоящее время заметное место в обогащении теории и практики нашли труды наших хореографов современников – Г. Богданова, Н. Заикина, Г. Власенко, А. Мельника А., Палилея и др. Сегодня издано определенное количество учебных пособий с описанием русских танцев как традиционных, так и авторских. Ведущими педагогами страны разработаны учебные планы и программы, пособия по русскому народному танцу с учетом задач, стоящих перед учебными заведениями. Кафедрами столичных и региональных вузов выпущены сотни хореографов, работающих в профессиональных и любительских коллективах, в учебных заведениях, учреждениях культуры и искусства. К примеру, только одна кафедра балетмейстерского творчества факультета хореографии Кемеровского государственного университета культуры и искусств за 35 лет своей деятельности подготовила более 950 специалистов. Процесс дальнейшего совершенствования системы преподавания русского народного танца продолжается и сегодня. В течении длительного времени накоплен 6
Стр.4
богатый опыт в теории и практике предмета, тем не менее ощущается недостаток в обогащении материала, в его систематизации. В ряду трудов и публикаций по русскому танцу все-таки нет возможности найти логически обобщенного материала по методике преподавания русского народного танца. Проблема методики практически отсутствует в специальной литературе. В дидактике высшей школы нет целостного исследования механизмов хореографического творчества как учебно-предметной деятельности. Отсутствуют средства продуктивного художественного моделирования, не выделены исходные единицы психологической структуры учебно - познавательной деятельности, направленные на формирование профессионального мышления будущего хореографа. Пожалуй, ни в какой другой области педагогики способы обучения и взгляды не представляют противоречивой картины, как в области преподавания искусства и в особенности преподавания русского танца. Сам предмет обучения рассматривается представителями разных хореографических направлений не одинаково, а отсюда существует противоречивость суждений и подходов к его изучению. Кроме того, множество педагогических приемов, способов подачи материала, принципов отбора изучаемых элементов и танцев порождают стихийность в образовательном процессе. Становление России как суверенного государства, освобождение от некоторых ранее существующих идеологических установок, дают новый импульс к творческим поискам и экспериментам в русском танцевальном творчестве. Использование русского народного танца в практике современного хореографического искусства, ориентация общества на возрождение национальной культуры способствует усилению их воспитательного потенциала. Поэтому изучение, сохранение и развитие народного танцевального творчества – одна из актуальных задач. Данное учебное пособие «Русский народный танец: теория и методика» посвящено одной из изучаемых дисциплин в системе профессионального хореографического образования – русскому народному танцу. Это теоретический и практический материал к курсу «Танец и методика его преподавания: русский народный танец», который введен в учебный план в вузах культуры и искусств по новому ГОС ВПО. При создании учебного пособия автор во многом опирался на опыт предшественников: Т. Устиновой, А. Климова, А. Борзова, Г. Богданова, Н. Заикина, Г. Власенко, Г. Гусева, В. Захарова и др. 7
Стр.5