Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Песенные традиции восточнославянского населения Кемеровской области: Певческие стили (190,00 руб.)

0   0
Первый авторБородина
АвторыБородина Е.М.
ИздательствоКемГУКИ
Страниц196
ID237149
АннотацияДетально рассматриваются особенности песенной традиции восточнославянских групп области, характеризуется специфика локальной культуры.
Кем рекомендованоРекомендовано научным советом НИИ прикладной культурологии
Кому рекомендованоАдресовано студентам высших и средних учебных заведений культуры и искусств.
ББК85.314я73
Бородина, Е.М. Песенные традиции восточнославянского населения Кемеровской области: Певческие стили : учебное пособие / Бородина Е.М.; Е.М. Бородина .— Кемерово : КемГУКИ, 2009 .— 196 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237149 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Российской Федерации ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» НИИ прикладной культурологии Е. М. Бородина ПЕСЕННЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Певческие стили Учебное пособие по специальности 071301 «Народное художественное творчество», специализации «Народное хоровое пение» Кемерово 2009 ББК 85.31я73 Б83 Утверждено на заседании научного совета НИИ прикладной культурологии 07.10.2009 г., протокол № 3. <...> Б83 Песенные традиции восточнославянского населения Кемеровской области: Певческие стили [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств / Е. М. Бородина; КемГУКИ. <...> ISBN 978-5-8154-0196-9 Учебное пособие посвящено песенным традициям восточнославянского населения Кемеровской области. <...> ББК 85.31я73 ISBN 978-5-8154-0196-9 © Бородина Е. М., 2009 © Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2009 2 ВВЕДЕНИЕ Данное пособие посвящено песенным традициям восточнославянского населения Кемеровской области и может быть использовано в качестве источника для углубления знаний некоторых аспектов сибирской песенной традиции по курсу «Певческие стили», целью которого видится формирование теоретических и практических навыков по региональным певческим традициям. <...> Таким образом, песенный фольклор необходимо рассматривать как совокупность региональных и локальных традиций. <...> Раскрывая песенную традицию Кузбасса, мы видим активное бытование её в новом проявлении: во-первых, сохранение в памяти старожильческого населения Кузбасса обрядового фольклора, повсеместно утратившего сегодня свое назначение; во-вторых, активное бытование необрядового фольклора, который сегодня не просто доминирует, но хранится и передается. <...> Это позволило рассмотреть композиционное построение песен, выделить исполнительские формы и манеру исполнения каждой этнокультурной группы, наличие ряда говоров. <...> Лапина «Русский <...>
Песенные__традиции__восточнославянского_населения_Кемеровской__области_Певческие__стили_.pdf
Министерство культуры Российской Федерации ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» НИИ прикладной культурологии Е. М. Бородина ПЕСЕННЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Певческие стили Учебное пособие по специальности 071301 «Народное художественное творчество», специализации «Народное хоровое пение» Кемерово 2009
Стр.1
ББК 85.31я73 Б83 Утверждено на заседании научного совета НИИ прикладной культурологии 07.10.2009 г., протокол № 3. Рецензенты: Старший научный сотрудник Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН, доцент Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, кандидат исторических наук М. А. Жигунова Директор МОУДОД «Школа Танца «СТИЛЬ» кандидат педагогических наук, профессор А. В. Палилей Заведующая отделом традиционной народной культуры НИИ прикладной культурологии, заведующая кафедры ТиИНХК, профессор, доктор культурологии Н. Д. Ултургашева Бородина, Е. М. Б83 Песенные традиции восточнославянского населения Кемеровской области: Певческие стили [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств / Е. М. Бородина; КемГУКИ. – Кемерово: КемГУКИ, 2009. – 196 с. ISBN 978-5-8154-0196-9 Учебное пособие посвящено песенным традициям восточнославянского населения Кемеровской области. В нем детально рассматриваются особенности песенной традиции восточнославянских групп области, характеризуется специфика локальной культуры. Учебное пособие в систематизированном виде излагает концепцию этнографического и музыкально-теоретического материала, выражаемого посредством жанровой принадлежности, диалекта, манеры исполнения и музыкально-стилевой специфики. Адресовано студентам высших и средних учебных заведений культуры и искусств. ББК 85.31я73 ISBN 978-5-8154-0196-9 © Бородина Е. М., 2009 © Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2009 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Данное пособие посвящено песенным традициям восточнославянского населения Кемеровской области и может быть использовано в качестве источника для углубления знаний некоторых аспектов сибирской песенной традиции по курсу «Певческие стили», целью которого видится формирование теоретических и практических навыков по региональным певческим традициям. В процессе изучения данного курса у студентов формируются конкретные представления о самобытности и богатстве русской народно-певческой культуры и её высокой художественной ценности, расширяются знания о её жанровом многообразии и музыкально-стилевых особенностях. Практика регионального подхода сложилась еще в XIX веке в публикациях, знакомящих с фольклорно-этнографическими материалами конкретных местностей: Белгородской (В. Щуров), Брянской (К. Свитова), Смоленской (В. Харьков), Курской (А. Руднева), Московской (Л. Руднева, С. Пушкина), Ленинградской (А. Мехнецов), Вятской (С. Браз), Воронежской (В.Тонков), Тамбовской (В.Орлов), Орловской (Н. ВладыкинаБачинская), Омской (Е. Аркин), Томской (А. Мехнецов, Н. Пархоменко), Красноярского края (О. Крахалева, К. Скопцов) и др. Однако правомерность регионального подхода при анализе народной культуры была методологически обосновна лишь в конце XX века1. Это позволило в полной мере почувствовать и понять красоту произведений народного песенно1 Новоселова, Н. А. Празднование масленицы в Енисейской губернии в XIX - начале XX вв. Проблема распространения, эволюции и семантики обрядовых действий: учебное пособие по курсам устного народного творчества, краеведения, этнографии: региональный компонент образования. – 2-е изд., перераб. и доп. – Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004. – С. 3. 3
Стр.3
го творчества, осознать их образный смысл, роль в народной культуре, жизненное предназначение. Многие жанровые проявления в народном музыкальном творчестве весьма специфичны, поскольку они связаны с религиозными и культурными представлениями различных социальных слоев восточнославянского общества, обусловленного особым хозяйственно-бытовым укладом2. Таким образом, песенный фольклор необходимо рассматривать как совокупность региональных и локальных традиций. Сегодня перед нами стоит главная проблема - изучение локальных песенных традиций с учетом самых последних сведений и экспедиционных материалов. Актуальность выбранной темы определяется современным развитием этнографии, фольклористики, музыковедения, а также - активизацией исследовательской и издательской деятельности педагогов-музыкантов и студентов музыкальных специальностей с целью зафиксировать и сохранить для потомков песенное наследие. Данный подход позволит более детально рассмотреть следующие аспекты песенного фольклора Кемеровской области: 1) многонациональность и поликонфессиональность; 2) проблема взаимодействия песенных традиций различных групп; 3) жанровая принадлежность, диалект и манера исполнения; 4) динамика региональной песенной традиции за последние два десятилетия. Раскрывая песенную традицию Кузбасса, мы видим активное бытование её в новом проявлении: во-первых, сохранение в памяти старожильческого населения Кузбасса обрядового фольклора, повсеместно утратившего сегодня свое назначение; во-вторых, активное бытование необрядового фольклора, который сегодня не просто доминирует, но хранится и передается. 2 Щуров, В. М. Жанры русского музыкального фольклора: учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ: в 2 ч. Ч 1: История, бытование, музыкально-поэтические особенности. – М.: Музыка, 2007. – С. 3. 4
Стр.4
Предметом наших наблюдений выступает локальная песенная традиция восточнославянского населения Кемеровской области суть, назначение и формы которой выражены особыми, художественными средствами: словесными, музыкальными, диалектными. Это позволило рассмотреть композиционное построение песен, выделить исполнительские формы и манеру исполнения каждой этнокультурной группы, наличие ряда говоров. При подготовке учебного пособия нами привлечены имеющиеся в этой области результаты. Мы опирались на фундаментальные работы по теории и истории фольклора, фольклористике: В. Лапина «Русский музыкальный фольклор и история», В.М. Щурова «Стилевые основы русской народной музыки», Ф.Ф. Болонева, М.Н. Мельникова, Н.В. Леоновой «Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока», Л.Е. Элиасова «Фольклор казаков Сибири». Работы С. Г. Лазутина «Поэтика русского фольклора», Ю.Г. Круглова «Русские обрядовые песни» позволили более детально раскрыть роль и значение поэтической сущности обрядового фольклора. Публикации исследователей песенного фольклора Кузбасса: В.Ф. Похабова «Культурное наследие русских Кузбасса», Е. Лутовиновой «Фольклор Ижморского района», Е.М. Бородиной «Казачьи песни Кемеровской области», В.И. Панова «Местные русские говоры Кузнецкого района Кемеровской области» значительно обогатили представление о жанровом составе современного фольклора области и его местном говоре. Кроме того, мы использовали материалы научных статей, представляющие особую ценность в рассмотрении песенной традиции области: Е.М. Ефремовой «К вопросу о происхождении белорусских постовых песен», Л.Р. Фаттаховой «Итоги экспедиционной работы в старообрядческих общинах Кемеровской области», а также материалы студенческих фольклорных практик 1992 – 5
Стр.5
2008 гг. (тексты и нотации фольклорных произведений, сообщения информантов, основные сведения об исследуемой местности). Нами впервые сделана попытка отразить современное состояние фольклора Кузбасса, которое отмечается необычайным многообразием, пестротой и широким ареалом его распространения; охарактеризовать его музыкально-стилевую специфику; исполнительские особенности; выделить степень сохранности отдельных жанров в современных условиях. Традиционно построение учебного пособия. Оно включает в себя четыре главы: «Историко-этнографические предпосылки становления песенных традиций восточнославянского населения Кемеровской области и их изучение», «Народно-песенное творчество смешанных восточнославянских групп», «Жанровые проявления в песенном творчестве русского населения Кузбасса и его музыкально-исполнительские особенности», «Диалект как основной способ отражения специфики регионального фольклора». Каждая глава сопровождается контрольными вопросами для самопроверки. Приложение состоит из тематики курсовых, дипломных работ, бакалаврских и магистерских работ, словаря диалектных слов, нотных примеров. В конце учебника приведена библиография теоретических исследований, которые помогут студентам в практической деятельности по изучению регионального фольклора. Надеемся, что предлагаемое пособие станет действенным помощником в познании региональной песенной традиции и постижении ее глубинного смысла, а знакомство с жанровой системой, бытующей на территории Кемеровской области, поможет в дальнейшем самостоятельно решать проблемы, связанные с изучением местной певческой традицией, в курсовых и дипломных проектах. Автор выражает искреннюю признательность рецензентам за их конструктивные предложения на разных этапах работы над учебным пособием. 6
Стр.6
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ..................................................................................................... 3 Глава I. Историко-этнографические предпосылки становления песенных традиций восточнославянского населения Кемеровской области и их изучение 1.1. Собирание и изучение фольклора восточнославянского населения Кузбасса............................................................................. 7 1.2. Заселение и освоение территории Кемеровской области восточными славянами........................................................ 13 Контрольные вопросы .............................................................................. 27 Список литературы .................................................................................. 27 Глава II. Народно-песенное творчество смешанных восточнославянских групп 2.1. Казачий фольклор и его специфика.................................................. 33 2.2. Песенное творчество украинских переселенцев ............................. 53 2.3. Фольклор белорусских переселенцев............................................... 61 Контрольные вопросы .............................................................................. 67 Список литературы .................................................................................. 67 Глава III. Жанровые проявления в песенном творчестве русского населения Кузбасса и его музыкально-поэтические и исполнительские особенности 3.1. Необрядовый фольклор Кузбасса. .................................................... 73 3.2. Празднично-обрядовый фольклор и его специфика....................... 103 Контрольные вопросы .............................................................................. 123 Список литературы .................................................................................. 123 Глава IV. Диалект как один из способов отражения специфики регионального фольклора 4.1. Формирование говоров на территории Кемеровской области ................................................................................ 127 4.2. Диалекты народно-песенного фольклора Кузбасса........................ 135 Контрольные вопросы .............................................................................. 150 Список литературы .................................................................................. 151 Заключение................................................................................................. 153 Приложение 1. Примерная тематика курсовых, дипломных, бакалаврских и магистерских работ .................................. 155 Приложение 2. Словарь диалектных, малоупотребительных слов населения Кемеровской области.............................................................. 157 Приложение 3. Нотные примеры............................................................. 166 Список литературы.................................................................................... 181 195
Стр.195