Не в силе Бог, а в правде!
Жур нал «По сев».
Учредитель: Не ком мер че с кое Парт нёр ст во
«Из да тель ское, ис следова тель ское и про свети
тель ское со дру же ст во ’’По сев’’»
Издаётся с разрешения и при содействии
издательства POSSEV GmbH Frankfurt am
Main
Глав ный ре дак тор
Ю.С. Цурганов
Ре дак ци он ная кол ле гия:
Т.П. Ар тё мо ва,
Б.Д. Бедросьян, С.В. Волков,
А.Б. Го ря нин, В.Э. До ли нин,
Е.И. Древинский, Г.В. Кокунько,
О.А. Кузнецова, С.М. Маркедонов,
Б.С. Пуш ка рёв, А.Р. Ред лих,
Ю.А. Ры ба ков, В.А. Сендеров,
В.Б. Славин-Боровский,
М.В. Славинский, И.Б. Чубайс,
И.Ю. Шауб, А.Н. Шве дов.
Компьютерная вёрстка
М.Ю. Ро ди о нов
Кор рек тор
К.В. Оскоцкая
Адрес издателя и редакции: 127051, Москва,
ул. Петровка, 26, стр. 2, оф. 96
Те ле фон/факс: (495) 625-9248
E-mail: tsurganov@mail.ru;
posevru@gmail.com
http://www.posev.ru
Адрес типографии ООО «Контент-пресс»:
127018, Москва, ул. Складочная, д.1., стр. 18
Телефон (495) 648-8850
Тираж 800 экз. Свободная цена
Подписано в печать 26.03.2013
Ад рес издательства POSSEV GmbH:
Flurscheideweg 15,
D-65936, Frankfurt a. M., Germany
Tel. 34-1265; fax 34-3841.
http://www.posev.de
E-mail: possev-ffm@t-online.de
Жур нал за ре ги с т ри ро ван в Ми ни с тер ст ве
пе ча ти и ин фор ма ции Рос сий ской Фе де рации
29.11.2002 г.
Сви де тель ст во о ре ги с т ра ции
ПИ № 77-14072
© Не ком мер че с кое Парт нёр ст во «Из да тельское,
ис сле до ва тель ское и про све ти тельское
со дру же ст во ‘’По сев’’»
ISSN 0234-8284
Мне ния ав то ров не все гда сов па да ют
с точ кой зре ния ре дак ции. От вет ст венность
за точ ность при во ди мых све де ний
не сут ав то ры. Ре дак ция в пе ре пи с ку с нео
пуб ли ко ван ны ми ав то ра ми не всту па ет.
Ру ко пи си не воз вра ща ют ся и не ре цензи
ру ют ся. При пе ре пе чат ке лю бых ма тери
а лов ссыл ка на ис точ ник обя за тель на
ПО СЕВ
№ 4 (1627) апрель 2013 г.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Основан в 1945 г. в эмиграции, с 1992 г. издаётся в Москве
Содержание:
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ
Валерий Сендеров. «Я хочу, чтобы Родина моя
была моей любви достойна» ................2
ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ
Андрей Яблонский.
Судьба памятников Ленину в России ........5
Татьяна Артёмова. На балтийских берегах .....8
Даниил Алексеев. Первый год «московского»
губернатора Приморья ................... 13
Иннокентий Хлебников. Кащей Бессмертный
вновь ожил в России ..................... 14
РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ
О. Георгий Эдельштейн. Что такое хорошо
и что такое плохо,
или Кто такой Александр Введенский ..... 17
ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Александр Котов. Две жизни русского
консерватизма ........................... 20
МОСТЫ ИЗ ПРОШЛОГО
Вадим Макшеев. Возвращение в Россию ..... 24
Антон Васильев. Стрелы, летящие днём ..... 33
Елена Дрынова. Коррупция в СССР
при Ленине и Сталине ................... 35
Александр Гогун. Как бандеровец
Илько Савчин евреев спасал ............. 39
«Римская империя времени упадка…» ....... 42
ПИСЬМА И ВСТРЕЧИ
Олег Игорев. Левашово ..................... 46
IV Международные исторические чтения,
посвящённые памяти профессора,
Генерального штаба генерал-лейтенанта
Николая Николаевича Головина
(1875–1944). ............................. 48
Стр.2
2 ПОСЕВ
4/2013
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ
Валерий Сендеров
«Я хочу, чтобы Родина моя была моей любви
достойна»
«…стоит подумать о единых учебниках истории России для средней школы, рассчитанных на разные
возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывной российской
истории, взаимосвязи всех её этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого».
(Из выступления Владимира Путина)
С
вершилось. Цели ясны, задачи определены. И если
бы лишь властью — нам ли привыкать топить
в анекдотах очередной всенародный антиалкогольный
или антитабачный порыв. Но на сей раз — анекдотов
не будет. Пляски очередных переименований Царицына
— не путинская инициатива. В лучших традициях
демократий Путин лишь подстраивается в хвост низшим
инстинктам борзеющего народа. (Ах нет, нет: не
народа. «Электората», «избирателя» — в подмене слов
светится какая-то остаточная стыдливость демократического
жаргона.) Но дело не в словах. Дело в самих
инстинктах. В бетонной нераскаянности — стержневой
заповеди национализированного православия;
в замоскворецком самодовольстве; в хамоватом невежественном
презрении ко всему чужому… Против
последнего, впрочем, Путин всё ещё пытается выступать.
Но недолго осталось. «Всё это наши, …, предки
построили! А не всяких чучмеков, немцев, католиков
и жидов!» От этого утробного вывода никуда не
деться на одобряемом президентом пути постижения
российской истории. И милостивое, всегда подчеркиваемое
согласие русского национализма считать
«своими» выходцев из малых народов Азии и Сибири
положения не спасёт.
Что ждёт страну, реально уже вступившую на перспективный
путь?
Вопрос на первый взгляд кажется риторическим:
общим местом стало говорить о послевоенной Германии,
давшей именно противоположный пример.
Но такая страна в Европе есть тоже. Гордящаяся —
как призывают ныне и нас — всем, что когда-либо
в ней происходило. Каждый год она радостно
празднует юбилей героического штурма пустующей
уголовной тюрьмы. (Кто назовёт хоть одного «борца
с тиранией», ещё томившегося в застенках Бастилии
в момент штурма её взбесившейся чернью?) И каждый
год над ликующей толпой реют транспоранты.
Разные на них лики. От убиенного короля до главных
его убийц. Но французская духовная историософия
их демонстративно не различает. «Всё это —
наше великое прошлое! Всё это, в конечном счёте,
сформировало нашу сегодняшнюю замечательную
страну!».
И на первый взгляд — всё это так и есть. Чем была
Франция до своей великой революции, что мы знаем
о ней? Бесправная, забитая страна с королями-самодурами.
Один Людовик заявлял: «Государство — это
я», при другом несчастной страной правила его любовница,
мадемуазель де Помпадур. И что там, в королевстве
французском, было ещё? После революции
ж е Франция — великая держава, учитель всей Европы.
Первая страна нового мира! Свобода, равенство, братство;
социальная справедливость; Декларация прав
человека и гражданина… Разве эти священные понятия,
озарившие путь европейского прогресса, не во
Франции родились? Разве они не придали сил и самим
французам — не воодушевили нацию, не устремили
её вперёд, не подвигли отразить агрессию презренных
монархических держав?
До боли, словом, знакомые аргументы. И можно
было бы — опять же привычным для нас образом —
на них возразить. Напомнить, скажем, о рекордном
(по своим временам) изуверстве «Великой Французской».
И прежде бывали в Европе революции, которые,
казалось, трудно перещеголять. Но лишь французы
додумались до формулы «Подозрителен всякий,
кто не может доказать свою неподозрительность».
А чему подлежит «подозрительный»? — Правильно:
гильотине, конечно…
Но такие возражения, впрочем, на самом деле
ничего не доказывают. Ни во французском случае,
ни в нашем. Да, жестокость. Ничего не поделаешь, великие
революционные времена! А зато идеи — светоч
для мира. Зато в стране в итоге — бурный прогресс…
Что ж, давайте посмотрим на аргументы впрямую.
Начнём с рассуждений о французской идеологии одного
из самых глубоких исследователей тоталитаризма,
Ханны Арендт.
«Французская революция соединила Декларацию
прав человека с требованием национального суверенитета.
Одни и те же основные права были одновременно
провозглашены и как неотчуждаемое достояние
всех людей, и как особенное наследие определённых наций;
одну и ту же нацию разом объявляли и подчинённой
законам, кои предположительно вытекали из этой
Декларации, и суверенной, т. е. не связанной никаким
всеобщим законом и не признающей ничего высшего над
собой. Практическим результатом этого противоречия
стало то, что отныне права человека были защищены
и упрочены только как национальные права
и что сам институт государства… потерял свой
юридический, рациональный облик и мог быть истолкован
романтиками как туманное воплощение “национальной
души”, которую сам факт её существования
ставил над законом. Соответственно “национальный
суверенитет” терял первоначальный дополнительный
Стр.3