В. Г. Белинский
Параша
Рассказ в стихах Т. Л. Писано в начале 1843 года. Санкт-Петербург. В типографии Эдуарда Праца. 1843.
В 8-ю д. л., 46 стр.
В. Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах. Т. II
ОГИЗ, ГИХЛ,М., 1948
Под общей редакцией Ф.М. Головешченко
Редакция С. П. Бычкова
OCR Бычков М.Н.
Теперь, когда Лермонтова уже нет, а прекрасное дарование г. Майкова пока не обещает итти
дальше антологического рода, - поэзия русская если не умерла, то уснула, как это всегда с нею бывает, как
скоро тот, кому дано свыше быть ее покровителем, или скончается во цвете лет, или изменит надеждам,
которые подаст о себе. Теперь стихи встречаются только в журналах; между ними попадаются и такие, в
которых есть чувство и заметно большее или меньшее дарование; но они все лишены присутствия
могучей мысли. А так как поэзия русская давно уже пережила свой период прекрасных чувств и
сладостных мечтаний, и еще с Пушкина начала период мысли, - то теперь проходят мимо внимания
публики такие стихотворения, которыми прежде легко было бы в один день стяжать славу великого гения.
Другими словами: могучим властителем душ нашего времени уже перестали быть "стишки" - в
потребности публики их сменила поэзия мысли. Это особенно стало заметно после Лермонтова. Вот
почему, если теперь и нельзя пожаловаться на бедность в стихотворных произведениях, то нельзя и
сказать, чтоб было что читать по этой части. День появления в журнале неизвестного стихотворения
Лермонтова - теперь эпоха в истории русской литературы: стихотворение читают, перечитывают,
списывают, вытверживают напамять. Стихотворения, не принадлежащие Лермонтову, тоже прочитывают,
даже похваливают, но с тем, чтоб совершенно забыть их по выходе новой книжки журнала. Многие
заключают из этого, что вместе с Лермонтовым умерла и русская поэзия. Что касается до нас, мы не
разделяем этого мнения и думаем, что русская поэзия не умерла, а только уснула, по обыкновению, и что
по временам она будет просыпаться и рассказывать нам свои прекрасные сны - до тех пор, пока не явится
на Руси новый поэт...
Небольшая книжка, на-днях появившаяся в Петербурге под скромным названием "рассказа в
стихах", есть именно один из таких прекрасных снов на минуту проснувшейся русской поэзии, какие
давно уже не виделись ей. Уверенные в глубоком сне нашей поэзии, мы взялись за "Парашу" с явным
предубеждением, думая найти в ней - или сентиментальную повесть о том, как он любил ее, и как она
вышла замуж за него, или какую-нибудь юмористическую болтовню о современных нравах, написанную
прозаическими стихами. Каково же было наше удивление, когда вместо этого прочли мы поэму, не только
написанную прекрасными поэтическими стихами, но и проникнутую глубокою идеею, полнотою
внутреннего содержания, отличающуюся юмором и ирониею!.. Однакож, несмотря на то, уверенность
наша в тяжелом сне русской поэзии была так велика, что мы не поверили первому впечатлению и прочли
снова, - еще лучше! И теперь, когда, от многократно повторенного чтения, мы почти знаем наизусть
прекрасное поэтическое произведение, так неожиданно, так отрадно освежившее душу нашу от прозы и
скуки ежедневного быта, - спешим познакомить публику с явлением, которое имеет полное право на ее
внимание.
Хотя автор "Параши", скрывший свою фамилию под литерами Т. Л., и обозначил свое
произведение скромным именем "рассказа в стихах", однако оно тем не менее - "поэма", в том смысле,
какой усвоен Пушкиным произведениям такого рода. Итак, мы будем называть "Парашу" поэмой: оно и
короче, и гораздо справедливее, если вспомнить, что "Чернец", "Эдда", "Наталья Долгорукая", "Борский"
и тому подобные стихотворные рассказы величались поэмами.264 Содержание "Параши" в смысле
"сюжета" до того просто и немногосложно, что его можно рассказать в двух словах: на уездной барышне
женится помещик-сосед, - вот и все. Но это не содержание, а только канва содержания; само же
содержание поэмы так полночи богато, что его нельзя передать во всей его жизни и вовсей благоуханной
свежести его поэзии, не заставляя самого поэта перерывать нашей прозаической речи своими
поэтическими стихами.
Стр.1