Рассмотрены современные представления об оценке уровня физического развития и функциональных возможностях организма ребенка; о влиянии различных экстремальных факторов приполярного региона на формирование детского организма. <...> В Особенности морфофункционального развития детей Европейского севера. <...> В Психофизиологический анализ формирования системы зрительного восприятия детей. <...> В Когнитивное развитие первоклассников с трудностями обучения чтению. <...> В Наглядно-образное и творческое мышление семилетних детей. <...> В неблагоприятных климато-географических и экологических условиях Европейского Севера России число здоровых детей составляет всего 6,5%. <...> Так показано, что 70% будущих первоклассников имеют несформированные высшие психические функции, 70-80% детей имеют задержку в развитии зрительного восприятия и организации деятельности [8, 9]. <...> Условия проживания в Архангельской области, расположенной на Европейском Севере, многие исследователи оценивают как экстремальные для жизни человека. <...> Отметим, что большинство населения области проживает в условиях приполярного региона. <...> К специфическим факторам приполярного региона относятся длительный период «термальных стрессов», резкая асимметричность фотопериодизма (периоды «белых ночей», биологических сумерек и тьмы), частые и резкие колебания барометрического давления, повышенная электромагнитная активность. <...> Асимметричность фотопериодизма вызывает сезонные нарушения гормональной секреции [20,32,42, 51, 52]. <...> Известно, что длительное пребывание детей в замкнутом пространстве, оказывает, во-первых, отрицательное влияние на развитие зрительно-пространственного восприятия и их умение ориентироваться в пространстве. <...> В условиях приполярного региона особо выделяются такие факторы как термальные стрессы в сочетании с высокой влажностью, резкие перепады давления и сильные ветры - все они в комплексе создают большую нагрузку на респираторную систему <...>
Морфофункциональный_и_психологический_статус_детей_и_подростков_циркумполярного_региона.pdf
УДК 612-053.2(470.1/.2)
ББК 57.31(235.1)
М80
Авторы:
Т.С. Копосова, Н.В. Звягина, С.Ф. Лукина, Л.В. Морозова,
Л.В. Соколова, Д.А. Малышев, Н.В. Насонова, Е.В. Казакова,
Т.В. Емельянова
Рецензенты: доктор биологических наук, директор Института физиологии
природных адаптации УрО РАН Л.С. Щеголева, доктор
биологических наук, заведующий кафедрой зоологии и
методики преподавания биологии Б.Ю. Филиппов
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Поморского университета
Морфофункциональный и психофизиологический статус детей
М 80 и подростков циркумполярного региона / [Т. С. Копосова, Н. В. Звягина,
С. Ф. Лукина и др.] ; М-во образования и науки Рос. Федерации.
- Архангельск, 2010. - 214 с.: табл., диагр.
ISBN 978-5-7536-0266-4
Агентство CIP Архангельской ОНБ
Коллективная монография содержит теоретические сведения об
особенностях роста и развития детского организма в условиях Севера.
Рассмотрены современные представления об оценке уровня физического
развития и функциональных возможностях организма ребенка; о влиянии
различных экстремальных факторов
приполярного региона на
формирование детского организма. Авторы предлагают материал об
особенностях формирования школьяозначимых психофизиологических
функций у детей-северян. Особое внимание уделено вопросам адаптивных
реакций детского организма к воздействию "повреждающих факторов"
среды.
Работа поддержана проектом № 2.2.3.3./4704 аналитической
ведомственной целевой программы "Развитие научного потенциала
высшей школы (2009-2010 годы)"
УДК 612-053.2(470.1/.2)
ББК 57.31(235.1)
ISBN 978-5-7536-0266-4
© Т.С. Копосова, Н.В. Звягина,
С.Ф. Лукина и др., 2010
©ОАО«Солти», 2010
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение
Влияние климато-экологических факторов Архангельской области на
здоровье детского населения. Копосова Т.С., Морозова Л.В
Факторы риска в раннем развитии у детей 6-8 лет г. Архангельска и
Архангельской области. Казакова Е.В
Особенности морфофункционального развития детей Европейского
севера. Лукина С.Ф., Копосова Т.С.
Особенности организации психомоторной деятельности детей и
подростков. Звягина Н.В., Морозова Л.В
Психофизиологический анализ формирования системы зрительного
восприятия детей. Морозова Л.В
Системная организация нейрофизиологических механизмов
обеспечения зрительного восприятия детей 7-8 лет. Звягина Н.В
Показатели кратковременной памяти школьников 1-8 классов.
Значение памяти в процессе овладения навыками письма и чтения
МалышевД.А
Показатели развития речи младших школьников Архангельской области.
Емельянова Т.В., Соколова Л.В
Когнитивное развитие первоклассников с трудностями обучения
чтению. Соколова Л.В
Наглядно-образное и творческое мышление семилетних детей.
Насонова Н.В
Стр.
4
6
18
43
61
77
121
143
177
189
203
Стр.3