В книге с учетом результатов современных исследований изложен теоретический и методический материал по основным вопросам экологии человека: влияние различных факторов окружающей среды на человека и функциональные особенности реагирования организма человека на их воздействие, физиологические показатели напряженности физического и умственного труда, факторы развития психофизиологического напряжения и синдрома хронической усталости и др. <...> Б.Б.Прохоров (1979) так определяет данную проблему: "Видимо, наиболее правильно рассматривать экологию человека, как новую, складывающуюся синтетическую науку (точнее, ассоциацию наук), которая должна обобщать данные отраслевых дисциплин . экология человека - ассоциация медикобиологических, географических, исторических и общественных наук, которые в рамках экологии человека изучают взаимодействие групп населения с окружающей средой и ее географическими подразделениями и в связи с этим морфологические особенности, потенциальную и актуальную патологию, численность, бытовые и хозяйственные навыки населения, обусловленные влиянием их внешней среды". <...> Таким образом, экология человека - это комплексное междисциплинарное научное направление, исследующее закономерности взаимодействия популяций людей с окружающей средой, проблемы развития народонаселения в процессе этого взаимодействия, проблемы целенаправленного управления сохранением и развитием здоровья населения, совершенствования психофизиологических возможностей вида Homo sapiens. <...> Требования к уровню подготовки выпускников обязывают студентов по прохождении курса "Экология человека": • знать механизмы воздействия факторов среды на организм и пределы его устойчивости, пути адаптации к стрессорным воздействиям среды; • знать особенности влияния загрязнений различной природы на организм человека; • знать и уметь использовать основы токсикологического нормирования; • понимать физиологические <...>
Лабораторный_практикум_по_экологии_человека.pdf
Министерство образования Российской Федерации
Поморский государственный университет
имени М.В.Ломоносова
Т.С.Колосова, Л.В.Морозова
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
ПО
ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
Учебно-методическое пособие
Допущено Учебно-методическим объединением
по направлениям педагогического образования
Министерства Российской Федерации в
качестве учебно-методического пособия для
студентов биологических специальностей педагогических
высших учебных заведений
Архангельск
Поморский государственный
университет имени М.В.Ломоносова
2002
Стр.1
УДК 574
ББК 28.708я73
К 658
Рецензенты:
доктор медицинских наук, профессор, директор Института
гигиены и медицинской экологии СГМУ Ю.Р.Теддер;
доктор биологических наук, профессор Н.А.Бебякова;
кандидат педагогических наук, доцент кафедры зоологии
и методики обучения биологии Н.Н.Боровская
Печатается по решению редакционно-издательского
совета
Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Колосова Т.С., Морозова Л.В.
К 658
Лабораторный практикум по экологии человека: Учебно-методическое
пособие. - Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. -
181 с.
ISBN 5-88086-304-2
Учебно-методическое пособие содержит указания к проведению лабораторных
занятий по курсу "Экология человека". В книге с учетом результатов современных
исследований изложен теоретический и методический материал по основным
вопросам экологии человека: влияние различных факторов окружающей среды
на человека и функциональные особенности реагирования организма человека
на их воздействие, физиологические показатели напряженности физического и умственного
труда, факторы развития психофизиологического напряжения и синдрома
хронической усталости и др. На примерах ситуационных задач и оригинального
статистического материала студенты овладевают практическими навыками,
необходимыми для проведения подобного курса в школе. Кроме того, включены
материалы дня самостоятельной работы студентов, вопросы для самоконтроля,
тематика для реферативной работы по основным разделам экологии человека и
список необходимой научной литературы.
Предназначено для студентов биологических специальностей педагогических
вузов, учителей биологии и экологии.
УДК 574
ББК 28.708я73
ISBN 5-88086-304-2
© Копосова Т.С., Морозова Л.В., 2002
© Поморский государственный университет имени
М.В. Ломоносова, 2002
Стр.2
Из всех человеческих наук наука
о человеке наиболее достойна человека.
Никола Малъбранш
ВВЕДЕНИЕ
Вставшие с особой остротой в последнее десятилетие проблемы охраны
природы не могли обойти и самого сложного элемента природы - человека как
биосоциального существа. Различные аспекты исследований по сохранению и
развитию человека в условиях современной экологической ситуации приобретают
все более широкий размах. Создается новое междисциплинарное научное
направление - экология человека.
С.С. Шварц (1974) пишет: "Экология человека - наука, еще не получившая
прав гражданства, не определившая своего предмета и метода исследования,
- уже стала одной из популярнейших отраслей знания. Поэтому естественно,
что в экологию человека разные авторы вкладывают разное содержание".
Б.Б.Прохоров (1979) так определяет данную проблему: "Видимо, наиболее правильно
рассматривать экологию человека, как новую, складывающуюся синтетическую
науку (точнее, ассоциацию наук), которая должна обобщать данные
отраслевых дисциплин ... экология человека - ассоциация медикобиологических,
географических, исторических и общественных наук, которые в
рамках экологии человека изучают взаимодействие групп населения с окружающей
средой и ее географическими подразделениями и в связи с этим морфологические
особенности, потенциальную и актуальную патологию, численность,
бытовые и хозяйственные навыки населения, обусловленные влиянием
их внешней среды". Таким образом, экология человека - это комплексное междисциплинарное
научное направление, исследующее закономерности взаимодействия
популяций людей с окружающей средой, проблемы развития народонаселения
в процессе этого взаимодействия, проблемы целенаправленного
управления сохранением и развитием здоровья населения, совершенствования
психофизиологических возможностей вида Homo sapiens.
ЗАДАЧИ, стоящие перед экологией человека:
• исследование эволюции механизмов адаптации на индивидуальном, групповом,
организменном и популяционном уровнях;
• выявление специфических, неспецифических и конституциональных реакций
на действие среды;
• изучение эволюционно-генетической типологии и особенностей адаптационных
механизмов - создание экологических портретов различных этнических
групп населения;
• исследование роли фактора времени в формировании адекватных реакций;
• изучение влияния космических, земных и социальных факторов и их ритмов
на состояние здоровья человека или в возникновении нарушений его адаптационных
механизмов.
Стр.3
По структуре различают два наиболее^ изученных уровня интересов экологии
человека: социальный и медико-биологический, которые тесно взаимосвязаны.
На этом стыке изучаются биосоциальные взаимодействия в популяционной
адаптации, влияние социальной среды на здоровье человека, эффекты
факторов урбанизации, психологическая адаптация. И.Т.Фролов отмечает:
"... это предполагает не просто взаимодействие наук, изучающих человека, но и
их интеграцию, органическое единство".
Требования к обязательному минимуму содержания ио дисциплине
"Экология человека" включает следующие разделы:
• экология и здоровье человека;
• физиологические основы адаптации;
• факторы экологического риска;
• эндемические заболевания;
• приспособленность человека для жизни в разных средах.
В настоящем учебно-методическом пособии представлены лабораторные
работы по данным разделам обязательного минимума.
Требования к уровню подготовки выпускников обязывают студентов по
прохождении курса "Экология человека":
• знать механизмы воздействия факторов среды на организм и пределы его
устойчивости, пути адаптации к стрессорным воздействиям среды;
• знать особенности влияния загрязнений различной природы на организм
человека;
• знать и уметь использовать основы токсикологического нормирования;
• понимать физиологические основы здоровья человека, факторы экологического
риска, возможности экологической адаптации.
Стр.4