Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Лабораторный практикум по экологии человека

0   0
АвторыМорозова Людмила Владимировна, Копосова Тамара Сергеевна
Издательство[Б.и.]
Страниц181
ID232959
АннотацияУчебно-методическое пособие содержит указания к проведению лабораторных занятий по курсу "Экология человека". В книге с учетом результатов современных исследований изложен теоретический и методический материал по основным вопросам экологии человека: влияние различных факторов окружающей среды на человека и функциональные особенности реагирования организма человека на их воздействие, физиологические показатели напряженности физического и умственного труда, факторы развития психофизиологического напряжения и синдрома хронической усталости и др. На примерах ситуационных задач и оригинального статистического материала студенты овладевают практическими навыками, необходимыми для проведения подобного курса в школе. Кроме того, включены материалы дня самостоятельной работы студентов, вопросы для самоконтроля, тематика для реферативной работы по основным разделам экологии человека и список необходимой научной литературы. Предназначено для студентов биологических специальностей педагогических вузов, учителей биологии и экологии.
Лабораторный практикум по экологии человека / Л.В. Морозова, Т.С. Копосова .— : [Б.и.], 2002 .— 181 с. — URL: https://rucont.ru/efd/232959 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В книге с учетом результатов современных исследований изложен теоретический и методический материал по основным вопросам экологии человека: влияние различных факторов окружающей среды на человека и функциональные особенности реагирования организма человека на их воздействие, физиологические показатели напряженности физического и умственного труда, факторы развития психофизиологического напряжения и синдрома хронической усталости и др. <...> Б.Б.Прохоров (1979) так определяет данную проблему: "Видимо, наиболее правильно рассматривать экологию человека, как новую, складывающуюся синтетическую науку (точнее, ассоциацию наук), которая должна обобщать данные отраслевых дисциплин . экология человека - ассоциация медикобиологических, географических, исторических и общественных наук, которые в рамках экологии человека изучают взаимодействие групп населения с окружающей средой и ее географическими подразделениями и в связи с этим морфологические особенности, потенциальную и актуальную патологию, численность, бытовые и хозяйственные навыки населения, обусловленные влиянием их внешней среды". <...> Таким образом, экология человека - это комплексное междисциплинарное научное направление, исследующее закономерности взаимодействия популяций людей с окружающей средой, проблемы развития народонаселения в процессе этого взаимодействия, проблемы целенаправленного управления сохранением и развитием здоровья населения, совершенствования психофизиологических возможностей вида Homo sapiens. <...> Требования к уровню подготовки выпускников обязывают студентов по прохождении курса "Экология человека": • знать механизмы воздействия факторов среды на организм и пределы его устойчивости, пути адаптации к стрессорным воздействиям среды; • знать особенности влияния загрязнений различной природы на организм человека; • знать и уметь использовать основы токсикологического нормирования; • понимать физиологические <...>
Лабораторный_практикум_по_экологии_человека.pdf
Министерство образования Российской Федерации Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова Т.С.Колосова, Л.В.Морозова ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА Учебно-методическое пособие Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства Российской Федерации в качестве учебно-методического пособия для студентов биологических специальностей педагогических высших учебных заведений Архангельск Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова 2002
Стр.1
УДК 574 ББК 28.708я73 К 658 Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор, директор Института гигиены и медицинской экологии СГМУ Ю.Р.Теддер; доктор биологических наук, профессор Н.А.Бебякова; кандидат педагогических наук, доцент кафедры зоологии и методики обучения биологии Н.Н.Боровская Печатается по решению редакционно-издательского совета Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова Колосова Т.С., Морозова Л.В. К 658 Лабораторный практикум по экологии человека: Учебно-методическое пособие. - Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. - 181 с. ISBN 5-88086-304-2 Учебно-методическое пособие содержит указания к проведению лабораторных занятий по курсу "Экология человека". В книге с учетом результатов современных исследований изложен теоретический и методический материал по основным вопросам экологии человека: влияние различных факторов окружающей среды на человека и функциональные особенности реагирования организма человека на их воздействие, физиологические показатели напряженности физического и умственного труда, факторы развития психофизиологического напряжения и синдрома хронической усталости и др. На примерах ситуационных задач и оригинального статистического материала студенты овладевают практическими навыками, необходимыми для проведения подобного курса в школе. Кроме того, включены материалы дня самостоятельной работы студентов, вопросы для самоконтроля, тематика для реферативной работы по основным разделам экологии человека и список необходимой научной литературы. Предназначено для студентов биологических специальностей педагогических вузов, учителей биологии и экологии. УДК 574 ББК 28.708я73 ISBN 5-88086-304-2 © Копосова Т.С., Морозова Л.В., 2002 © Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2002
Стр.2
Из всех человеческих наук наука о человеке наиболее достойна человека. Никола Малъбранш ВВЕДЕНИЕ Вставшие с особой остротой в последнее десятилетие проблемы охраны природы не могли обойти и самого сложного элемента природы - человека как биосоциального существа. Различные аспекты исследований по сохранению и развитию человека в условиях современной экологической ситуации приобретают все более широкий размах. Создается новое междисциплинарное научное направление - экология человека. С.С. Шварц (1974) пишет: "Экология человека - наука, еще не получившая прав гражданства, не определившая своего предмета и метода исследования, - уже стала одной из популярнейших отраслей знания. Поэтому естественно, что в экологию человека разные авторы вкладывают разное содержание". Б.Б.Прохоров (1979) так определяет данную проблему: "Видимо, наиболее правильно рассматривать экологию человека, как новую, складывающуюся синтетическую науку (точнее, ассоциацию наук), которая должна обобщать данные отраслевых дисциплин ... экология человека - ассоциация медикобиологических, географических, исторических и общественных наук, которые в рамках экологии человека изучают взаимодействие групп населения с окружающей средой и ее географическими подразделениями и в связи с этим морфологические особенности, потенциальную и актуальную патологию, численность, бытовые и хозяйственные навыки населения, обусловленные влиянием их внешней среды". Таким образом, экология человека - это комплексное междисциплинарное научное направление, исследующее закономерности взаимодействия популяций людей с окружающей средой, проблемы развития народонаселения в процессе этого взаимодействия, проблемы целенаправленного управления сохранением и развитием здоровья населения, совершенствования психофизиологических возможностей вида Homo sapiens. ЗАДАЧИ, стоящие перед экологией человека: • исследование эволюции механизмов адаптации на индивидуальном, групповом, организменном и популяционном уровнях; • выявление специфических, неспецифических и конституциональных реакций на действие среды; • изучение эволюционно-генетической типологии и особенностей адаптационных механизмов - создание экологических портретов различных этнических групп населения; • исследование роли фактора времени в формировании адекватных реакций; • изучение влияния космических, земных и социальных факторов и их ритмов на состояние здоровья человека или в возникновении нарушений его адаптационных механизмов.
Стр.3
По структуре различают два наиболее^ изученных уровня интересов экологии человека: социальный и медико-биологический, которые тесно взаимосвязаны. На этом стыке изучаются биосоциальные взаимодействия в популяционной адаптации, влияние социальной среды на здоровье человека, эффекты факторов урбанизации, психологическая адаптация. И.Т.Фролов отмечает: "... это предполагает не просто взаимодействие наук, изучающих человека, но и их интеграцию, органическое единство". Требования к обязательному минимуму содержания ио дисциплине "Экология человека" включает следующие разделы: • экология и здоровье человека; • физиологические основы адаптации; • факторы экологического риска; • эндемические заболевания; • приспособленность человека для жизни в разных средах. В настоящем учебно-методическом пособии представлены лабораторные работы по данным разделам обязательного минимума. Требования к уровню подготовки выпускников обязывают студентов по прохождении курса "Экология человека": • знать механизмы воздействия факторов среды на организм и пределы его устойчивости, пути адаптации к стрессорным воздействиям среды; • знать особенности влияния загрязнений различной природы на организм человека; • знать и уметь использовать основы токсикологического нормирования; • понимать физиологические основы здоровья человека, факторы экологического риска, возможности экологической адаптации.
Стр.4