Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Смекалка

Смекалка №9 2014 (55,00 руб.)

0   0
Страниц53
ID232198
АннотацияАктуальные проблемы естествознания, развитие научно-технического творчества. Основы выживания в экстремальных ситуациях, история науки и техники.
Смекалка .— 2014 .— №9 .— 53 с. — URL: https://rucont.ru/efd/232198 (дата обращения: 20.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«Авто пор т рет», 1880 * Ста тьи по дан ной руб ри ке из да ют ся при под дер ж ке Фе де раль но го агентст ва по пе ча ти и мас со вым ком му ни ка ци ям. <...> СМЕКАЛКА №9, 2014 2 Иса ак Ильич Ле ви тан родил ся 18 ав гус та 1860 го да на за пад ной окра и не России в мес теч ке близ же лезно до рож ной стан ции Ки барты, ны не Ки бар тай (Лит ва), в ин тел ли ген т ной ев рей ской се мье. <...> Отец ху дож ни ка так же в свое вре мя учил ся в рав вин ском учи ли ще, но поз же от ка зал ся от пу ти ре ли ги оз но го слу жения. <...> Став учи те лем ино странных язы ков, он да вал уро ки в част ных до мах, а од но вре мя ра бо тал пе ре вод чи ком, касси ром и кон т ро ле ром на пригра нич ных же лез но до рож ных стан ци ях. <...> Не смот ря на бед ность и скуд ность средств (кро ме Иса а ка, в се мье был еще сын и две до че ри), в до ме Ле вита нов ца ри ла доб рая и чистая ат мос фе ра, бла го при ятная для ду хов но го раз ви тия де тей. <...> Отец сам об учал их гра мо те, а в кон це 1860-х годов пе ре вез се мью в Мос к ву, что бы дать де тям воз можность вый ти в лю ди. <...> По сле пе ре ез да се мья Леви та нов жи ла бед но, пе ре бива ясь гро шо <...>
Смекалка_№9_2014.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Смекалка_№9_2014.pdf
|КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ∗ | [ЖИВОПИСЬ] И.И. Ле ви тан – мас тер «пей за жа на стро е ния» 1 И.И. Ле ви тан. «Авто пор т рет», 1880 * Ста тьи по дан ной руб ри ке из да ют ся при под дер ж ке Фе де раль но го агентст ва по пе ча ти и мас со вым ком му ни ка ци ям. СМЕКАЛКА №9, 2014
Стр.1
2 Иса ак Ильич Ле ви тан родил ся 18 ав гус та 1860 го да на за пад ной окра и не России в мес теч ке близ же лезно до рож ной стан ции Ки барты, ны не Ки бар тай (Лит ва), в ин тел ли ген т ной ев рей ской се мье. Его дед был рав вином мес теч ка Кей да ны (Кайда но во) Ко вен ской гу бер нии. Отец ху дож ни ка так же в свое вре мя учил ся в рав вин ском учи ли ще, но поз же от ка зал ся от пу ти ре ли ги оз но го слу жения. Став учи те лем ино странных язы ков, он да вал уро ки в част ных до мах, а од но вре мя ра бо тал пе ре вод чи ком, касси ром и кон т ро ле ром на пригра нич ных же лез но до рож ных стан ци ях. Не смот ря на бед ность и скуд ность средств (кро ме Иса а ка, в се мье был еще сын и две до че ри), в до ме Ле вита нов ца ри ла доб рая и чистая ат мос фе ра, бла го при ятная для ду хов но го раз ви тия де тей. Отец сам об учал их гра мо те, а в кон це 1860-х годов пе ре вез се мью в Мос к ву, что бы дать де тям воз можность вый ти в лю ди. По сле пе ре ез да се мья Леви та нов жи ла бед но, пе ре бива ясь гро шо вой опла той за уро ки фран цуз ско го и ан г лийско го язы ка, ко то рые да вал отец. Тем не ме нее ро ди тели чут ко от нес лись к увле чению сы но вей ис кус ством и не воз ра жа ли, ког да в 1870 го ду стар ший сын Авель, а за тем, в 1873 го ду, и Иса ак ре ши ли по сту пить в Мос ков ское учили ще жи во пи си, ва я ния и зодчес т ва. Го ды об уче ния в учи лище ста ли для Иса а ка време нем тяж ких и му чи тельных ис пы та ний. Впос лед ствии, че рез мно го лет, уже бу ду чи при знан ным и лю бимым, ху дож ник пи сал: «Не на до очень ро зо во пред ставлять се бе пер с пек ти ву из учения жи во пи си. Сколь ко го ря, уси лий, тру дов и раз оча рова ний по ка вы бил ся на до рогу». В 1875 го ду в се мье Леви та нов умер ла мать, вслед за нею че рез два го да умер и отец. Оси ро тев шим де тям при шлось вес ти поч ти ни щенский об раз жиз ни. Но уже в ран ние го ды сво ей жиз ни Иса ак Ле ви тан не толь ко верно усво ил уро ки учи те лей, но и ска зал за мет ное сло во в рус ском пей за же. Его склонность к из об ра же нию при роды и страс т ная лю бовь к ней про яви лась уже вско ре по сле по ступ ле ния в учи ли ще. И.И. Ле ви тан. «Сол неч ный день. Вес на», 1877 3 За ме тив не за уряд ные способ нос ти, ис к рен ность и поэтич ность на ту ры бед но го уче ни ка, пре по да ва те ли ис крен не стре ми лись об лег чить его по ло же ние. Ле ви та ну ча ще дру гих уче ни ков вы дава ли, пусть и скуд ные, но деСМЕКАЛКА №9, 2014 СМЕКАЛКА №9, 2014
Стр.2
4 неж ные по со бия, кис ти, краски и дру гие ху до жес т вен ные пред ме ты, а на чет вер том го ду об уче ния юно го ху дожни ка ре ко мен до ва ли для полу че ния сти пен дии ге не ралгу бер на то ра, кня зя Дол гору ко ва. Но, не смот ря на эти бла го род ные уси лия, средств для нор маль но го су щес т во вания все рав но не хва та ло. Осо бая, до слез, лю бовь к при ро де и нер в ная чув стви тель ность к ее со сто я ни ям бы ли при су щи бу ду ще му пейза жис ту из на чаль но. Род ствен ни ки вспо ми на ли, как он с ран них лет лю бил бро дить по по лям и ле сам, по дол гу созер цать ка кой-ни будь за кат или вос ход, а ког да на сту па ла вес на, «со вер шен но пре об ражал ся и су е тил ся, вол но вался, его тя ну ло за го род, ку да убе гал вся кий раз, как на это вы да ва лось хоть пол ча са». Пе ре до вую роль в раз витии рус ско го пей за жа с 1850-х го дов иг рал Алек сей Кон д ратье вич Сав ра сов. За ня тия с Сав ра со вым бы ли бла го твор ны для многих, но имен но в Ле ви та не он на шел наи бо лее род ст вен ную на ту ру. Ему Сав ра сов пе редал «тай ну мо ти ва». Чут кость к пей заж ной ли ри ке учи теля и его на сле дию опре де лила мно гие ка чес т ва пер вых ра бот Ле ви та на. Так, очень близ ка к сав ра сов ским пейза жам кар ти на «Сол неч ный день. Вес на» (1877) – из обра же ние уют но го де ре венско го угол ка, где под де ревья ми, сре ди кус тов, ря дом с из бой и са рай чи ком ко па ют ся в по кры той но во рож ден ной тра вой зем ле ку ри цы. Другие ран ние ра бо ты Ле ви тана – «Ве чер» (1877), «Осень. До ро га в де рев не» (1877), «Вет ря ные мель ни цы» (ко нец 1870-х) – име ют груст ный, су ме реч ный ха рак тер и на поми на ют пей заж ные фо ны перов ских кар тин и про из ве дения «эле ги чес кой» ли нии творчес т ва Сав ра со ва – из об раже ния бо лот, за бы тых сельс ких по гос тов. Но ра бо ты Ле ви та на не про из во дят впечат ле ния «вто рич нос ти». В них ощу тим под лин ный дра матизм, за став ля ю щий вспомнить, что юно го ху дож ни ка по стиг ла го речь си рот ст ва. Вско ре про яви лись и но ватор ские для рус ской жи во писи той по ры ка чес т ва та лан та и стрем ле ний Иса а ка. Ми хаил Нес те ров (рус ский и со ветский жи во пи сец 1862–1942гг.) вспо ми нал, что в 1879 го ду на уче ни чес кой вы став ке как на сто я щее от кро ве ние воспри ни мал ся пей заж Ле ви та на «Си мо нов мо нас тырь», в кото ром был пре крас но пе редан ти хий по кой лет не го веИ.И. Ле ви тан. «Ве чер», 1877 че ра на Мос к ве-ре ке. К сожа ле нию, мес то на хож де ние это го пей за жа сей час не извес т но, но не дав но об на ружи лась дру гая ра бо та юно го Ле ви та на – «Пас мур ный день 5 СМЕКАЛКА №9, 2014 СМЕКАЛКА №9, 2014
Стр.3
6 на Мос к ве-ре ке» (1877), где на даль нем пла не так же видне ет ся Си мо нов мо нас тырь. Со всем не боль шой, этот этюд от ли ча ет ся жи во пис ной цель нос тью и ин те ре сен тем, что в нем пред чув ст ву ют ся ком по зи ци он ные ре ше ния неко то рых зре лых ше дев ров худож ни ка. В 1879 го ду жи тей ские тяго ты Ле ви та на усу гу би лись: он был вы нуж ден по ки нуть Мос к ву – по сле по ку ше ния на Алек сан д ра II, со вер шен ного на ро до воль цем Со ло вьевым, цар ская ад ми нис т ра ция на ча ла вы се ле ние ев ре ев из «пер во прес толь ной». Не кото рое вре мя Иса ак жил с семьей сес т ры в под мос ков ной дач ной мес т нос ти Сал ты ковской, от ку да ему из-за крайней бед нос ти при хо ди лось ходить в учи ли ще пеш ком, а затем пе ре ехал в Остан ки но, так же ле жав шее за чер той го ро да. Но не смот ря ни на что, он вдох но вен но ра бо тал, су мев по ка зать на уче ни ческой вы став ке 1880 го да кар тину «Осен ний день. Со коль ники» (1879). Эта про ник но вен ная ра бота ста ла сви де тель ст вом усвое ния Ле ви та ном по эти чес ких тра ди ций и дос ти же ний русИ.И Ле ви тан. «Си мо нов мо нас тырь», 1879 7 СМЕКАЛКА №9, 2014 СМЕКАЛКА №9, 2014
Стр.4
8 ско го и ев ро пей ско го пей зажа и свое об ра зия его ли ричес ко го да ра. При том, что по хо жие из об ра же ния уз кой ал леи, усы пан ной осен ни ми лис тья ми, встре ча ют ся в творчес т ве мно гих ху дож ни ков, у Ле ви та на пар ко вый пей заж ожив лен оди но кой жен ской фи гу рой. В ней чис то и совер шен но зву чат уже спе цифи чес ки ле ви та нов ские ин тона ции и дос тиг ну та, по жа луй, не бы ва лая для оте чес т венной жи во пи си ме ра един ст ва этюд ной не по сред ст вен ности и «кар тин ной» по эти чес кой со дер жа тель нос ти пей за жа. За пе чат лев усы пан ную опав ши ми лис тья ми ал лею ста ро го пар ка, по ко то рой ти хо идет изящ ная мо ло дая жен щи на в чер ном (ее Ле вита ну по мог на пи сать то ва рищ по учи ли щу Ни ко лай Че хов, брат пи са те ля Анто на Че хова), ху дож ник на пол нил карти ну эле ги чес ки-пе чаль ны ми чув ст ва ми осен не го увя дания и че ло ве чес ко го оди ночес т ва. Кар ти на вы зы ва ет ассо ци а ции с осен ней ли ри кой в рус ской по эзии, ко то рую знал и лю бил Ле ви тан, и в кото рой в по доб ных со сто я ни ях при ро ды ви де лись то «грустный взгляд» (Иван Тур ге нев), то «та крот кая улыб ка увя данья, что в су щес т ве ра зумном мы зо вем – Бо жес т венной стыд ли вос тью стра данья» (Фе дор Тют чев). Плавно из ги ба ю ща яся ал лея, неот вра ти мо ухо дя щая вдаль, об рам ля ю щие ее тон кие пожел тев шие кле ны и тем ные вы со кие хвой ные де ре вья, влаж ная дым ка воз ду ха – все в кар ти не «учас т ву ет» в созда нии про ник но вен но го и целос т но го «му зы каль но го» об раз но го строя. За ме ча тель но на пи саны плы ву щие по пас мур но му не бу се рые об ла ка (от ны не «ли ри ка не ба» ста ла од ним из не по вто ри мых дос то инств леви та нов ской жи во пи си). Кар ти на «Осен ний день. Со коль ни ки» бы ла за ме че на зри те ля ми и по лу чи ла, по жалуй, выс шую из воз мож ных в то вре мя оце нок – при обре те на Пав лом Тре тья ко вым, ос но ва те лем зна ме ни той Госу дар ст вен ной Тре тья ков ской Га ле реи, чут ким лю би те лем пей заж ной жи во пи си, вы ше все го ста вив шим не «кра со ты при ро ды», а ду шу, един ст во по эзии и прав ды. В по след ствии Тре тья ков уже не вы пускал Ле ви та на из по ля сво е го зре ния, и ред кий год не при9 И.И. Ле ви тан. «Осен ний день. Со коль ни ки», 1879 СМЕКАЛКА №9, 2014 СМЕКАЛКА №9, 2014
Стр.5