Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Анатомия животных (110,00 руб.)

0   0
Первый авторБаймишев Мурат Хамидуллович
ИздательствоРИЦ СГСХА
Страниц42
ID231851
АннотацияВ методических указаниях и рабочей тетради представлены материалы о методах исследования особенностей анатомического строения органов и систем органов домашних животных. Рассмотрены способы проекции органов на живом животном (скелетотопия). Приведены основы изучения органов и систем органов животных при вскрытии.
Кому рекомендованоИздание предназначено для студентов первого курса, обучающихся по специальности 111801 «Ветеринария».
УДК636:611(075.8)
ББК45.2
Баймишев, М.Х. Анатомия животных : методические указания и рабочая тетрадь для выполнения учебной практики / М.Х. Баймишев .— Самара : РИЦ СГСХА, 2013 .— 42 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/231851 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Анатомия, акушерство и хирургия» М. Х. Баймишев АНАТОМИЯ ЖИВОТНЫХ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для выполнения учебной практики Кинель РИЦ СГСХА 2013 УДК 636 : 611(075.8) ББК-45.2 М-54 Баймишев, М. <...> М-54 Анатомия животных : методические указания и рабочая тетрадь для выполнения учебной практики. <...> Рассмотрены способы проекции органов на живом животном (скелетотопия). <...> © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2013 © Баймишев М.Х., 2013 2 ВВЕДЕНИЕ Среди биологических наук, вскрывающих закономерности строения и развития животных, ведущее место принадлежит анатомии. <...> Она развивалась с незапамятных времен вместе со стремлением человечества проникнуть в тайны познания жизни, проявляющейся взаимосвязанностью структуры и функции органов, тканей в организме животных и человека, их единством с внешней средой. <...> Анатомия – основа медицины, фундамент, на котором строится «здание» специальности врача. <...> Приступая к изучению анатомии, прежде всего, надо знать и помнить, что сложный организм высокоорганизованных животных (млекопитающих и птиц) неразрывно связан с внешней средой обитания и является единой, целостной, развивающейся и функционирующей системой, изменения в которой закрепляются в потомстве и происходят под влиянием изменений во внешней среде. <...> Во время учебной практики студент на основе полученных теоретических знаний осваивает правила и приемы работы с животными; переносит свои знания, полученные на трупном материале, на живое животное; наносит мелом проекции на кожу мышц, суставов, костей, сосудов и нервов; определяет топографию внутренних органов, доступных клиническому осмотру; проводит анатомическое вскрытие трупов и т.д. <...> Зарисовать рисунок (схему) животного на котором обозначить <...>
Анатомия_животных.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Анатомия_животных.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Анатомия, акушерство и хирургия» М. Х. Баймишев АНАТОМИЯ ЖИВОТНЫХ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для выполнения учебной практики Кинель РИЦ СГСХА 2013
Стр.1
УДК 636 : 611(075.8) ББК-45.2 М-54 Баймишев, М. Х. М-54 Анатомия животных : методические указания и рабочая тетрадь для выполнения учебной практики. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2013. – 42 с. В методических указаниях и рабочей тетради представлены материалы о методах исследования особенностей анатомического строения органов и систем органов домашних животных. Рассмотрены способы проекции органов на живом животном (скелетотопия). Приведены основы изучения органов и систем органов животных при вскрытии. Издание предназначено для студентов первого курса, обучающихся по специальности 111801 «Ветеринария». © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2013 © Баймишев М.Х., 2013 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Среди биологических наук, вскрывающих закономерности строения и развития животных, ведущее место принадлежит анатомии. По словам Ч. Дарвина, она представляет собой один из самых интересных отделов естественной истории и занимает ее существенную часть. Анатомия как основная часть морфологии – древнейшая из биологических и, в том числе, морфологических наук. Она развивалась с незапамятных времен вместе со стремлением человечества проникнуть в тайны познания жизни, проявляющейся взаимосвязанностью структуры и функции органов, тканей в организме животных и человека, их единством с внешней средой. Для более глубокого познания анатомии необходимо проследить путь ее становления как науки на пути формирования ветеринарной медицины, основу которой она представляет. Анатомия – основа медицины, фундамент, на котором строится «здание» специальности врача. Знания анатомии необходимы биологическим и клиническим наукам – физиологии, гистологии, биохимии, биофизике, зоологии, генетике, разведению, кормлению, зоогигиене, хирургии, диагностике, терапии, акушерству, эпизоотологии, фармакологии, патанатомии и др. Чем лучше знает врач анатомию – строение здорового организма, закономерности его взаимосвязей между органами и системами, пути и темпы их развития, направление и характер адаптации (приспособления) структур, чем тверже он представляет его целостность и единство, тем он более компетентен, тем быстрее и эффективнее ставит диагноз и лечит животное, тем надежнее профилактирует его заболевания. Так же, как нельзя починить, или реконструировать машину, не зная ее строения, так нельзя лечить организм, не зная его строения и законов, по которым он строится и развивается. Приступая к изучению анатомии, прежде всего, надо знать и помнить, что сложный организм высокоорганизованных животных (млекопитающих и птиц) неразрывно связан с внешней средой обитания и является единой, целостной, развивающейся и функционирующей системой, изменения в которой закрепляются в потомстве и происходят под влиянием изменений во внешней среде. Во время учебной практики студент на основе полученных теоретических знаний осваивает правила и приемы работы с животными; переносит свои знания, полученные на трупном материале, на живое животное; наносит мелом проекции на кожу мышц, суставов, костей, сосудов и нервов; определяет топографию внутренних органов, доступных клиническому осмотру; проводит анатомическое вскрытие трупов и т.д. 3
Стр.3
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПЕРИОД УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 1. На практике студент должен работать в халате и чепчике. 2. Во избежании несчастных случаев студент должен соблюдать правила техники безопасности (не шуметь, самовольно не подходить к животным и не провоцировать ситуации пугающих животных). 3. На каждое занятие назначаются дежурные – два студента, которые обязаны: - получать и сдавать необходимые инструменты, приборы и вспомогательные средства обучения; - следить за чистотой в анатомикууме; - отвечать за сохранность оборудования. 4. Каждый студент должен иметь при себе: - данную тетрадь для практических занятий; - простой мягкий карандаш; - набор цветных карандашей; - мягкую резинку; - перчатки хирургические; - скальпель; - пинцет анатомический, хирургический. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ РИСУНКОВ После проведения практических занятий на живом животном или трупе студент должен записать тему занятия, материал и оборудование которое использовалось на занятиях. Зарисовать рисунок (схему) животного на котором обозначить, что непосредственно определялось (скелетотопия, топография органов или систем органов) и записать ход работы и сделать заключение. При подготовке препарата зарисовать его и нанести обозначения, а затем описать препарат, как его готовили, и какие методы при этом использовались. 4
Стр.4
ЗАНЯТИЕ №1 Правила техники безопасности при работе с животными Каждый студент-практикант, проходящий учебную практику должен знать основные правила в обращении с животными и их фиксации. При работе с крупным рогатым скотом необходимо остерегаться ударов рогами и конечностями. Необходимо помнить, что лошадь бьет тазовыми конечностями назад, корова бьет ими в бок и вперед. Фиксацию животных осуществляют за рога, путем охвата концов рога ладонями, причем большой палец руки должен находиться, сверху конца рога. Если животное продолжает беспокоиться, то его фиксируют одной рукой за рог, а другой – большим и указательным пальцами сдавливают носовую хрящевую перегородку. Чтобы обезопасить окружающих от удара задних конечностей животного, на них можно наложить путы или стянуть обе конечности выше скакательного сустава. При работе с лошадьми и заходя в денник, необходимо предупредить лошадь спокойным голосом, чтобы ваши действия не были неожиданными для животного. Подходить к животному необходимо сбоку или спереди, осторожно погладить шею, решительно брать за недоуздок или, при необходимости за ухо. При выводе лошади из денника или вводе в него, дверь должна быть полностью открыта, а двери смежных денников закрыты. Другим лицам по ходу вывода лошади находиться запрещено. При работе с лошадьми студенты должны остерегаться ударов копытами назад, реже в бок. Лошадь может прижать человека к стене денника, наступить на ногу. Некоторые лошади бьют передними ногами, могут укусить. Если животное отличается беспокойным характером, можно применить специальные методы фиксации – наложить на губу закрутку. Беспокойных лошадей лучше ставить в станок. Для предупреждения удара тазовыми конечностями при исследованиях помощнику необходимо поднять переднюю ногу и держать ее в согнутом состоянии. Удерживать конечность можно с помощью путового ремня. При работе со свиньями наибольшую опасность для обслуживающего персонала представляют хряки и свиноматки, особенно после опороса. При обследовании мелких животных можно держать за уши или поднимать за тазовые конечности. Для фиксации взрослых свиней делают из прочной веревки подвижную петлю, которую накладывают на верхнюю челюсть, позади клыков петлю затягивают и привязывают животное к столбу. Для фиксации свиней можно использовать специальный станок. При работе с собаками для безопасности обязательно надевают намордник или перевязывают бинтом челюсти. При этом первый узел делается под нижней челюстью, а второй за ушами. Изучение на живом животном областей тела. Проекция костей скелета на кожный покров животных Цели занятия. Определить плоскости, направления и поверхности на туловище, конечностях и голове животного. Рассмотреть деление скелета на отделы, и проекцию его костей на кожный покров животного. Изучить области 5
Стр.5