МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Оренбургский Государственный педагогический университет»
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие для студентов
Оренбург
2010 г.
1
УДК
ББК
С
Составители: <...> Виды
террористических актов и способы их осуществления…………….. <...> Действия
педагогического персонала и учащихся по снижению риска и
смягчению последствий террористических актов……………………
134 <...> Чрезвычайные ситуации различного характера становятся следствием
причин, вызванных условиями и ритмами современной жизни, высоким
уровнем механизации на производстве и в быту, природными бедствиями и
техногенными авариями и катастрофами. <...> Дисциплина БЖД дает
студентам знания о современных средствах массового поражения людей,
способах индивидуальной и коллективной защиты. <...> Основные положения БЖД заключаются в следующем:
Человек постоянно живет и действует в условиях изменяющихся скрытых
опасностей, поэтому деятельность человека всегда потенциально опасна;
Приоритетной задачей для личности, общества и государства является
обеспечение безопасности деятельности;
В жизни каждого человека всегда существует риск, поэтому задача
обеспечения безопасности в первую очередь состоит в снижении риска. <...> Потребность людей в природной, социальной, производственной,
бытовой, биологической и других видах безопасности привела к созданию
системы специальных мероприятий, объединенных понятием «безопасность
жизнедеятельности». <...> В.В. Сапронов считает, что обеспечение безопасности человека на
личном, национальном и глобальном уровнях может быть представлено в виде
решения общего комплекса проблем безопасности, в виде необходимых
действий общества и действий каждого человека, а также обязательных
предпосылок для этих действий. <...> Допустимые
значения
техногенных негативных воздействий
обеспечивается соблюдением <...>
БЕЗОПАСНОСТЬ_ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.pdf
УДК
ББК
С
Составители:
А. М. Суздалева, старший преподаватель кафедры медицины и безопасности
жизнедеятельности.
О. Н. Федоренко, кандидат биологических наук, доцент кафедры медицины и
безопасности жизнедеятельности.
Е.Е. Лутовина, кандидат биологических наук, доцент кафедры медицины и
безопасности жизнедеятельности.
Рецензенты: Н. В. Сократов, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой, медицины
и безопасности жизнедеятельности ОГПУ.
М.А. Ермакова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры медицины и
безопасности жизнедеятельности ОГПУ
С
Суздалева А. М.
Безопасность жизнедеятельности
Учебное пособие для студентов. – г. Оренбург: издательство ОГПУ, 2010. – (182 с.)
Учебное пособие «Безопасность жизнедеятельности» [Текст]: предназначено для студентов
педагогических вузов, учителям средних образовательных учреждений, а также специалистам,
занимающимся проблемами безопасности.
УДК
ББК
Суздалева А. М. 2010 г.
Федоренко О.Н. 2010 г.
Лутовина Е.Е. 2010 г.
2
Стр.2
Издательство ОГПУ 2010 г.
Оглавление
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Введение…………………………………………………………
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности…...
Единая государственная система по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций…………………………………
Гражданская оборона и её задачи……………………………...
Опасные ситуации природного и техногенного характера и
защита населения от их последствий…………………………………
Пожарная безопасность. Средства тушения пожаров и их
применение. Правила поведения и действия при пожаре…………..
Чрезвычайные ситуации социального характера…………….
Криминогенная опасность. Зоны повышенной опасности….
Транспорт и его опасности…………………………………….
Экономическая, информационная, продовольственная
безопасность…………………………………………………….............
Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды
террористических актов и способы их осуществления……………..
Антитеррористические мероприятия по обеспечению
12.
13.
14.
15.
16.
безопасности в образовательных учреждениях. Действия
педагогического персонала и учащихся по снижению риска и
смягчению последствий террористических актов……………………
Современные средства поражения…………………………….
Средства индивидуальной защиты…………………………….
Защитные сооружения гражданской обороны………………..
Национальная и международная безопасности………………
Организация гражданской обороны в образовательном
учреждении. Действия учителя при авариях, катастрофах и
стихийных бедствиях…………………………………………………...
Литература………………………………………………………
173
180
4
7
18
28
37
71
86
91
103
115
124
134
143
152
164
168
3
Стр.3