В. Г. Белинский
Два призрака. Роман. Соч. Ф. Фан-Дима
---------------------------------------------------------------------------Собрание
сочинений в девяти томах
М., "Художественная литература", 1979
Том четвертый. Статьи, рецензии и заметки. Март 1841 - март 1842
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------ДВА
ПРИЗРАКА. Роман. Соч. Ф. Фан-Дима. Санкт-Петербург. В тип. Третьего
департамента государственных имуществ. 1842. Четыре части. В 12-ю д. л. В I
части 252, во II - 208, в III - 228, в IV - 258 стр. (Цена 5 р., с перес. 6
р. 50 к. сер.).
В оправдание мудрой русской пословицы: не родись ни умен, ни пригож, а
родись счастлив, недавно появившееся имя г-на Фан-Дима {1} грозит сделаться
знаменитым именем в современной русской литературе, благодаря вкусу,
образованности, беспристрастию и добросовестности некоторых наших журналов,
которые до седьмого неба превознесли водяную, детски несвязную и напыщенную
повесть "Александрина" {2} - первый опыт г. Фан-Дима. "Два призрака" были
превознесены ими только еще в виде извещений о появлении этого романа: что
же будет в критиках и рецензиях о нем?.. {3} А между тем "Два призрака" не
только не уступают в пухлости и водяности "Александрине", но едва ли еще и
не превосходят ее в этих качествах -уж тем одним, что вчетверо длиннее и
пухлее ее. Эти "Два призрака" не что иное, как один призрак, и суть самое
"призрачное" явление современной литературы - четырехтомный нуль, огромное
вместилище слов без значения и фраз без
содержания, длинный, утомительный
рассказ о происшествиях и случаях, которых не бывает в действительности;
вялое и бесцветное изображение людей, характеров и общества, которых не
было, нет и не будет нигде, кроме холодного воображения бесталантных
сочинителей.
Меркою достоинства всякого литературного произведения, претендующего на
изображение действительности, должно быть его сходство с изображаемою
действительностию. Посмотрим же, до какой степени г. Фан-Дим является верным
живописцем современной действительности, которую он рисует в своих "Двух
призраках".
Идеальный кирасирский офицер, Владимир Марлин, "страстно влюблен" в
Агафью, или Агату Леновскую, преидеальную девицу редкой красоты, но и
беспримерной глупости.
Впоследствии оказывается,
что она втайне
"боготворила" идеального кирасира, а дурочкой только прикидывалась,
вследствие добровольно данного ею обещания своему ревнивому жениху,
Васильскому, бывшему любовнику ее матери, которая, умирая, взяла с ребенка
Агаты клятву выйти за своего уже пожилого обожателя. Вот основа романа. -
Скажите: где бывают такие девушки, которые дают и сдерживают слово играть в
обществе роль дур? Где бывают женихи, которые, из ревности, требуют подобных
условий от своих невест? Где бывают общества, в которых совершаются такие
чудные истории? Видите ли, как проста и естественна завязка романа, как она
в духе современного общества и как верно характеризует она современную
действительность!.. Но далее: идеальная Агата тайно присылает к идеальному
кирасиру письма, по добродушному убеждению автора, полные ума, чувства и
женской прелести, и подписывается под письмами _Ариэлем_. Идеальный Марлин,
любя Агату, влюбляется и в таинственного Ариэля и таким образом колеблется
между "двумя призраками" до тех пор, пока дело не объяснилось в конце
четвертой части и он не женился, вместо двух, на одном призраке. В первой и
в половине второй части приплетена, ни к селу, ни к городу, какая-то
Аменаида Гольцева - тоже "идеальная" женщина, страстно влюбленная в
"идеального" Марлина. Это обстоятельство значительно увеличивает пухлую
толщину и томительную скуку романа.
Сказав о содержании романа, укажем на некоторые частности его. Не
угодно ли вам полюбоваться, например, картиною "большого света"?
После разных сцен на вечере у Аменаиды Гольцевой приезжает туда старый
вестовщик и сплетник Гранитский и рассказывает обществу свежую новость о
появившейся в Петербурге красавице. Дамы пристают к нему с вопросами,
мужчины молча окружают его.
- Да-с, - продолжал Гранитский с самодовольною улыбкою, - мы кое-что
Стр.1