В. Г. Белинский
Русский театр в Петербурге
---------------------------------------------------------------------------Собрание
сочинений в девяти томах
М., "Художественная литература", 1979
Том четвертый. Статьи, рецензии и заметки. Март 1841 - март 1842
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------РУССКИЙ
ТЕАТР В ПЕТЕРБУРГЕ.
КНЯЗЬ ДАНИИЛ ДМИТРИЕВИЧ ХОЛМСКИЙ. ДРАМА В ПЯТИ АКТАХ, В СТИХАХ И В ПРОЗЕ.
СОЧИНЕНИЕ Н. В. КУКОЛЬНИКА.
Репертуар русской сцены необыкновенно беден. Причина очевидна: у нас
нет драматической литературы. Правда, русская литература может хвалиться
несколькими драматическими произведениями, которые сделали бы честь всякой
европейской литературе; но для русского театра это скорее вредно, чем
полезно. Гениальные создания русской литературы в трагическом роде написаны
не для сцены: "Борис Годунов" едва ли бы произвел на сцене то, что
называется эффектом и без чего пьеса падает, а между тем он потребовал бы
такого выполнения, какого от нашей театра и желать невозможно. "Борис
Годунов" писан для чтения {1}. Мелкие драматические поэмы Пушкина, каковы:
"Сальери и Моцарт", "Пир во время чумы", "Русалка", "Скупой рыцарь"
"Рыцарские сцены", "Каменный гость", - неудобны для сцены по двум причинам:
они слишком еще мудрены и высоки для на шей театральной публики и требовали
бы гениального выполнения, о котором нам и мечтать не следует {2}. Что же
касается до комедии, у нас всего две комедии - "Горе от ума" и "Ревизор" они
могли бы, особливо последняя, не говорим - украсить, не обогатить любую
европейскую литературу. Обе они выполняются на русской сцене лучше, нежели
что-нибудь другое; обе от имели неслыханный успех, выдержали множество
представлений и никогда не перестанут доставлять публике величайшее
наслаждение. Но это-то обстоятельство, будучи, с одной стороны чрезвычайно
благодетельно для русского театра, в то же время и вредно для него. С одной
стороны, несправедливо было бы требовать от публики, чтоб она круглый год
смотрела только "Горе от ума" да "Ревизора" и не желала видеть что-нибудь
новое; нет - новость и, разнообразие необходимы для существования театра;
все новые произведения национальной литературы должны составлять капитальные
суммы его богатства, которыми одни ми может держаться его кредит; такие
пьесы должны даваться не вседневно, идти незауряд, -
напротив,
их
представления должны быть праздником, торжеством искусства; вседневного же
пищею сцены должны быть произведения низшие, беллетрические, полные живых
интересов современности, раздражающие любопытство публики: без богатства и
обилия в таких произведениях театр походит на призрак, а не на что-нибудь
действительно существующее. С другой стороны, что же прикажете нан смотреть
на русской сцене после "Горя от ума" и "Ревизора"? Вот это-то и почитаем мы
вредом, который эти пьесы нанесли нашему театру, объяснив нам живым образом,
- фактом, а не теорией), - тайну комедии, представив нам собою ее высочайшие
идеал... Есть ли у нас что-нибудь такое, что бы сколько-нибудь хоть
относительно, - не говорим, подходило под эти пьесы, но - не оскорбляло
после них эстетического чувства и здравой смысла? Правда, иная пьеса еще и
может понравиться, но не больше, как на один раз, - и надо слишком много
самоотвержения и храбрости, чтоб решиться видеть ее во второй раз. Да и все
достоинство таких пьес состоит в том только, что они не лишают актеров
возможности выказать свои таланты, а совсем не в том чтоб они давали актерам
средства развернуть свои дарования. Вообще, по крайней мере половина наших
актеров чувствуют себя выше пьес, в которых играют, - и они в этом
совершение справедливы. Отсюда происходит гибель нашего сценического
искусства, гибель наших сценических дарований (на скудость которых мы не
можем пожаловаться): нашему артисту нет ролей, которые требовали бы с его
стороны строгого и глубокого изучения, с которыми надобно бы ему было
побороться, помериться, словом - до которых бы ему должно было постараться
возвысить свой талант; нет, он имеет дело с ролями ничтожными, пустыми, без
мысли, без характера, с ролями, которые ему нужно натягивать и растягивать
до себя. Привыкши к таким ролям, артист
привыкает торжествовать на сцене
своим личным комизмом, без всякого отношения к роли, привыкает к фарсам,
Стр.1