Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Философия образования

Философия образования №5 2014 (15,03 руб.)

0   0
Страниц211
ID229964
АннотацияНа страницах журнала предлагается анализ актуальных проблем развития общества и образования, обеспечения культуры и качества образования, правовой, социальной защищенности участников процесса образования. Важнейший принцип деятельности журнала - полидисциплинарность, освещение как традиционных проблем теории и философии образования, так и вопросов экономики, политологии, психологии, педагогики, специфики современной образовательной политики. В архиве представлены содержание номеров и аннотации к статьям.
Философия образования : Всероссийский научный журнал .— Новосибирск : Издательство Сибирского отделения Российской академии наук .— 2014 .— №5 .— 211 с. — URL: https://rucont.ru/efd/229964 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

. Формирование живописного портретного мастерства в системе художественно-педагогического образования ................................. 95 Щеглова Е. В. <...> . Пути совершенствования современного художественно-педагогического образования .................... 117 Кирилова А. В. <...> . Основные положения системновариативной модели обучения математике в девятилетней школе ....... 160 Тагильцева Ю. С. <...> Цена свободная Заказ № Издательство СО РАН, 630090 Новосибирск, Морской проспект, 2 Отпечатано в ФГБОУ ВПО «НГПУ» 630126 Новосибирск, Вилюйская, 28 Novosibirsk State Pedagogical University Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences PHILOSOPHY OF EDUCATION ¹ 5(56) 2014 All-Russian scientific journal Editorial Board: <...> Nalivayko Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Director of the Research Institute of Philosophy of Education at Novosibirsk State Pedagogical University <...> Kosenko Scientific Secretary of the journal, Candidate of Philosophical Sciences The founders of the journal: Novosibirsk State Pedagogical University, the Research Institute of Philosophy of Education Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences The journal is based in 2001 Leaves 6 yearly The journal is registered by Federal service on supervision in sphere of communication, information technologies and mass communications PI № 77-12553 from April, 26th, 2002 © The Research Institute of Philosophy of Education at Novosibirsk State Pedagogical University, 2014 All rights reserved <...> Gerasyov Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Kazakhstan) Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow) Doctor of Biological Sciences, Professor, Rectorof Novosibirsk State Pedagogical University <...> Zhafyarov Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Education <...> Tselishchev Doctor of Philosophical Sciences, Directorof the Institute of Philosophy and Law of the SiberianBranch of the Russian Academy <...>
Философия_образования_№5_2014.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Философия_образования_№5_2014.pdf
Новосибирский государственный педагогический университет Институт философии и права СО РАН ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 5 (56) 2014 Всероссийский научный журнал Редакционная коллегия Н. В. Наливайко главный редактор, доктор философских наук, профессор, директор НИИ ФО НГПУ В. И. Паршиков заместитель главного редактора, доктор философских наук, профессор Т. С. Косенко ученый секретарь журнала, кандидат философских наук Учредители: ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» Научно-исследовательский институт философии образования Институт философии и права СО РАН Журнал основан в 2001 г. Выходит 6 раз в год Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ПИ № 77-12553 от 26 апреля 2002 г. © НИИ ФО НГПУ, 2014 К. К. Бегалинова доктор философских наук, профессор (Казахстан) Å. Â. Брызгалина кандидат философских наук, доцент (Москва) À. Ä. Ãåðàñ¸â А. А. Грякалов À. Æ. Жафяров А. А. Корольков доктор философских наук, профессор, академик РАО (Санкт-Петербург) Á. Î. Майер Â. È. Панарин Н. Пелцова доктор философских наук, проректор по науке НГПУ доктор философских наук доктор философских наук, профессор (Чехия) È. À. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск) Í. Ñ. Рыбаков Í. À. Ряписов доктор философских наук, профессор (Псков) доктор экономических наук, проректор по учебной работе НГПУ Î. Í. Смолин Â. Ñ. Ñò¸ïèí Â. Â. Целищев Я. С. Турбовской Å. Â. Ушакова А. Хогенова À. Í. Чумаков Н.М. Чуринов доктор философских наук, зам. председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ (Москва) академик РАН (Москва) доктор философских наук, директор Института философии и права СО РАН доктор педагогических наук, профессор, академик АПСН (Москва) доктор философских наук, профессор (Барнаул) доктор философских наук, профессор (Чехия) доктор философских наук, профессор (Москва) доктор философских наук, профессор (Красноярск) СОДЕРЖАНИЕ Слово редактора ................................................................................................................................. 3 Раздел I ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Данчай-оол А. А. (Санкт-Петербург, Кызыл). Влияние цивилизационных процессов на образование .................................................................................................... 5 Павловский В. В. (Красноярск). Год 2014-й: новая историческая ситуация и образование в России ....................................................................................................... 15 Мороз Е. Ф. (Железногорск). Система образования как фактор обеспечения глобальной безопасности ............................................ 24 Коженова Л. В. (Санкт-Петербург). Ресентимент в структуре образования ................................................................................................... 36 Цигулева О. В. (Новосибирск). Мобильность как условие развития негосударственной высшей школы ............................................................................. 50 Скачкова Н. В. (Томск). Социокультурный аспект профессиональной подготовки в постиндустриальном мире ................................................................. 60 доктор биологических наук, профессор, ректор НГПУ доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург) доктор физико-математических наук, чл.-корр. РАО
Стр.1
Раздел II ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ Глиос Г. Н., Дик В. П. (Барнаул). Стратегии формирования основных форм и уровней ответственного правового сознания в образовательном процессе ............................................................................................ 73 Пугачёв А. В. (Новосибирск) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и правосознание в образовании .......................... . 86 Раздел III ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Шаляпин О. В., Кравченко К. А. (Новосибирск). Формирование живописного портретного мастерства в системе художественно-педагогического образования ................................. 95 Щеглова Е. В. (Казахстан, г. Усть-Каменогорск). Формирование педагогических условий для полноценного развития музыкальноэстетических способностей как неотъемлемая часть личностноориентированного подхода в дополнительном образовании ..................... 105 Кравченко К. А. (Новосибирск). Пути совершенствования современного художественно-педагогического образования .................... 117 Кирилова А. В. (Новосибирск). Организационные формы деятельности творческой интеллигенции: культурологический аспект ............................ 128 Раздел IV ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ Лопсонова З. Б. (Улан-Удэ). Ребенок как субъект образования в поликультурном обществе ......................................................................................... 138 Халимова Н. М., Карабанова Л. Б. (Абакан). Педагогический смысл ориентирования студентов колледжа на профессионально-творческие достижения ..................................................... 148 Смирнова А. А. (Санкт-Петербург). Основные положения системновариативной модели обучения математике в девятилетней школе ....... 160 Тагильцева Ю. С. (Новосибирск). Проблема влияния идей гуманизма на формирование технического образования ...................................................... 170 Раздел V ИНФОРМАЦИЯ Стенограмма вебинара «Экспертное определение актуальности в образовании»...................................................................................................................... 178 Правила оформления статей для авторов ...................................................................... 198 Редакция журнала «Философия образования» признает требования соблюдения этики научных публикаций и заявляет об отсутствии злоупотреблений служебным положением. Журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных изданий и журналов, рекомендуемых ВАК для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук Журнал размещен в НЭБ и включен в базу данных РИНЦ Издание подготовлено при финансовой поддержке ГОО «Новосибирское философское общество» Редактор Å. À. Бутина Переводчик Л. Б. Вертгейм Оператор электронной верстки Í. À. Бутин Набор Ò. Ñ. Косенко Адрес редакции: 630126, Новосибирск, óë. Вилюйская, 28 ò. 244-16-71 Подписано в печать 10.09.2014 Формат 70x100/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл.-печ. 18.9 л. Уч.-изд. 20.4 л. Тираж 1000 экз. Цена свободная Заказ № Издательство СО РАН, 630090 Новосибирск, Морской проспект, 2 Отпечатано в ФГБОУ ВПО «НГПУ» 630126 Новосибирск, Вилюйская, 28
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences PHILOSOPHY OF EDUCATION ¹ 5(56) 2014 All-Russian scientific journal Editorial Board: N. V. Nalivayko Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Director of the Research Institute of Philosophy of Education at Novosibirsk State Pedagogical University V. I. Parshikov Assistant Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences, Professor T. S. Kosenko Scientific Secretary of the journal, Candidate of Philosophical Sciences The founders of the journal: Novosibirsk State Pedagogical University, the Research Institute of Philosophy of Education Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences The journal is based in 2001 Leaves 6 yearly The journal is registered by Federal service on supervision in sphere of communication, information technologies and mass communications PI № 77-12553 from April, 26th, 2002 © The Research Institute of Philosophy of Education at Novosibirsk State Pedagogical University, 2014 All rights reserved Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Kazakhstan) Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow) Doctor of Biological Sciences, Professor, Rectorof Novosibirsk State Pedagogical University Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg) Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Education Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician of the Russian Academy of Education (Saint-Petersburg) Doctor of Philosophical Sciences, SciencePro-Rector of Novosibirsk State Pedagogical University Doctor of Philosophical Sciences Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague) Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk) Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov) Doctor of Economics Sciences, Professor, Pro-Rectorof Novosibirsk State Pedagogical University Doctor of Philosophical Sciences, Deputy Chair of the State Duma Committee on Education (Moscow) Academician of the Russian Academy of Sciences (Moscow) Doctor of Philosophical Sciences, Directorof the Institute of Philosophy and Law of the SiberianBranch of the Russian Academy of Sciences Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academicianof the Academy of Pedagogical and Social Sciences (Moscow) Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul) Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague) Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow) Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk) CONTENT From the edition ..................................................................................................................................... 3 Part I. EDUCATION IN THE MODERN WORLD Danchay-ool A. A. (Saint-Petersburg, Kyzyl). Impact of civilizational processeson education .............................................................................................................. 6 Pavlovsky V. V. (Krasnoyarsk). 2014: new historical situation and education in Russia ....................................................................................................................................... 16 Morоz E. F. (Zheleznogorsk). The system of education as a factor of ensuring of the global security ....................................................................................... 25 Kozhenova L. V. (Saint-Petersburg). Ressentiment in the education structure .... 38 Tsiguleva O. V. (Novosibirsk). Mobility as a condition of development of private higher education ................................................................................................... 51 Skachkova N. V. (Tomsk). Sociocultural aspect of vocational training in the post-industrial world .................................................................................................. 61 K . K . E . e g y B z sy ar r B e. G . g a o a l v l in n i V A . D . A . o a v a A G r A . y a Z k h a . l o Z A v h . a A fy . a r K o o B . v r o l ’ O . k o v V M a . P a y e I l. c n o v . R a A S . N . P v n v y a a s n I . r i P f N . N . o e k o e a a sb iy p h . R A O . N . S t r n i l m n h V V. . S T. s S et ie sp hi c o l i n l V . Y a . S . T u E . r e v b o v s k o i V g u i H C u U n A . . A N . N . M . C h s oh v a o . e m n a a k v o h r k o v o v a
Стр.3
Part II. ISSUES OF FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS IN THE CONTEXT OF PHILOSOPHY OF EDUCATION Glios G. N., Dik V. P. (Barnaul). Strategies of forming the basic forms and levels of responsible legal consciousness in the education process ............ 74 Pugachev A. V. (Novosibirsk). Federal law «About education in Russian Federation» and the sense of justice in education ................................. 87 Part III. PROBLEMS OF MODERN ART EDUCATION Shalyapin O. V., Kravchenko K. A. (Novosibirsk). Formation of the portrait painting skills in the system of art-pedagogical education ....................................... 96 Shcheglova E. V. (Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk). Formation of pedagogical conditions for full development of musical and aesthetical abilities as essential part of personal-oriented approach of additional education ...... 106 Kravchenko K. A. (Novosibirsk). Ways of improvement of modern art pedagogical education ............................................................................. 119 Kirilova A. V. (Novosibirsk). Organizational forms of activity of the creative intellectuals: culturological aspect .................................................... 129 Part IV. PHILOSOPHICAL APPROACHES TO SOLVING SOME PEDAGOGICAL PROBLEMS Lopsonova Z. B. (Ulan-Ude). Child as a subject of education in a multicultural society ..................................................................................................... 139 Halimova N. M., Karabanov L. B. (Abakan). Pedagogical sense of orientation college students on creative achievements in professiionalny activity ............ 149 Smirnova А. А. (Saint-Petersburg). Fundamenal principles of a systemic-variable model of teaching mathematics in a nine-year school ........................................................... 161 Tagilceva Y. S. (Novosibirsk). Problem of the influence of humanism on the formation of techical education .......................................................................... 171 Part V. INFORMATION Transcript of the webinar "Expert determination of relevance in education" ....... 178 Formatting rules for authors ...................................................................................................... 200 PHILOSOPHY OF EDUCATION ¹ 5 (56) 2014 The journal is included in the list of the leading reviewed scientific editions and journals that are recommended by the State Commission for Academic Degrees and Titles (VAK) for publication of basic scientific results of the Candidate of Science and Doctor of Science dissertations. The journal is included in the Russian scientific citation index. Editor E. A. Butina Translator L. B. Vertgeym Electronic make-up operator N. A. Butin Editors address: 630126 Novosibirsk, Vilyuiskaya, 28 Tel. (383)244-16-71 Signed for printing 10.09.2014 Format 70x100/16. Offset printing. Offset paper. Printer’s sheets: 18.9. Publisher’s sheets: 20.4. Circulation 1000 issues. Order № Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences Publishers 630126, Novosibirsk, Vilyuiskaya, 28
Стр.4
СЛОВО РЕДАКТОРА Дорогие друзья! Перед Вами пятый номер журнала «Философия образования» 2014 года, подходящего к концу. Уже сейчас хочется подвести итоги и высказать некоторые соображения о нашем дальнейшем сотрудничестве. Работа в этом году протекала в очень сложных условиях, что связано с объективными мировыми процессами, а также образовательной политикой в России и регионе. Как известно, весь современный мир находится в очень неустойчивом состоянии: продолжаются глубокие социальные, экономические, политические, культурные сдвиги в обществе, которые усиливаются становлением новой системы международных отношений, возникновением новых вызовов. Будущее порою видится полным угроз, непредсказуемым и нестабильным. «Экономические санкции – это война без военных действий», – пишет политолог Эндрю Качинс (вашингтонский Центр стратегических и международных исследований). Россией вводятся ответные санкции, и не для того, чтобы отомстить Западу. Это вынужденная мера, которая позволит России осуществить импортозамещение и использовать ситуацию для собственного экономического развития. Нам представляется, что в таких условиях колоссально возрастает ответственность гуманитариев в целом, всех философов и особенно философов образования за формирование духовных ценностей, культуры мышления и нового миропонимания как предпосылки помыслов и действий человека. Но нельзя не отметить (о чем свидетельствуют и многие материалы нашего журнала), что философия не всегда следует своему назначению. Сегодня она вынуждена подчиняться формальным критериям и рыночной конъюнктуре. И не секрет, что порой ученый-философ, педагог работает с холодной душой, заботясь о собственной выгоде, забывая о том, что именно человеку присущи такие качества, как любовь к ближнему, Родине, Отечеству, стремление помочь попавшему в беду, глубокая духовность, без чего нельзя воспитывать и образовывать молодое поколение. «Необходимо обосновать новые подходы и принципы во многих областях человеческого общежития, увидеть новые цели и методы в обучении и воспитании. Формирование духовного начала как главного в человеке способно повести к плодотворному прорыву в познании и творчестве. Ведь объективность познания тем выше, чем более высокая и гармоничная ценность выступает в качестве его критерия, метода, мировоззренческой основы» (С. Ю. Колчигин). Для решения этой задачи в настоящем номере вашему вниманию предлагаются научные статьи по вопросам образования в современном мире, формирования правового сознания, современного художественного обра3
Стр.5