Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философия образования

Философия образования №3 2014 (15,03 руб.)

0   0
Страниц297
ID229962
АннотацияНа страницах журнала предлагается анализ актуальных проблем развития общества и образования, обеспечения культуры и качества образования, правовой, социальной защищенности участников процесса образования. Важнейший принцип деятельности журнала - полидисциплинарность, освещение как традиционных проблем теории и философии образования, так и вопросов экономики, политологии, психологии, педагогики, специфики современной образовательной политики. В архиве представлены содержание номеров и аннотации к статьям.
Философия образования : Всероссийский научный журнал .— Новосибирск : Издательство Сибирского отделения Российской академии наук .— 2014 .— №3 .— 297 с. — URL: https://rucont.ru/efd/229962 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Время выхода в свет третьего номера журнала «Философия образования» характеризуется рядом важнейших событий в жизни социума. <...> Но особое внимание обращено к проблеме инклюзивного образования, образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья (мировой и российский опыт). <...> Главный редактор журнала «Философия образования», доктор философских наук, профессор <...> Н. В. Наливайко 3 Философия образования, № 3(54), 2014 Раздел I КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ Part I. <...> CONCEPTUAL APPROACHES IN THE THEORY AND PRACTICE OF EDUCATION УДК 13+37.0 ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХХI ВЕКА: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ <...> E-mail: director@irkpo.ru Kolesnikov Viktor Alekseevich Doctor of Philosophical Sciences, Director of the Irkutsk regional teacher education college, Honored teacher of the Russian Federation, Chairman of the Irkutsk regional branch of the Russian Philosophical Society. <...> PHILOSOPHY OF EDUCATION OF THE XXI CENTURY: NEW GUIDELINES AND NEW OPPORTUNITIES <...> Kolesnikov (Irkutsk) In the article, on the basis of the educationgenesis, there is realized an attempt of theoretical-conceptual understanding of the contemporary social reality, which is the basis for the development of contemporary education, as a necessary condition for the positive-constructivist transformation of the society. <...> В ней анализируются онтологические особенности парадигмальной ситуации в образовании; вводятся понятия имплицитной и локальной парадигм; рассматривается структура имплицитной парадигмы, содержание характеристик которой раскрывается на примере исследовательского образования. <...> Последнее отличает парадигмальную ситуацию социокультурного феномена от естественнонаучного, которую рассматривала парадигмальная аналитика Т. С. Куна. <...> Парадигмы доктринальных групп (локальные парадигмы) говорят не о том, как устроена реальность, а о том, как она должна выглядеть через оптику их представлений. <...> В ней анализируются онтологические особенности парадигмальной ситуации в образовании; вводятся понятия имплицитной и локальной парадигм; рассматривается структура имплицитной парадигмы, содержание характеристик которой раскрывается на примере исследовательского образования. <...> Последнее отличает парадигмальную ситуацию социокультурного феномена <...>
Философия_образования_№3_2014.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Философия_образования_№3_2014.pdf
Н . В . Н а лив а йко В . И . П а рш иков Т. С . Ко с ен к о Новосибирский государственный педагогический университет Институт философии и права СО РАН ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ № 3 (54) 2014 Всероссийский научный журнал Редакционная коллегия главный редактор, доктор философских наук, профессор, директор НИИ ФО НГПУ заместитель главного редактора, доктор философских наук, профессор ученый секретарь журнала, кандидат философских наук Учредители: ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» Научно-исследовательский институт философии образования Институт философии и права СО РАН Журнал основан в 2001 г. Выходит 6 раз в год Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ПИ № 77-12553 от 26 апреля 2002 г. © НИИ ФО НГПУ, 2014 Все права защищены О. Н. Смолин В. С. Стёпин В. В. Целищев К. К. Бегалинова доктор философских наук, профессор (Казахстан) Е. В. Брызгалина кандидат философских наук, доцент (Москва) А. Д. Герасёв А. А. Грякалов А. Ж. Жафяров доктор физико-математических наук, чл.-кор. РАО А. А. Корольков доктор философских наук, профессор, академик РАО (Санкт-Петербург) Б. О. Майер В. И. Панарин Н. Пелцова доктор философских наук, проректор по науке НГПУ доктор философских наук доктор философских наук, профессор (Чехия) И. А. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск) Н. С. Рыбаков Н. А. Ряписов доктор философских наук, профессор (Псков) доктор экономических наук, проректор по учебной работе НГПУ доктор философских наук, зам. председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ (Москва) академик РАН (Москва) доктор философских наук, директор Института философии и права СО РАН Я. С. Турбовской доктор педагогических наук, профессор, академик АПСН (Москва) Е. В. Ушакова А. Хогенова А. Н. Чумаков Н.М. Чуринов доктор философских наук, профессор (Барнаул) доктор философских наук, профессор (Чехия) доктор философских наук, профессор (Москва) доктор философских наук, профессор (Красноярск) СОДЕРЖАНИЕ От редактора ......................................................................................................................... 3 Раздел I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ Колесников В. А. (Иркутск). Философия образования ХХI века: новые ориентиры и новые возможности…………………………………………….4 Карпов А. О. (Москва). Мультипарадигмальная теория образования эпохи постмодерна ................................................................................................................. 17 Мороз Е. Ф. (Железногорск). Система образования как фактор обеспечения национальной безопасности .......................................... 33 Рубанцова Т. А., Фуряева О. В. (Новосибирск). Гуманизм и гуманитарные основы российской образовательной парадигмы…………………………………43 Абрамова М. А. (Новосибирск). Интеграция в образовании .................................... 53 Петров В. В., Покасова Е. В. (Новосибирcк). Производство научного знания в условиях реформы высшей школы: проблемы и перспективы ........................ 64 Рассказов Л. Д. (Красноярск). Пролегомены к анализу кризиса сознания в условиях глобализации образования ..................................................................... 73 Раздел II. АКСИОЛОГИЯ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ Котина С. В. (Санкт-Петербург). Духовно-практическая доминанта русского просвещения и его византийские истоки……………………………….83 доктор биологических наук, профессор, ректор НГПУ доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)
Стр.1
Илларионов Г. А. (Красноярск). Проблема ценностного ориентирования и формирования идентичности в условиях посттрадиционности ........................ 93 Кузнецов В. В. (Санкт-Петербург). Этика достоинства как основа образовательной стратегии .................................................................. 104 Кушелев В. А. (Санкт-Петербург). Аксиологическая природа самосознания ...... 115 Волчегорская Е. Ю. (Челябинск). Аксиологическая стратегия личностно ориентированного эстетического воспитания младших школьников ............... 128 Ряписова А. Г., Дёмина Е. В. (Новосибирск). Развитие эмоциональной отзывчивости интеллектуально одаренных подростков ..................................... 138 Раздел III. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ Бурцева Е. В. (Новосибирск). Организация дистанционного обучения иностранному языку учащихся с ограниченными возможностями здоровья..152 Дегтярева В. В. (Новосибирск). Условия формирования образовательных стратегий субъектов инклюзивного образования в современном вузе............. 162 Дегтярева Т. Н. (Новосибирск). Инклюзивное профессиональное образование человека с ограниченными возможностями здоровья: социально-философский аспект ............................................................................. 173 Никитенко Е. В. (Новосибирск). Историософские идеи евразийства в свете поиска аксиологических оснований в построении инклюзивного образования ............................................................. 183 Оверчук Л. А. (Новосибирск), Козял Анна (Новый Сонч, Польша). Повышение социального потенциала образовательной среды вузов в условиях инклюзивного образования .................................................................. 193 Птушкин Г. С., Траулько Е. В. (Новосибирск). Роль инклюзивного образования в процессе повышения социального статуса образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья ......................... 205 Раздел IV. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МИРОВОЙ ОПЫТ Куратченко М. А. (Новосибирск). Норма и антинорма: проблемы и перспективы инклюзивного образования в КНР………………….215 Шишикин В. Г. (Новосибирск). Опыт вузов США: финансовая помощь студентам через программы предоставления грантов и займов ........................ 227 Колышкина С. С. (Новосибирск). О некоторых аспектах высшего образования людей с ограниченными возможностями на примере Японии.................................................................................................... 237 Раздел V. ИНФОРМАЦИЯ Зиневич О. В., Дегтярева В. В. (Новосибирск). Круглый стол «Инклюзивное образование студентов с ограниченными возможностями здоровья: мировой и российский опыт» .................................................................................. 249 Стенограмма вебинара «Школа и современный подросток»………………………..264 Правила оформления статей для авторов ..................................................................... 280 Редакция журнала «Философия образования» признает требования соблюдения этики научных публикаций и заявляет об отсутствии злоупотреблений служебным положением. Журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных изданий и журналов, рекомендуемых ВАК для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук Журнал размещен в НЭБ и включен в базу данных РИНЦ Издание подготовлено при финансовой поддержке проектов партнерских фундаментальных исследований СО РАН № 26(2012-2014) “Новые парадигмы социального знания” Редактор Е. А. Бутина Переводчик Л. Б. Вертгейм Оператор электронной верстки Н. А. Бутин Набор Т. С. Косенко, Е. С. Сусуева Адрес редакции: 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 т. 244-16-71 Подписано в печать 30.06.2014 Формат 70x100/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл.-печ. 26.6 л. Уч.-изд. 28.6 л. Тираж 1000 экз. Цена свободная Заказ № 166 Издательство СО РАН, 630090 Новосибирск, Морской проспект, 2 Отпечатано в Издательстве СО РАН, 630090 Новосибирск, Морской проспект, 2
Стр.2
СЛОВО РЕДАКТОРА Уважаемый читатель! Время выхода в свет третьего номера журнала «Философия образования» характеризуется рядом важнейших событий в жизни социума. Это и вхождение Республики Крым и Севастополя в состав Российской Федерации как выражение воли крымского и российского народов, и поддержка Западом русофобов, фашистов, экстремистов, действующих в Украине, и развязывание этими силами гражданской войны на юго-востоке Украины, в ходе которой страдает и мирное население. Происходит мощная трансформация экономических, политических и социальных сил Востока и Запада. Все это не может не сказываться на современном образовании(воспитании). «…Наряду с колоссальными возможностями интеллектуального развития новые информационные технологии в образовании становятся вызовом национальному образовательному суверенитету…, развитие массовых открытых онлайн-курсов во всем мире рассматривается как стратегия в борьбе за человеческие ресурсы или, другими словами, за человеческий капитал…» (О. Н. Смолин). Неслучайно, наш журнал стремится к расширению проблемного поля осмысления современной образовательной системы. Избранные в качестве методологической основы методы философии образования позволили не только вводить и обосновывать новые понятия (например, понятие «единого категориального пространства образовательной действительности»), но и осуществлять новый подход к анализу таких важнейших проблем системы образования, как тотальная технизация, рыночный характер развития, растущая стандартизированность и др. В данном номере журнала мы делаем акцент на анализе концептуальных подходов в теории и практике образования, рассматриваем вопросы аксиологии философии, духовных ценностей и ценностных ориентаций молодежи. Но особое внимание обращено к проблеме инклюзивного образования, образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья (мировой и российский опыт). Надеюсь, что предлагаемый номер журнала вызовет интерес у читателя, послужит делу консолидации научных, педагогических и общественных сил нашего региона в области теории, практики и философии образования, станет стимулом к нашему дальнейшему сотрудничеству. Главный редактор журнала «Философия образования», доктор философских наук, профессор Н. В. Наливайко 3
Стр.3
Философия образования, ¹ 3(54), 2014 Раздел I КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ Part I. CONCEPTUAL APPROACHES IN THE THEORY AND PRACTICE OF EDUCATION УДК 13+37.0 ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХХI ВЕКА: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (Иркутск) В статье на основе генезиса образования осуществлено теоретико-концептуальное осмысление современной социальной реальности, являющейся производной основой для развертывания образования наших дней как необходимого условия преобразований позитивно-конструктивистского характера в обществе. Указаны существенные проблемы, с которыми современное образование не справилось (или, по большому счету, не увидело их). Цель статьи – показать необходимость преодоления, с одной стороны, стандартного и устоявшегося подхода к рассмотрению образования, не отвечающего в целом реалиям современности, с другой – необходимость ухода от разрозненных инноваций, нововведений в образовании и, как следствие, осуществления перехода к глобальному стратегическому обновлению сути образовательной сферы как главенствующему вектору в модернизационном преобразовании нашего общества. Выявлены ориентиры образования нового века, его иное предназначение в наши дни, что позволит данной сфере социальной жизнедеятельности общества занять надинституциональное положение и содействовать модернизационным преобразованиям страны. © Колесников Â. À., 2014 Колесников Виктор Алексеевич – доктор философских наук, директор Иркутского регионального колледжа педагогического образования, заслуженный учитель РФ, председатель Иркутского областного отделения Российского философского общества. E-mail: director@irkpo.ru Kolesnikov Viktor Alekseevich – Doctor of Philosophical Sciences, Director of the Irkutsk regional teacher education college, Honored teacher of the Russian Federation, Chairman of the Irkutsk regional branch of the Russian Philosophical Society. 4 В . А . К о л е с н и к о в
Стр.4