Н
. В
.
Н
а
лив
а
йко
В
. И
.
П
а
рш
иков
Т. С
. Ко
с
ен
к
о
Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права СО РАН
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ № 3 (54) 2014
Всероссийский научный журнал
Редакционная коллегия
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор НИИ ФО
НГПУ
заместитель
главного редактора,
доктор философских
наук, профессор
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 6 раз в год
Журнал зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
коммуникаций
ПИ № 77-12553
от 26 апреля 2002 г.
© НИИ ФО НГПУ, 2014
Все права защищены
О. Н. Смолин
В. С. Стёпин
В. В. Целищев
К. К. Бегалинова доктор философских наук, профессор (Казахстан)
Е. В. Брызгалина кандидат философских наук, доцент (Москва)
А. Д. Герасёв
А. А. Грякалов
А. Ж. Жафяров доктор физико-математических наук, чл.-кор. РАО
А. А. Корольков доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Санкт-Петербург)
Б. О. Майер
В. И. Панарин
Н. Пелцова
доктор философских наук, проректор по науке НГПУ
доктор философских наук
доктор философских наук, профессор (Чехия)
И. А. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск)
Н. С. Рыбаков
Н. А. Ряписов
доктор философских наук, профессор (Псков)
доктор экономических наук, проректор по учебной
работе НГПУ
доктор философских наук, зам. председателя Комитета
по образованию Государственной Думы РФ (Москва)
академик РАН (Москва)
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
Я. С. Турбовской доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН (Москва)
Е. В. Ушакова
А. Хогенова
А. Н. Чумаков
Н.М. Чуринов
доктор философских наук, профессор (Барнаул)
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор (Москва)
доктор философских наук, профессор (Красноярск)
СОДЕРЖАНИЕ
От редактора ......................................................................................................................... 3
Раздел I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Колесников В. А. (Иркутск). Философия образования ХХI века:
новые ориентиры и новые возможности…………………………………………….4
Карпов А. О. (Москва). Мультипарадигмальная теория образования эпохи
постмодерна ................................................................................................................. 17
Мороз Е. Ф. (Железногорск). Система образования
как фактор обеспечения национальной безопасности .......................................... 33
Рубанцова Т. А., Фуряева О. В. (Новосибирск). Гуманизм и гуманитарные
основы российской образовательной парадигмы…………………………………43
Абрамова М. А. (Новосибирск). Интеграция в образовании .................................... 53
Петров В. В., Покасова Е. В. (Новосибирcк). Производство научного знания
в условиях реформы высшей школы: проблемы и перспективы ........................ 64
Рассказов Л. Д. (Красноярск). Пролегомены к анализу кризиса сознания
в условиях глобализации образования ..................................................................... 73
Раздел II. АКСИОЛОГИЯ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ:
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
Котина С. В. (Санкт-Петербург). Духовно-практическая доминанта
русского просвещения и его византийские истоки……………………………….83
доктор биологических наук, профессор, ректор НГПУ
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)
Стр.1
Илларионов Г. А. (Красноярск). Проблема ценностного ориентирования
и формирования идентичности в условиях посттрадиционности ........................ 93
Кузнецов В. В. (Санкт-Петербург). Этика достоинства
как основа образовательной стратегии .................................................................. 104
Кушелев В. А. (Санкт-Петербург). Аксиологическая природа самосознания ...... 115
Волчегорская Е. Ю. (Челябинск). Аксиологическая стратегия личностно
ориентированного эстетического воспитания младших школьников ............... 128
Ряписова А. Г., Дёмина Е. В. (Новосибирск). Развитие эмоциональной
отзывчивости интеллектуально одаренных подростков ..................................... 138
Раздел III. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
РОССИЙСКИЙ ОПЫТ
Бурцева Е. В. (Новосибирск). Организация дистанционного обучения
иностранному языку учащихся с ограниченными возможностями здоровья..152
Дегтярева В. В. (Новосибирск). Условия формирования образовательных
стратегий субъектов инклюзивного образования в современном вузе............. 162
Дегтярева Т. Н. (Новосибирск). Инклюзивное профессиональное образование
человека с ограниченными возможностями здоровья:
социально-философский аспект ............................................................................. 173
Никитенко Е. В. (Новосибирск). Историософские идеи евразийства
в свете поиска аксиологических оснований
в построении инклюзивного образования ............................................................. 183
Оверчук Л. А. (Новосибирск), Козял Анна (Новый Сонч, Польша).
Повышение социального потенциала образовательной среды вузов
в условиях инклюзивного образования .................................................................. 193
Птушкин Г. С., Траулько Е. В. (Новосибирск). Роль инклюзивного
образования в процессе повышения социального статуса образовательных
программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья ......................... 205
Раздел IV. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МИРОВОЙ ОПЫТ
Куратченко М. А. (Новосибирск). Норма и антинорма:
проблемы и перспективы инклюзивного образования в КНР………………….215
Шишикин В. Г. (Новосибирск). Опыт вузов США: финансовая помощь
студентам через программы предоставления грантов и займов ........................ 227
Колышкина С. С. (Новосибирск). О некоторых аспектах
высшего образования людей с ограниченными возможностями
на примере Японии.................................................................................................... 237
Раздел V. ИНФОРМАЦИЯ
Зиневич О. В., Дегтярева В. В. (Новосибирск). Круглый стол «Инклюзивное
образование студентов с ограниченными возможностями здоровья:
мировой и российский опыт» .................................................................................. 249
Стенограмма вебинара «Школа и современный подросток»………………………..264
Правила оформления статей для авторов ..................................................................... 280
Редакция журнала «Философия образования» признает требования
соблюдения этики научных публикаций и заявляет об отсутствии
злоупотреблений служебным положением.
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых научных
изданий и журналов,
рекомендуемых ВАК
для публикации основных
научных результатов
диссертаций на
соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Издание подготовлено
при финансовой
поддержке проектов
партнерских фундаментальных
исследований
СО РАН
№ 26(2012-2014)
“Новые парадигмы
социального знания”
Редактор
Е. А. Бутина
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор электронной
верстки
Н. А. Бутин
Набор
Т. С. Косенко,
Е. С. Сусуева
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Подписано в печать
30.06.2014
Формат 70x100/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Усл.-печ. 26.6 л.
Уч.-изд. 28.6 л.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 166
Издательство
СО РАН, 630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Отпечатано
в Издательстве
СО РАН, 630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
Стр.2
СЛОВО РЕДАКТОРА
Уважаемый читатель! Время выхода в свет третьего номера журнала
«Философия образования» характеризуется рядом важнейших событий
в жизни социума. Это и вхождение Республики Крым и Севастополя в состав
Российской Федерации как выражение воли крымского и российского
народов, и поддержка Западом русофобов, фашистов, экстремистов,
действующих в Украине, и развязывание этими силами гражданской войны
на юго-востоке Украины, в ходе которой страдает и мирное население.
Происходит мощная трансформация экономических, политических и социальных
сил Востока и Запада. Все это не может не сказываться на современном
образовании(воспитании). «…Наряду с колоссальными возможностями
интеллектуального развития новые информационные технологии
в образовании становятся вызовом национальному образовательному
суверенитету…, развитие массовых открытых онлайн-курсов во всем мире
рассматривается как стратегия в борьбе за человеческие ресурсы или, другими
словами, за человеческий капитал…» (О. Н. Смолин).
Неслучайно, наш журнал стремится к расширению проблемного поля
осмысления современной образовательной системы. Избранные в качестве
методологической основы методы философии образования позволили
не только вводить и обосновывать новые понятия (например, понятие
«единого категориального пространства образовательной действительности»),
но и осуществлять новый подход к анализу таких важнейших
проблем системы образования, как тотальная технизация, рыночный характер
развития, растущая стандартизированность и др.
В данном номере журнала мы делаем акцент на анализе концептуальных
подходов в теории и практике образования, рассматриваем вопросы
аксиологии философии, духовных ценностей и ценностных ориентаций
молодежи. Но особое внимание обращено к проблеме инклюзивного образования,
образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья
(мировой и российский опыт).
Надеюсь, что предлагаемый номер журнала вызовет интерес у читателя,
послужит делу консолидации научных, педагогических и общественных
сил нашего региона в области теории, практики и философии образования,
станет стимулом к нашему дальнейшему сотрудничеству.
Главный редактор
журнала «Философия образования»,
доктор философских наук,
профессор
Н. В. Наливайко
3
Стр.3
Философия образования, ¹ 3(54), 2014
Раздел I
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Part I. CONCEPTUAL APPROACHES IN THE THEORY
AND PRACTICE OF EDUCATION
УДК 13+37.0
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХХI ВЕКА:
НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
(Иркутск)
В статье на основе генезиса образования осуществлено теоретико-концептуальное
осмысление современной социальной реальности, являющейся
производной основой для развертывания образования наших дней как необходимого
условия преобразований позитивно-конструктивистского характера
в обществе. Указаны существенные проблемы, с которыми современное
образование не справилось (или, по большому счету, не увидело их).
Цель статьи – показать необходимость преодоления, с одной стороны,
стандартного и устоявшегося подхода к рассмотрению образования, не
отвечающего в целом реалиям современности, с другой – необходимость
ухода от разрозненных инноваций, нововведений в образовании и, как следствие,
осуществления перехода к глобальному стратегическому обновлению
сути образовательной сферы как главенствующему вектору в модернизационном
преобразовании нашего общества. Выявлены ориентиры образования
нового века, его иное предназначение в наши дни, что позволит
данной сфере социальной жизнедеятельности общества занять надинституциональное
положение и содействовать модернизационным преобразованиям
страны.
© Колесников Â. À., 2014
Колесников Виктор Алексеевич – доктор философских наук, директор Иркутского
регионального колледжа педагогического образования, заслуженный учитель РФ, председатель
Иркутского областного отделения Российского философского общества.
E-mail: director@irkpo.ru
Kolesnikov Viktor Alekseevich – Doctor of Philosophical Sciences, Director of the Irkutsk
regional teacher education college, Honored teacher of the Russian Federation, Chairman
of the Irkutsk regional branch of the Russian Philosophical Society.
4
В
.
А
.
К
о
л
е
с
н
и
к
о
в
Стр.4