МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Посвящается Году охраны
окружающей среды
(Году экологии России – 2013)
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курс лекций
Издание третье, переработанное и дополненное
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебного пособия для магистрантов
направления 020400.68 Биология
Улан-Удэ
2013
Стр.1
УДК 574 (075.8)
ББК 28.081я73
Э 405
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Ответственный редактор
Б.О. Гомбоев
доктор географических наук, профессор
Рецензенты
В.Е. Викулов
доктор географических наук, профессор
Б.Б. Намсараев
доктор биологических наук, профессор
Э 405 Экологический менеджмент и маркетинг: курс лекций:
учебное пособие / сост. Э.Н. Елаев; отв. ред. Б.О. Гомбоев. –
Изд. 3, перераб. и доп. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета,
2013. – 182 с.
Учебное пособие представляет собой лекционный курс для магистрантов
экологических специальностей и предназначено в качестве
материала самостоятельного освоения внеаудиторного времени
дисциплин «Экологический менеджмент и маркетинг» в Бурятском
государственном университете и его филиалах.
УДК 574 (075.8)
ББК 28.081я73
© Б.О. Гомбоев и др. Экологический менеджмент, составление, 1999
© Э.Н. Елаев, А.В. Турунхаев. Курс лекций «Экологический менеджмент», 2009
© Э.Н. Елаев, А.В. Турунхаев, Б.О. Гомбоев «Экологический менеджмент
и экологический аудит», составление, 2012
© Бурятский госуниверситет, 2013
© Э.Н. Елаев, составление, 2013
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное учебное пособие является третьим изданием лекционного
курса, составленного на основе опубликованных ранее авторских пособий
(Экологический …, 1999; Елаев, Турунхаев, 2009; Елаев, Турунхаев,
Гомбоев, 2012), а также учебников и учебных пособий по дисциплинам
«Экологический менеджмент», «Экономика природопользования» и др.
Необходимость издания такого обобщенного, достаточно обширного
учебного материала обусловлена рядом объективных причин.
Во-первых, представленное пособие направлено на дальнейшее
развитие базы учебно-методического обеспечения магистратуры Бурятского
государственного университета по экологическим специальностям.
Материал в настоящей работе может компенсировать нехватку
учебной литературы по «Экологическому менеджменту и маркетингу»
не только в Бурятском госуниверситете, но и в других вузах
при изучении данных дисциплин в рамках магистратуры.
Во-вторых, в соответствии с государственным образовательным
стандартом, учебной программой, учебными и рабочими планами общий
объем аудиторных занятий составляет не более половины времени,
отведенного на курс. В то же время по основной образовательной
программе подготовки магистра экологии минимальные требования
по курсу «Экологический менеджмент и маркетинг» включает значительный
объем учебной информации. Это придает большое значение
самостоятельной работе магистрантов. Самостоятельное усвоение материала
ими должно являться дополнением к основным лекционным
занятиям. В этом качестве данное пособие может представлять учебный
материал, достаточный для полного усвоения магистрантами образовательной
программы по дисциплине «Экологический менеджмент
и маркетинг».
В соответствии с поставленными задачами учебное пособие разделено
на две части. В первой дается подробный лекционный материал
по «Экологическому менеджменту» (разделы темы 5: Тункинский
природный национальный парк и Природный парк регионального значения
«Шумак» написаны Н.Г.Елаевой), а во второй – в виде материала
к лекционным занятиям по «Экологическому маркетингу».
С целью совершенствования данного пособия автор с благодарностью
примет все критические замечания и пожелания по его улучшению.
3
Стр.3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Алханай: природные и духовные сокровища / М.Ц. Итигилова, С.М.
Синица, Т.А. Стрижова и др. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. –
280 с.
Бурятия: Концептуальные основы стратегии устойчивого развития /
под ред. Л.В. Потапова, К.Ш. Шагжиева. – М.: Круглый год, 2000. –
512 с.
Елаев Э.Н., Турунхаев А.В. Курс лекций «Экологический менеджмент»:
учеб. пособие. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета,
2009. – 140 с.
Заливин С.М., Шедогоева Л.В. Заказники Бурятии: справочное пособие.
– Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000. – 76 с.
Ильяшенко В.Ю. Таксономический и правовой статус наземных позвоночных
животных России. – М.: Экоцентр МГУ, 2001. – 150 с.
Иметхенов А.Б., Тулохонов А.К. Особо охраняемые природные территории
Бурятии. – Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1992 . – 153 с.
Источники экологического права: сб. основных эколого-правовых документов
/ сост. Л.Г. Намжилова, Т.А. Борисова, Д.Д. Дашанимаев,
Н.П. Сырицына. – Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2001. – 91 с.
Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования.
– М.: Академия, 2001. – 208 с.
Красная книга Республики Бурятия: редкие и исчезающие виды животных.
– Улан-Удэ: Издательский дом «Информполис», 2005. – 328 с.
Красная книга РСФСР. Животные. – М.: Росагропромиздат, 1983.
Красная книга РСФСР. Растения. – М.: Росагропромиздат, 1983.
Красная книга России: правовые акты / сост. В.Ю. Ильяшенко,
Е.И.Ильяшенко. – М., 2000. – 134 с.
Логвиновский В.Д. Экологический аудит: учеб. пособие. – Воронеж,
2004. – 35 с.
Малашевич Е.В. Краткий словарь-справочник по охране природы. –
Минск: Урожай, 1987. – 223 с.
Маркетинг: учебник / Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин и др.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 623 с.
Масленникова И.С., Кузнецов Л.М., Пшенин В.Н. Экологический менеджмент:
учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2005. – 200 с.
Пашков Е.В., Фомин Г.С., Красный Д.В. Международные стандарты
ИСО 14000. Основы экологического управления. – М., 2002.
179
Стр.179
Нортон К. Основы экологического менеджмента (ведение в экологию
промышленного производства). – М., 2000.
Пенькова О.Г. Байкаловедение: учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во
ИГПУ, 2006. – 93 с.
Попов В.В., Малеев В.Г. Региональные Красные книги и их роль в сохранении
наземных позвоночных в Байкальском регионе. – Иркутск:
НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН, 2007. – 126 с.
Природопользование и охрана среды в бассейне Байкала /
А.В.Мартынов, С.В. Рященко, А.В.Белова и др. – Новосибирск: Наука,
1990. – 224 с.
Радкевич В.А. Экология: учебник. – Минск: Высш. шк., 1997. – 159 с.
Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. – М.:
Мысль, 1990. – 637 с.
Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы).
– М.: Россия молодая, 1994. – 367 с.
Савенкова Т.П. Охраняемые природные территории бассейна озера
Байкал. – Иркутск: Изд-во ИГ СО РАН, 2001. – 185 с.
Сохранение биологического разнообразия в России: Первый национальный
доклад Российской Федерации. – М., 1997. – 170 с.
Справочное руководство по прикладной экологии и рациональному
природопользованию / Н.Б. Болданова. – Улан-Удэ: БНЦ СО РАН,
2002. – 95 с.
Трушина Т.П. Экологические основы природопользования [Сер.
«Учебники XXI века»]. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 384 с.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды". – М., 2001
Федеральный закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе».
– М., 1995.
Экологический менеджмент: модуль для переподготовки и повышения
квалификации государственных муниципальных служащих / сост.
Б.О.Гомбоев, Т.Б. Бардаханова, Л.Д.Базарова, Э.Н. Елаев, О.Л. Петроченко,
Н.Ю. Поломошинова. – Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 1999. – Ч. I.
– 161 с.; Ч. II. – 81 с.
180
Стр.180
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………….3
ЧАСТЬ I. МЕНЕДЖМЕНТ В ЭКОЛОГИИ
И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ …………………………………4
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….4
ТЕМА 1. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И РАЦИОНАЛЬНОГО
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ………………………………………….9
ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И
УПРАВЛЕНИЕ ……………………………………………………21
ТЕМА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ ПРИРОДООХРАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ …….38
ТЕМА 4. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В
ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………64
ТЕМА 5. УПРАВЛЕНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМИ ПРИРОДНЫМИ
ТЕРРИТОРИЯМИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ ………………………..79
ТЕМА 6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ ……………………….126
ТЕМА 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ……141
ЧАСТЬ II. МАРКЕТИНГ В ЭКОЛОГИИ
И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ ………………………………147
ТЕМА 8. ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МАРКЕТИНГ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ………………………………..152
ТЕМА 9. ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МАРКЕТИНГ И
РЫНОК ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ (ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ) ……..158
ТЕМА 10. МАРКЕТИНГ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ……………………………….162
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………….179
181
Стр.181
Учебное издание
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курс лекций
Издание третье, переработанное и дополненное
Составитель
Эрдэни Николаевич Елаев
В авторской редакции
Св-во РПУ-У № 1020300970106 от 08.10.02
Подписано в печать 25.10.13. Формат 60 х 84 1/16.
Уч.-изд. л. 12,18. Усл. печ. л. 10,58. Тираж 150. Заказ 605.
Цена договорная
Издательство Бурятского госуниверситета
670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
riobsu@gmail.com
Отпечатано в типографии Издательства БГУ
670000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 3а
Стр.182