ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА
Учебное пособие для вузов
Составитель
Е.Н. Смольянинова
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2010
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема I. Современные стилевые течения в решении интерьера ...................... 4
Тема II. Перепланировка квартиры. Зонирование ......................................... 11
Тема III. Освещение в интерьере ..................................................................... 14
Тема IV. Психология цвета в дизайне интерьера .......................................... 16
Тема V. Дизайн интерьера квартир и гармония цвета .................................. 18
Тема VI. Цвет в дизайне интерьера и архитектурном убранстве ................ 19
Приложение. Стилевые решения в оформлении интерьера ......................... 21
Рекомендуемая литература .............................................................................. 26
3
Стр.3
положенных полках с раздвижными дверцами хранится постельное белье,
одежда и предметы первой необходимости. Кроме заполненных полок, существует
пустая, в которую по особым случаям ставят икебаны, вазы с цветами
и бронзовые статуэтки святых.
В интерьере японского стиля особое место отводится не только мебели,
но и растениям. В вазах или икебанах хорошо смотрятся как живые, так
и засушенные цветы, которые будут создавать тепло и радовать глаз.
Стиль хай-тек (Hi Tech). Хай-тек (high technology – высокая технология),
который также называли рационализмом, появился в начале 1930-х гг.
Этот стиль приносит в интерьер ощущение света и пространства, акцентирует
внимание на форме и фактуре архитектурных деталей и предметов интерьера.
Эстетика этого стиля совершенно особая. С одной стороны, это дизайн,
созданный с помощью брутальных материалов, таких, как железобетон или
массивные металлические конструкции. С другой – это стиль абсолютно
изящный, построенный на сочетании хромированных поверхностей, стальных
тросов, конструктивно выразительных технических элементов, конечно
же, стекла, глянцевого пластика и т. д.
Обстановка – это всегда гармоничное сочетание пространства и света,
формы предметов и их цветового решения, идеальные пропорции и лучшее
из мира высоких технологий. Здесь применяют следующие способы отделки:
открытая кирпичная кладка или краска, которая дает гладкую блестящую
поверхность; штукатурка и натяжные потолки; жидкие и объемные
обои; керамическая плитка и натуральный камень, ламинированное дерево
и линолеум, а также прочие синтетические материалы.
Стиль барокко. Барокко XVI–XVIII вв. (итал. barocco – причудливый)
зародился в Риме. Его наиболее яркие образцы созданы в Италии, Испании,
Португалии, Южной Германии, Чехии, испанских и португальских колониях
в Латинской Америке. Пышное барокко было призвано прославлять абсолютную
власть монарха и возвеличивать церковь.
В интерьере стиля барокко использовали золото, серебро, медь, кость,
мрамор, различные породы дерева, мозаику, облицовку шпоном. В качестве
декоративных элементов применяли зеркала, скульптуру и живопись,
стены затягивали дорогими тканями, украшали лепниной. Основной темой
для пейзажной живописи были городские пейзажи, море, французские
жанровые сцены с интерьерами барочных дворцов. В этот период времени
широкое использование получили фарфор, зеркало, перламутр, слоновая
кость, каменная мозаика. Круги и овалы были заменены сложными спиралями,
гладкие поверхности – вогнутыми и выпуклыми. Для барокко также
была характерна резьба вьющихся стеблей, раковин, гирлянд. Впервые появляются
комнаты с обшивкой стен в едином стиле с мебелью.
Стиль рококо. Рококо, возникший в XVIII в. во Франции, продолжает
традиции стиля барокко, немного изменяя их. Рококо (фр. rocaille) перево6
Стр.6
дится как «раковина». Этот стиль олицетворяет атмосферу вечного наслаждения
и праздника, ведь он родился во дворе французской аристократии, в
светской среде.
Архитектура этого стиля очень воздушная, игривая и асимметричная.
Жилые помещения становятся более уютными и изысканно оформленными,
чем в эпоху барокко, но гораздо меньше по размеру. Стиль рококо создает
атмосферу любви, утонченного наслаждения, грациозности и легкости.
Стиль рококо подходит для всех помещений: библиотеки, рабочего кабинета,
кухни, но более органично он будет смотреться в гостиной, спальне
и ванной. В гостиной мягкая мебель может располагаться как вдоль стен,
так и в центре комнаты. Обязательная деталь интерьера – камин, над которым
следует повесить зеркало в золоченой раме. В спальне – романтичная
кровать с одной спинкой и балдахином. Для хранения вещей подойдет лаковый
комод с волнистым фасадом.
Потолок должен быть однотонным с декоративными элементами из
пенопласта или гипсовой лепнины. Они покрываются позолотой или окрашиваются
в белый цвет. Большое внимание следует уделить освещению.
Им можно создать уютную, романтичную атмосферу. Выбирая люстру,
нужно отдать предпочтение той, в которой присутствуют хрустальные подвески
или лампочки в виде свечек. Хорошо если бра будет похожа на морскую
раковину, цветок или чашу. Пол в помещении можно покрыть плиткой
или паркетом.
Рокайльная витиеватость придаст современному интерьеру аристократический,
светский вид.
Стиль модерн, или ар-нуво. Модерн (фр. moderne – современный),
или ар-нуво (фр. – Art Nouveau), совершил настоящую революцию в архитектуре
и искусстве своего времени.
Впервые элементами дизайна стали не только внешние украшения, но
и стены, потолки, окна, лестницы, каминные и балконные решетки, которые
приобрели несвойственную им пластичность. Новая архитектура отрицала
симметричность форм помещений и перешла к свободной планировке. В
строительстве стали широко применять новые материалы – металл и стекло.
Однако следует помнить, что квартира или дом должны быть единым организмом,
выполнены в едином духе. Этот стиль не приемлет обыденности,
что необходимо учитывать при выборе мебели. Если даже мебель не авторской
работы, то она обязательно должна быть в едином ключе с интерьером
в целом. Обязательное условие – наличие изогнутых линий, например, у
ножек стульев и столов, спинки дивана.
Стиль классицизм. В период итальянского Возрождения красота и
изящество начинают цениться наравне с удобством и практичностью. Внутреннее
убранство дворцов приобретает роскошный вид. В результате, в Европе
появляется классицизм. Слово «классицизм» произошло от латинского
7
Стр.7
«образцовый». Эпоха классицизма опиралась на наследие античной культуры
как на норму и идеальный образец.
Русскому классицизму характерно спокойствие, сдержанность, одновременно
он полон достоинства и гармонии. Дворцы эпохи классицизма отличаются
грандиозностью и парадностью залов. Русские архитекторы этого
периода снижают уровень потолка и увеличивают оконные проемы, с целью
изоляции помещений вводят коридорную систему, расширяют помещения
при помощи расположенных друг против друга зеркал. Интерьер
русского помещения украшается скульптурой, лепниной, а также дорогими,
качественными материалами (натуральное дерево, камень, шелк и др.), белой
мебелью с позолотой или мебелью цвета натуральной благородной древесины
с бронзовой отделкой, в качестве освещения используются хрустальные
или из дорогого стекла люстры с плафонами, имитирующими свечи.
Окна закрывают портьеры сложной формы.
Индийский стиль. Индийская – одна из самых оригинальных и экзотических
культур, существовавших на нашей планете. Первыми полюбили
эту культуру англичане. Индийский стиль буквально «проник» в европейскую
жизнь. Англичане даже стали «путать» свои традиции с индийскими,
например, чаепитие в пять часов.
Индийский стиль (англ. India, греч. из авест. Hindu – страна Инда, от
реки Инд) – один из древнейших в мире. Он формировался в течение длительного
периода времени. В IV веке до н. э. индийские элементы смешались
с греческими и возник новый мир форм. Широкое распространение
получила низкая кровать с плетеной плоскостью для лежания. Такую кровать
изготавливали из дорогого материала и пышно украшали перламутром
и резьбой по слоновой кости.
В современном интерьере, чтобы отобразить индийский стиль, можно
использовать как настоящую индийскую мебель, так и имитацию (например,
диван с обивкой под шкуру диких животных). Мебель может быть любой
формы – чем замысловатее, тем лучше. Диваны и кровати должны быть
мягкими и удобными, располагающими ко сну. Для основы интерьера в индийском
стиле вполне достаточно трех-четырех предметов мебели, но они
должны сочетаться по цвету (самая популярная древесина – орех, тик или
шишам). Журнальный столик – хорошее дополнение к такому интерьеру.
Он должен быть особенным: низким, со стеклянной или деревянной столешницей
и резными квадратами посередине нее, с прямыми толстыми
ножками и резной каймой по периметру. Невысокий, узкий шкаф – еще одна
особенная деталь интерьера в индийском стиле. Его дверцы стилизованны
под ставни, а сам шкаф украшен металлическими или деревянными
вставками в виде решеток. Ковер на полу и тяжелые гардины с геометрическим
рисунком неброской расцветки придадут интерьеру атмосферу спокойствия.
8
Стр.8