Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Музыкальный Клондайк

Музыкальный Клондайк №10 2013

0   0
Страниц20
ID227058
АннотацияЕжемесячное издание о фестивалях и конкурсах в России и за рубежом, событиях в области классической, хоровой, народной музыки, джаза, вокального искусства, хореографии и театральной жизни. Подписчики получают полную и систематизированную информацию о российских и международных фестивалях и конкурсах, мастер-классах и курсах повышения квалификации, летних школах (сроки проведения, условия участия), а также методические материалы по вокалу и музыке, рекомендации участникам конкурсов, новости региональной культуры, интервью с деятелями искусства и музыки ноты классиков и современных композиторов. Газета выпускается с вложением "АРТ клондайк".
Музыкальный Клондайк .— Москва : Многопрофильная компания "Арт - Центр Плюс", 2002 .— 2013 .— №10 .— 20 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/227058 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На них у нас будет возможность обменяться мнениями, инициативами. <...> Среди них — законодательные инициативы министерства; вопрос разделения полномочий руководителей учреждений культуры; проблема реформирования системы грантов; инициатива В.Гергиева <...> Говоря об инициативе Валерия Гергиева, Михаил Гантварг отметил: «Думаю, что идея объединения нашей консерватории с Мариинским театром непродуктивна. <...> В дни Конгресса работала выставка медицинского оборудования, лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, специализированных изданий и учебно-методических пособий. voiceacademy.ru Фото Юрия БАРЫКИНА На фото: торжественный внос знамён РФ и Академии голоса, открытие конгресса ЭЛЬВИРА ПЕРВОВА – ГОСТЬ ОКТЯБРЬСКОГО НОМЕРА l БОГЕМНОЕ НАСТРОЕНИЕ УЛИЧНЫЕ МЕЛОДИИ В СМОКИНГАХ l МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТУРНИР TEREM CROSSOVER ХАРМС, «КУРАЖ-КВАРТЕТ» И СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ l «ЗОЛОТОЙ ВЕК» АЛЕКСАНДРА ЛИСТРАТОВА МУЗЕЙ МУЗЫКИ: ПЕРЕЗАГРУЗКА! l КАК ВЫ СЛУШАЕТЕ МУЗЫКУ? l MFYS-2013 ФЕСТИВАЛЬ ИНДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ l ФЕСТИВАЛЬНАЯ ОСЕНЬ www.muzklondike.ru www.artcen ter.ru ГО С Т Ь « М У З Ы К А Л Ь Н О ГО К Л О Н Д А Й К А » С МИРУ ПО НОТКЕ ЭЛЬВИРА ПЕРВОВА: Шанхайская академия для оркестровых музыкантов (ШАОМ) открывает прием заявлений от иностранных студентов на обучение. <...> www.orchestraacademy.com «СТАРАЮСЬ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, ЧУТЬЕ И ВКУС» Со 2 октября по 9 декабря 2013 года в Саратове состоятся I Хоровые ассамблеи «Золотые огни Саратова» – правопреемник проходящих в Саратовской области с 2001 года Открытых губернских фестивалейконкурсов с аналогичным названием, инициатором и организатором которых является Саратовский губернский театр хоровой музыки (художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств России, профессор Людмила Лицова). <...> I Хоровые ассамблеи объединяют в единое целое: VIII Открытый губернский фестиваль-конкурс академических хоров, творческую мастерскую «Дирижирующий хормейстер», хоровую <...>
Музыкальный_Клондайк_№10_2013.pdf
№ 10 (131) октябрь 2013 Выходит с 2002 года АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС – издатель газеты PDF версию читайте на www.muzklondike.ru 12+ В е с т н и к т в о р ч е с т в а и к у л ь т у р ы l м у з ы к а l в о к а л l х о р е о г р а фи я l т е а т р ВЛАДИМИР МЕДИНСКИЙ ВСТРЕТИЛСЯ С РАБОТНИКАМИ КУЛЬТУРЫ 20 сентября в Концертном зале им.П.И.Чайковского Министр культуры РФ Владимир Мединский встретился с деятелями культуры и искусства. Встреча была приурочена к началу театрально-концертного сезона. Владимир Мединский отметил, что встреча с творческими деятелями впервые проводится в таком расширенном формате: «Я бы хотел, чтобы подобные встречи проходили регулярно — как минимум раз в год. На них у нас будет возможность обменяться мнениями, инициативами. Все инициативы, которые исходили от Министерства культуры, в действительности исходили от вас — руководителей учреждений культуры». Министр обозначил круг вопросов для обсуждения. Среди них — законодательные инициативы министерства; вопрос разделения полномочий руководителей учреждений культуры; проблема реформирования системы грантов; инициатива В.Гергиева о создании Национального центра искусства (куда войдут Мариинский театр, Академия русского балета, СанктПетербургская государственная консерватория и Российский институт истории искусств). В числе выступавших — ректор Санкт-Петербургской консерватории им. Н.Римского-Корсакова Михаил Гантварг, художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин, художественный руководитель МХАТа им. Горького Татьяна Доронина, руководитель МДТ Лев Додин, художественный руководитель Хора им. Пятницкого Александра Пермякова. Говоря об инициативе Валерия Гергиева, Михаил Гантварг отметил: «Думаю, что идея объединения нашей консерватории с Мариинским театром непродуктивна. Консерватория занимается тем, что учит, воспитывает и готовит. Мариинский театр продвигает музыкантов и дает им развиваться дальше. Это разные направления, и их нельзя соединять. Это мнение нашего ученого совета, это мнение нашего коллектива». Его поддержал Юрий Соломин: «Реформа в театре — дело последнее. К театру нужно подступаться осторожно. Зачем создавать эти центры культуры, центры музыки… Как можно объединять необъединяемое? Нельзя уничтожать то, что есть. Поверьте нам, здесь сидящим». Владимир Мединский подчеркнул: «Мне кажется, во многих случаях лейтмотив наших действий — не торопиться, не принимать поспешных решений. У нас с вами одни цели, одни задачи, и только при постоянном диалоге мы сможем сделать работу и учреждений культуры, и Министерства культуры более эффективной». По материалам Министерства культуры РФ www.mkrf.ru КОНГРЕСС «ГОЛОС» В середине сентября в Москве состоялся IV Международный междисциплинарный конгресс «ГОЛОС». Конгресс «ГОЛОС» является единственным тематическим научным мероприятием по голосу в нашей стране, который раз в два года проводит Российская общественная академия голоса. На него собираются врачи-фониатры, вокальные и речевые педагоги, акустики, логопеды из многих стран, для которых интересны профессиональный рост и междисциплинарный диалог. Основными темами в работе Конгресса стали: l междисциплинарное взаимодействие специалистов по голосу; lголос и речь как средства коммуникации; lфизиология, патофизиология и гигиена голоса; lсовременные методы исследования голосового аппарата и лечения дисфоний; lфонопедический тренинг; lпроблемы вокального и речевого образования; lголос детей и подростков; lпсихология вокального творчества. В этом году в рамках Конгресса проводился I Съезд Российской общественной академии голоса, на котором были вручены Всероссийская национальная премия «За изучение голоса» и другие награды Академии; состоялись церемония вступления в должность Президента Академии, представление членов Президиума Академии и Ревизионной комиссии. В течение нескольких дней проводился III Международный конкурс вокальных и речевых педагогов, который уже зарекомендовал себя как интересное инновационное мероприятие, направленное на обмен педагогическим опытом, привлечение внимания к проблемам вокального и речевого образования, общественную аттестацию педагогических кадров. В дни Конгресса работала выставка медицинского оборудования, лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, специализированных изданий и учебно-методических пособий. voiceacademy.ru Фото Юрия БАРЫКИНА На фото: торжественный внос знамён РФ и Академии голоса, открытие конгресса ЭЛЬВИРА ПЕРВОВА – ГОСТЬ ОКТЯБРЬСКОГО НОМЕРА l БОГЕМНОЕ НАСТРОЕНИЕ УЛИЧНЫЕ МЕЛОДИИ В СМОКИНГАХ l МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТУРНИР TEREM CROSSOVER ХАРМС, «КУРАЖ-КВАРТЕТ» И СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ l «ЗОЛОТОЙ ВЕК» АЛЕКСАНДРА ЛИСТРАТОВА МУЗЕЙ МУЗЫКИ: ПЕРЕЗАГРУЗКА! l КАК ВЫ СЛУШАЕТЕ МУЗЫКУ? l MFYS-2013 ФЕСТИВАЛЬ ИНДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ l ФЕСТИВАЛЬНАЯ ОСЕНЬ В НОМЕРЕ:
Стр.1
www.artcen ter.ru С МИРУ ПО НОТКЕ Шанхайская академия для оркестровых музыкантов (ШАОМ) открывает прием заявлений от иностранных студентов на обучение. После двух лет обучения студенты, принимающие участие в программе, могут получить степень Магистра искусств, а также исключительную возможность пройти стажировку во всемирно известных оркестрах, в том числе в Нью-Йоркском филармоническом оркестре и Шанхайском симфоническом оркестре. Прием на данную программу открыт для студентов со всего мира. www.orchestraacademy.com Со 2 октября по 9 декабря 2013 года в Саратове состоятся I Хоровые ассамблеи «Золотые огни Саратова» – правопреемник проходящих в Саратовской области с 2001 года Открытых губернских фестивалейконкурсов с аналогичным названием, инициатором и организатором которых является Саратовский губернский театр хоровой музыки (художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств России, профессор Людмила Лицова). Семь открытых губернских фестивалей-конкурсов академических хоров и вокальных ансамблей доказали несомненную заинтересованность исполнителей и слушателей в пропаганде и популяризации самого демократичного вида искусств – академического хорового пения. I Хоровые ассамблеи объединяют в единое целое: VIII Открытый губернский фестиваль-конкурс академических хоров, творческую мастерскую «Дирижирующий хормейстер», хоровую лабораторию «Поющий хормейстер», творческие встречи с ведущими российскими и зарубежными композиторами и дирижерами. http://chorus.su Международный С 4 по 16 октября в Екатеринбурге пройдёт II музыкальный фестиваль «Евразия». Кросскультурный концепт фестиваля основан на том, что Россия является местом встречи культур и цивилизаций. Идея евразийства, получившая развитие и обоснование еще в прошлом веке в трудах русских философов, получает сегодня все большее распространение в России. Благодаря своему уникальному географическому положению, Екатеринбург является идеальным местом для проведения подобного фестиваля. В ознаменование генеральной идеи, фестиваль заказывает и представляет публике новые симфонические опусы ведущих современных композиторов — представителей западной, восточной и российской музыкальных культур. На фестивале проходят мировые премьеры этих сочинений. Леонид Десятников, известный петербургский композитор, представит на фестивале новое сочинение «Путешествие Лисы на Северо-Запад» для сопрано с оркестром, созданное по заказу фестиваля. Ынхва Чо, одна из самых перспективных корейских композиторов среднего поколения, написала для фестиваля Концерт для оркестра и солирующего национального ударного инструмента чанггу. Екатеринбургский композитор Ольга Викторова, специально для фестиваля представила новую редакцию оркестровой пьесы «Лазоревый дракон Востока». На фестивале будут звучать оркестры из разных стран и состоится двухдневный проект World music под названием «Великий шелковый путь», на котором выступят: ансамбль испанского певца cante Jondo Рафаеля де Утрера, азербайджанские мугаматисты, румынский хор Byzantion, поющий в ортодоксальной византийской традиции монодические песнопения и ансамбль индийской классической музыки. http://eurasiafestival.ru С 7 по 24 октября в Большом зале Московской консерватории пройдёт IX Международный Осенний хоровой фестиваль, с нынешнего года носящий имя его основателя — выдающегося хорового дирижера, профессора Б.Г. Тевлина. В традиционных четырёх концертах фестиваля выступят известные хоровые коллективы, представляющие разные грани хорового исполнительства: Хор мальчиков из Нижнего Новгорода, Женский хор из СанктПетербурга, Академические студенческие хоры студентов из Саратова и Москвы, Детский хор из Штутгарта и, наконец, профессиональный Московский Синодальный хор. В течение фестиваля в Московской консерватории пройдёт мастер-класс «Национальный молодёжный хор», куда приглашены студенты-хоровики из музыкальных колледжей и вузов со всей России. В качестве руководителей мастер-класса выступят яркие, известные хормейстеры: Андрей Петренко (Санкт-Петербург), Вячеслав Подъельский (Новосибирск), Людмила Лицова (Саратов), Павел Брохин (Штутгарт, Германия), Александр Соловьёв (Москва), а - Вначале, Эльвира, несколько слов о себе. - Я родилась в маленьком городке Новочебоксарске, рядом с Чебоксарами. Танцевала с детства, с отличием окончила школу искусств и направилась продолжать учебу в нижегородское училище культуры, так в 14 лет началась моя самостоятельная жизнь. На хореографическом отделении училища готовили педагогов для коллективов домов культуры, школ, детских садиков, но об этом я не думала. Училась, потому что любила танцевать. В 1992 году поступила в Самарскую академию культуры и искусств к замечательному педагогу Виктору Ивановичу Брыкину, после окончания учебы пять лет проработала в Самарском училище культуры, а затем Брыкин пригласил меня в академию на открывшуюся кафедру современного танца, заведующим которой он был. К сожалению, в прошлом году эту кафедру объединили с кафедрой народного танца. В академии работаю до сих пор. - Когда к Вам пришло увлечение современным танцем? - Это произошло, когда, будучи преподавателем народного танца в училище культуры, узнала о мастер-классе американского хореографа Эндрю Монро. Это было какое-то чудо: в Самару приехал специалист по современному танцу из Америки. Учеба стоила достаточно дорого, но мое обучение оплатило училище. - Что же нового Вы открыли для себя на этих курсах? - Для меня было очень важно получить материал о современном танце из первых рук, а не после переделок нашими хореографами. Там совершенно другой подход к танцу, к человеческому телу. Современным танцем я занималась и раньше, но здесь многое для себя открыла. Ощутила полную внутреннюю свободу, после занятий выходила из класса, как после сеанса психотерапевта, переставала чего бы то ни было бояться. Вот так в 1996 году у меня все и началось. - Именно в это время у нас начали появляться первые коллективы современного танца. -В 1998 году мы побывали на всероссийском фестивале современной хореографии в Североуральске, где в концерте открытия участвовали самые известные отечественные коллективы современного танца: Татьяны Багановой и Сергея Смирнова из Екатеринбурга, Евгения Панфилова из Перми, Ольги Поны из Челябинска. У нас у всех просто «башню снесло» от такой компании. - Как же шло Ваше дальнейшее вхождение в профессию? - Я продолжала учиться и совершенствоваться, где только могла. У меня уже был коллектив, точнее шоу-группа из студентов академии. Танцевали где придется: в ресторанах, на теплоходах, и параллельно начали готовить первые миниатюры. Коллектив появился в 1996 году, а в 1997 году он стал называться «Скрим», что в переводе с английского означает крик, вопль. Вначале в нем было пять девушек, в дальнейшем появились и ребята. Ездили на фестивали – в Екатеринбург, Уральск, Рязань. У нас в Самаре таких фестивалей нет до сих пор. - Многие утверждают, что современный танец космополитичен, не связан ни с национальными, ни с какими-либо другими традициями. - Такие заявления делают дилетанты. Человек начинает что-либо отрицать, если ему самому это не под силу или он этого не понимает. Для современного танца нет ничего лишнего, и если я, например, хорошо знаю народный танец, то использую эти знания. Современный танец невозможен и без освоения классики. - Татьяна Баганова однажды мне призналась, что сочиняет танцы возглавит Национальный молодёжный хор заведующий кафедрой современного хорового исполнительского искусства Московской консерватории профессор Лев Конторович. http://mosconsv.ru по наитию вместе со своим коллективом. - Мне кажется, что ничто не возникает из пустоты. Но сейчас я тоже многие вещи придумываю прямо в зале, к занятиям заранее не готовлюсь. При этом многое зависит от уровня танцовщиков. В моем коллективе это взрослые, зрелые люди, способные полностью отдаваться № 10 октябрь 2013 2 www.muz klon di ke.ru ГОСТЬ «МУЗЫ КАЛЬ НО ГО КЛОН ДАЙ КА» ЭЛЬВИРА ПЕРВОВА: «СТАРАЮСЬ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, ЧУТЬЕ И ВКУС» Современный танец - сontemporary dance - одно из передовых направлений искусства XXI века. Именно он стал главным делом жизни и сферой творческих исканий самарского хореографа Эльвиры Первовой. Первова - доцент кафедры современного и народного танца Самарской академии культуры и искусств, организатор и руководитель театра современного танца «Скрим», лауреат учрежденного журналом «Балет» приза «Душа танца» в номинации «Рыцарь современного танца». Сегодня Эльвира Первова - гость нашей газеты. танцу и умеющие импровизировать. Единственное, что мне необходимо, – это послушать музыку. - Какая музыка для Вас более предпочтительна? -Мне подходит любая музыка. Можно взять самый традиционный мотив. Главное, чтобы музыка работала на идею и не была слишком мощной, способной подавить танцоров. Очень трудно сочинять, например, на музыку Баха. Музыка должна быть партнером танцовщика и соответствовать замыслу, но не бежать впереди, чтобы ее догоняли. - Идея постановки – это что-то конкретное или нечто такое, что не объяснишь словами? - Если честно, я жду идеи свыше, никогда их не придумываю сама. Это некое зерно, попадающее на почву моего воображения. - Где, по-вашему, граница между истинным искусством и шарлатанством? - Мне очень обидно, когда зрителей водят за нос. Если ни во время спектакля, ни после его окончания ты ничего не испытываешь, значит, там ничего и нет. Хореограф, думающий о чемто, сочиняя свой номер, не может не передать это танцорам, и зрители обязательно должны это тоже почувствовать - может быть, не во время спектакля, а потом. - Оказывают ли на Вас влияние работы коллег? - То, что вижу, конечно же, откладывается в сознании и как-то на меня влияет. Но я мало смотрю, очевидно, ввиду своей занятости. Пока стараюсь ориентироваться на свои собственные ощущения, собственные чутье и вкус, считывая информацию, которая витает вокруг. Да и мои танцоры часто предлагают много интересного. - Что из себя представляет ваш коллектив сегодня? -В нем тринадцать человек, из которых пять юношей. Возраст – от 19 до 30 лет. В основном, это выпускники нашей академии. Готовясь к важному концерту, репетируем по пять – шесть часов. По документам мы любители, но по уровню – профессионалы. Конечно, все ребята где-то работают. Я одна выполняю функции и директора, и педагога, и бухгалтера, и костюмера. Нас очень поддерживает академия: предоставляет залы для занятий, иногда оказывает помощь с поездками на фестивали. - Участники коллектива работают на энтузиазме, но и без строгой дисциплины в таком деле, очевидно, не обойтись? - Я не могу себе позволить быть с ними предельно строгой. Если люди пришли в свое свободное время и трудятся порой до изнеможения, я не могу их «дожимать». Прежде всего мы - коллеги, у нас нет начальников и подчиненных. Конечно, дисциплина – важное слагаемое успеха. Надеюсь, что вскоре ситуация в «Скриме» может измениться: ребята уже взрослые, начали получать небольшие деньги за выступления на акциях, которые устраивает администрация области и для которых мы готовим специальные номера. - Участвуете ли Вы сами в постановках в качестве исполнительницы? - Иногда танцую, но немного. Хотелось бы побольше, но руки не доходят. Кроме того, важно вписаться в ансамбль и по возрасту, и по фактуре. И лучше не портить общую картину. У меня есть задумка сделать собственный моноспектакль. - Ощущаете ли Вы какую-нибудь конкуренцию в Самаре? - В Самаре – нет, не ощущаю. Проводимый в городе фестиваль современной хореографии «Сила безмолвия», на котором мы однажды заявились, меня разочаровал. Хорошо только то, что на него по приглашению дважды приезжал из Екатеринбурга известный хореограф Сергей Смирнов. Зато в Самаре регулярно проходит неделя современного танца под эгидой местного филиала Московского гуманитарного университета. На его факультативе «Продвижение» занимаются развитием современного танца, привозят в город специалистов. Это серьезная деятельность, и я сотрудничаю с ними как педагог. - Вы являетесь обладателем престижного приза журнала «Балет». Как это произошло? - Главный редактор журнала Валерия Уральская заприметила нас еще 2003 году на международном фестивале современной хореографии в Витебске. Через несколько лет на московском фестивале «Четыре элемента» мы получили Гран-при, после чего она настойчиво просила нас приехать в Москву еще раз - оказывается, для того, чтобы нас увидели члены совета приза «Душа танца», на которую я в 2011 году была номинирована в номинации «Рыцарь современного танца». Церемония вручения проходила в Музыкальном театре имени Станиславского и НемировичаДанченко. Беседовал Валерий ИВАНОВ, лауреат Губернской премии и премии Фонда Ирины Архиповой Фото Дмитрия Виноградова
Стр.2
www.muz klon di ke.ru СОБЫТИЕ ОЛЬГА РОСТРОПОВИЧ: ТЕПЕРЬ У НАС ЕСТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ОРКЕСТР! www.artcen ter.ru 2 октября в Центре оперного пения Галины Вишневской произошло событие, которое, безусловно, войдет в его историю, и будет отмечаться каждый год как день рождения оркестра Центра. В первый раз собственный оркестр открыл сезон на сцене Центра, и в первый раз сезон открылся без Галины Павловны… Но ее незримое присутствие ощущалось везде. «Я смотрю на ее портрет, вижу ее улыбку, она – с нами, - говорит Ольга Ростропович. – Я чувствую ее поддержку. Бывают такие моменты, что я слышу ее голос: «Держись, дочь моя». Ну и все, выхода больше нет, приходится держаться». Оркестр был создан в рекордно короткие сроки, все летние каникулы были заняты отбором оркестрантов и подготовкой к открытию сезона. По словам Ольги Ростропович, художественного руководителя Центра, в мае получили добро на создание оркестра, в июне дали объявление о конкурсе, в середине июля в Центр поступило 530 заявлений на 50 мест. Музыкантов отбирала лично сама Ольга Мстиславовна, каждому пришлось играть не меньше, чем по полчаса. «Когда после всего мы собрали оркестр, и услышали первую репетицию, они друг друга не знали, - вспоминает Ольга Мстиславовна. – Но они сели, и, буквально читая с листа, сыграли увертюру к «Руслану и Людмиле». Сбежался весь коллектив! Это было потрясающее звучание». О том, что собственный оркестр жизненно необходим Центру говорилось уже давно, много лет Галина оперного пения, Павловна Вишневская добивалась его создания. И наконец, в честь 10-летия Центра, московское правительство в лице руководителя департамента культуры Сергея Капкова приняло решение о создании оркестра. «Я действительно благодарю, как только могу, и от имени Центра, и от имени Галины Павловны, которая об этом мечтала, за то, что он дал нам такую возможность иметь свой оркестр, - говорит Ольга Ростропович. – Раньше у нас было максимум три репетиции перед спектаклем и ребята, которые выступали, не пели с оркестром вообще. Выходили «сырыми», и это было безумно нервно и волнительно. Теперь у нас есть замечательный оркестр, и я уверена, что мама радуется, все это видит, слышит». В состав оркестра входит 45 музыкантов. С ними работают два дирижера – Александр Соловьев и Ярослав Ткаленко. По словам Ольги Ростропович, главного дирижера у оркестра нет. По мере необходимости, для некоторых постановок состав оркестра будет усилен. Например, на постановку «Паяцев» пригласят итальянца Джанлука Марчиано. «Сегодняшний концерт готовился на энтузиазме, на любви, на профессионализме. Оркестр так еще молод…..Они ведь сегодня впервые играют на сцене Центра оперного пения, - Ольга Мстиславовна перед началом концерта-открытия улыбается, хотя волнение чувствуется в ее голосе. – Я надеюсь, оркестр вам понравится. И, кстати, в нем играют два стипендиата Фонда Ростроповича - Михаил Гайдук, трубач, и Александра Перлова, виолончелистка». Программу праздничного концерта Ольга Мстиславовна составляла сама, причем так, чтобы подчеркнуть «оперную» направленность оркестра и его многогранность. От популярных фрагментов симфонической музыки, продемонстрировавших великолепное владение звуком и чистый тон (и тут особенно удалась увертюра к «Вильгельму Теллю» Россини, показавшая, на что способен В первом отделении оркестр вел Ярослав Ткаленко, во втором – Александр Соловьев. Прекрасная дирижерская работа. Хотя все-таки Александру Соловьеву «повезло» больше – к концу праздничного вечера оркестранты, упоенные бурным восторгом зрителей и взрывами «браво!», настолько раскрепостились, что ощущение легкости, эйфории и единства дирижера и оркестра буквально витало в воздухе. И еще звук! Понятно, что в камерном зале акустика априори должна быть хорошей, но в Центре оперного пения она просто великолепна! Оркестр в этих условиях звучал удивительно гармонично, полетно, мощно. В завершение презеноркестр), до пронзительно-щемящей Мелодии из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» Артемьева….Кстати, Эдуард Артемьев присутствовал в зале, и был награжден горячими аплодисментами. Приятным сюрпризом стало представление солистов оркестра. Эта идея с сольным представлением концертмейстеров заслуживает внимания – осталось ощущение хорошего знакомства, ведь как часто сольный исполнитель-оркестрант остается в глубине оркестра, невидимый зрителю…. И невозможно удержаться от похвал в адрес музыкантов, которые играли с искренним энтузиазмом, а главное – это было почти осязаемо – сами получали огромное удовольствие от того, что творили на сцене… тационного концерта оркестр исполнил Антракт из оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», посвятив его Галине Вишневской и Мстиславу Ростроповичу, и «Марш Радецкого» И.Штрауса. Резюмируя, презентация оркестра и открытие сезона прошли на «бис». Главное, удержать этот позитивный настрой и высокую энергетику, заданные в этот вечер… Что касается планов на новый сезон – они действительно масштабные. В репертуаре остаются все оперы, исполнявшиеся за эти годы в Центре оперного пения Галины Вишневской, за исключением «Вампуки» (по словам Ольги Ростропович, хотя Дмитрий Бертман «утащил» «Вампуку» к себе, вероятность того, что постановка будет возобновлена совместно с «Геликон-оперой», все-таки есть…). Первая премьера, к которой с энтузиазмом и в авральном режиме готовятся в Центре, - опера М.Глинки «Руслан и Людмила». Премьера назначена на 25 октября, в день рождения Галины Павловны. «Выбор пал на «Руслана и Людмилу», потому что эту оперу она выбрала сама, и это была первая опера Центра оперного пения, - объясняет Ольга Ростропович. – Но тогда это было концертное исполнение, а в этот раз решили сделать полноценный спектакль, тем более, что все-таки хочется какой-то сказки для детей, спектакля, на который можно пойти всей семьей». Вторая важная премьера ожидается 20 июня, это будут «Паяцы» Леонкавалло. К репетициям приступят в мае. Далее в творческом календаре – спектакли, гала-концерты, гастроли по городам России и за рубежом, другие проекты. В апреле Центр оперного пения покажет свои спектакли в Оренбурге на фестивале, посвященном выдающемуся виолончелисту и дирижеру Мстиславу Ростроповичу. Третий год будут продолжаться «Молодежные оперные ассамблеи», которые Центр оперного пения организует совместно с Академиями молодых исполнителей при крупнейших театрах мира. Лучшие студенты отправятся на мастер-класс и выступления в Австрию, Испанию и Англию. По словам Ольги Ростропович, «мы не театр, мы Центр оперного пения, и наш главный приоритет - давать профессию вокалиста, учить, ставить их на ноги, чтобы молодые певцы имели возможность карьеры, устраивались по этой профессии в своей жизни». Для этого в Центре работают замечательные педагоги, знаменитые солисты столичных театров. «С февраля я пригласила новых педагогов Маквалу Касрашвили, Анатолия Лошака и Елену Заремба, - рассказывает Ольга Ростропович. – Это блестящие педагоги, плюс еще к тому же наш Бадри Майсурадзе, которого вообще обожают все студенты, так что у нас сильный состав педагогов. У нас есть столько идей, просто нужно уметь их воплощать – здесь могут быть камерные вечера, и вечер романсов, и камерной музыки, что очень важно для развития вокалистов, не все ведь будут оперными певцами…кто-то будет петь концерты». Главное же, по словам Ольги Ростропович, событие предстоящего сезона - V Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской. Он пройдет с 31 мая по 5 июня 2014 года. Анна СОКОЛОВА Фото Ирина ШЫМЧАК 3 № 10 октябрь 2013
Стр.3