Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Музыкальный Клондайк

Музыкальный Клондайк №9 2013

0   0
Страниц20
ID227057
АннотацияЕжемесячное издание о фестивалях и конкурсах в России и за рубежом, событиях в области классической, хоровой, народной музыки, джаза, вокального искусства, хореографии и театральной жизни. Подписчики получают полную и систематизированную информацию о российских и международных фестивалях и конкурсах, мастер-классах и курсах повышения квалификации, летних школах (сроки проведения, условия участия), а также методические материалы по вокалу и музыке, рекомендации участникам конкурсов, новости региональной культуры, интервью с деятелями искусства и музыки ноты классиков и современных композиторов. Газета выпускается с вложением "АРТ клондайк".
Музыкальный Клондайк .— Москва : Многопрофильная компания "Арт - Центр Плюс", 2002 .— 2013 .— №9 .— 20 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/227057 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 9(130) сентябрь 2013 Выходит с 2002 года PDF версию читайте на www.muzklondike.ru АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС – издатель газеты В е с т н и к т в о р ч е с т в а и к у л ьт у р ы l музыка l вокал l хореография l 12+ театр СОПРАНО ИЗ АВСТРАЛИИ ЭЛЕОНОР ЛАЙОНС ПОБЕДИЛА НА IX МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ МОЛОДЫХ ОПЕРНЫХ ПЕВЦОВ ЕЛЕНЫ ОБРАЗЦОВОЙ В НОМЕРЕ: 31 августа в Санкт-Петербурге завершился Девятый Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. <...> Элеонор Лайонс проходила обучение в Консерватории музыки Сиднея (Австралия), стажировалась в Королевском Северном колледже музыки (Великобритания), выступала в Сиднейском оперном театре, на сценах России, Италии, Австралии, Новой Зеландии и Великобритании. <...> Творческим подарком ему станет участие в оперной постановке московского музыкального театра «Геликон-опера» (художественный руководитель Дмитрий Бертман). <...> Право выступить в Ротонде Мариинского дворца (еще один специальный приз от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга) будет предоставлено студентке Санкт-Петербургской государственной консерватории им. <...> Фото Ирина ШЫМЧАК ДЕНИС МАЦУЕВ – ГОСТЬ СЕНТЯБРЬСКОГО НОМЕРА l ПРОФЕССИЯ: ДИРЕКТОР ТЕАТРА МГАСО – 70! l ХОРОШЕЕ ДЕЛО ВЕРЫ ТАРИВЕРДИЕВОЙ l FREE JAZZ В МОСКВЕ УИКЕНД В СТИЛЕ ТАНГО ПЕТРА ТАТАРИЦКОГО l SOLOWAY ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА В ЕВРОПУ ЗА СКАЗКОЙ l ДЫХАНИЕ ЮНОСТИ В СТАРИННЫХ СТЕНАХ ОСТАНКИНО «CHORUS INSIDE» НА РОДИНЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО www.muzklondike.ru www.artcen ter.ru ГО С Т Ь « М У З Ы К А Л Ь Н О ГО К Л О Н Д А Й К А » С МИРУ ПО НОТКЕ 3 - 8 сентября в Астрахани пройдет IV Международный этнографический фестиваль-конкурс «Голоса Золотой степи-2013». <...> Второй раз пройдет Международный научный конгресс «Восток и Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур», в котором примут участие более 70 ученых из Белоруссии, Азербайджана, Словении, Хорватии, Германии и других стран. <...> По словам министра культуры Астраханской области Ирины Тарасовой, география фестиваля-конкурса <...>
Музыкальный_Клондайк_№9_2013.pdf
№ 9 (130) сентябрь 2013 Выходит с 2002 года АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС – издатель газеты PDF версию читайте на www.muzklondike.ru 12+ В е с т н и к т в о р ч е с т в а и к у л ь т у р ы l м у з ы к а l в о к а л l х о р е о г р а фи я l т е а т р СОПРАНО ИЗ АВСТРАЛИИ ЭЛЕОНОР ЛАЙОНС ПОБЕДИЛА НА IX МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ МОЛОДЫХ ОПЕРНЫХ ПЕВЦОВ ЕЛЕНЫ ОБРАЗЦОВОЙ 31 августа в Санкт-Петербурге завершился Девятый Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. Торжественное закрытие конкурса и награждение победителей состоялось на прославленной сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д.Шостаковича при участии оркестра Государственного Эрмитажа, дирижер – Михаил Татарников. «У нас в России не только лучшая вокальная школа, но продолжают рождаться удивительные голоса, как ни в какой другой стране мира», - уверена Елена Образцова. Тем не менее, лауреатом Первой премии стала Элеонор Лайонс, сопрано из Австралии. В интервью «РГ» Елена Васильевна заявила: «Она покорила не только меня, но и всех членов жюри, среди которых были мои любимые и знаменитые коллеги - Тамара Синявская, Маквала Касрашвили, Эва Мартон, Ричард Бонинг, Хуан Понс. Изумительная девочка, талантливейшая. Я уверена, что ее ждет большое будущее. Как это подтвердило время и в случае с победителями моих предыдущих конкурсов - Юлией Лежневой или Ильдаром Абдразаковым». Элеонор Лайонс проходила обучение в Консерватории музыки Сиднея (Австралия), стажировалась в Королевском Северном колледже музыки (Великобритания), выступала в Сиднейском оперном театре, на сценах России, Италии, Австралии, Новой Зеландии и Великобритании. В Петербурге она не в первый раз. Ей уже приходилось выступать на сцене Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д.Шостаковича, принимая участие в Международном фестивале искусств «От авангарда до наших дней». Вторая премия и 5 000 Евро присуждены российскому басу, петербуржцу, солисту театра «Санкт-Петербург Опера» Юрию Власову. Лауреатом Третьей премии (3 000 Евро) стала солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, сопрано Екатерина Морозова. Российские певцы – сопрано Наталья Кучина, меццо-сопрано Александра Чухина, тенора Игорь Морозов, Александр Мурашов, Александр Трофимов, бас Роман Люлькин и баритон из Грузии Алуда Тодуа – стали дипломантами конкурса. Обладателем приза от Законодательного Собрания СанктПетербурга «Надежда конкурса» стал певец из Рязани, тенор Игорь Морозов. Никого в зале не оставило равнодушным его проникновенное исполнение арии Ленского из оперы «Евгений Онегин» П.И.Чайковского. Творческим подарком ему станет участие в оперной постановке московского музыкального театра «Геликон-опера» (художественный руководитель Дмитрий Бертман). Специальный приз – выступление на сцене Санкт-Петербургской филармонии в сезоне 2014/2015 гг. получил московский тенор, солист оперной студии Российской Академии музыки имени Гнесиных Александр Мурашов. Сольным концертом от школы Musashino Tokyo Kurihara (Япония) награжден баритон из Грузии Алуда Тодуа. Право выступить в Ротонде Мариинского дворца (еще один специальный приз от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга) будет предоставлено студентке Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, меццо-сопрано Александре Чухиной. Множество призов было учреждено партнерами и друзьями конкурса. Модный дом Тани Котеговой предоставил возможность шить концертной платье у знаменитого дизайнера «самой стильной участнице» Элеонор Лайонс. Екатерина Морозова примет участие в фотосессии Фотосалона имени Карла Буллы (владелец Валентин Эльбек). Участники конкурса получили призы от сети салонов «Парфюмеръ», Галереи Косметики (Москва), компании Nano-Derm, бельгийской компании Scabal, итальянского бренда Uno Collezione, компании «Lanitis Development», а также коллекционные издания классики от петербургского издания «ВИТА-НОВА». Фото Ирина ШЫМЧАК ДЕНИС МАЦУЕВ – ГОСТЬ СЕНТЯБРЬСКОГО НОМЕРА l ПРОФЕССИЯ: ДИРЕКТОР ТЕАТРА МГАСО – 70! l ХОРОШЕЕ ДЕЛО ВЕРЫ ТАРИВЕРДИЕВОЙ l FREE JAZZ В МОСКВЕ УИКЕНД В СТИЛЕ ТАНГО ПЕТРА ТАТАРИЦКОГО l SOLOWAY ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА В ЕВРОПУ ЗА СКАЗКОЙ l ДЫХАНИЕ ЮНОСТИ В СТАРИННЫХ СТЕНАХ ОСТАНКИНО «CHORUS INSIDE» НА РОДИНЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В НОМЕРЕ:
Стр.1
www.artcen ter.ru С МИРУ ПО НОТКЕ 3 - 8 сентября в Астрахани пройдет IV Международный этнографический фестиваль-конкурс «Голоса Золотой степи-2013». В рамках фестиваля запланированы мастер-классы, концерты, творческие встречи, праздничное народное гуляние на Набережной реки Волга, а также будет отмечаться юбилей ансамбля «Астраханская песня». Второй раз пройдет Международный научный конгресс «Восток и Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур», в котором примут участие более 70 ученых из Белоруссии, Азербайджана, Словении, Хорватии, Германии и других стран. По словам министра культуры Астраханской области Ирины Тарасовой, география фестиваля-конкурса «Голоса Золотой степи» постоянно расширяется, он вносит существенный вклад в богатство цивилизации и многообразие культур, которые составляют общее всемирное духовное достояние человечества http://minkult.astrobl.ru/ С 21 по 30 сентября в Москве пройдет V Московский международный конкурс скрипачей имени Давида Ойстраха. Конкурс будет особенным, ведь его первый юбилей символически совпал со 105-летием Давида Ойстраха. Нынешний конкурс пройдет в двух возрастных группах вместо трех. В младшей группе - исполнители в возрастной категории от десяти до шестнадцати лет включительно, в старшей ― от семнадцати до двадцати восьми лет включительно. Прослушивания будут проходить на двух площадках: в Концертном зале Центральной музыкальной школы и в Большом зале Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Обладатели призовых мест получат денежные премии, а также вознаграждения в виде концертных выступлений в городах России и Европы. http://www.oistrakh.ru 21 – 27 сентября в Петербурге пройдет эксклюзивный образовательный проект, призванный расширить и укрепить связи между Северной столицей и Амстердамом. Недельную серию мастер-классов по клавирной музыке раннего барокко проведет всемирно известный голландский клавесинист, профессор Амстердамской консерватории, Боб ван Асперен. В проекте будет уделено особое внимание композиторам Нидерландов и Германии, чьи уникальные произведения содержатся в малоизученной и раритетной рукописи XVII века, т. н. «Санкт-Петербургском манускрипте» - еще не опубликованном документе, представляющем огромную историческую и культурную ценность, который ныне содержится в Библиотеке Российской академии наук. Благодаря проекту организаторы совместно с профессором ван Аспереном планируют вернуть эти сокровища научному сообществу и широкой публике. http://pratticaterza.ru 23 - 29 сентября Владимир вновь принимает гостей большого праздника русского романса. В этом году состоится уже VII Всероссийский конкурс исполнителей русского романса. В июле прошёл первый, отборочный, тур по аудио и видеозаписям участников. Жюри отметило высокий уровень профессионализма конкурсантов. География участников конкурса: Москва, Уфа, Сыктывкар, Ярославль, Сочи, Новосибирск, ЙошкарОла, Красноярск, Санкт-Петербург и другие города. Торжественное открытие конкурса состоится 23 сентября в 18.00 в Концертном зале им. С.И. Танеева. В концертной программе примут участие члены жюри и артисты Владимирской филармонии. С 24 по 27 сентября пройдут конкурсные прослушивания по обеим номинациям. 28 сентября в 16.00 будут объявлены победители, чьим концертом закроется мероприятие. http://www.vladfilarmonia.ru Академия хорового искусства им. В.С. Попова объявляет о конкурсе на замещение должностей профессорско-преподавательского состава. Срок подачи заявлений — месяц со дня публикации. Кафедры: Хорового дирижирования - профессор (2), доцент (3). Сольного пения - профессор (4), преподаватель. Истории и теории музыки - доцент (2). Фортепиано - доцент (3), преподаватель. Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин - профессор, преподаватель. http://www.axu.ru/ Обзор подготовила София ФЕДИНА Сегодня, покорив лучшие сцены мира, Мацуев, как и многие ведущие отечественные музыканты, не обходит стороной и российские пределы. С 2008 года пианист проводит концертные туры по городам Поволжья, маршруты которых неизменно проходят через Самару. «Роман с Самарой» длится почти два десятилетия, по существу с самого начала исполнительской карьеры артиста, когда в 1994 году совсем юным, начинающим пианистом он впервые приехал в этот город и принял участие в традиционном международном фестивале «Молодые звезды». Автору этих строк посчастливилось неоднократно бывать на концертах Мацуева. Довелось быть и свидетелем его триумфа на Конкурсе Чайковского. В предлагаемом вниманию читателей интервью Дениса Мацуева - его откровения о собственной творческой судьбе, о взаимоотношениях с публикой и о том, что волнует его в нашей сегодняшней жизни. - Ваше детство, Денис, прошло далеко от столицы. Была ли у вас изначальная мечта сделать большую артистическую карьеру? - Я вырос в Иркутске. Это, может быть, парадокс, но во мне, как в Зорро, уживались две совершенно непохожие ипостаси. С одной стороны, я был в хорошем смысле слова домашним ребенком, «маменькиным сыночком», а с другой - страшно любил свое дворовое окружение. Меня тянуло в футбольную и хоккейную команды, я был старостой, заводилой двора. - Рояль, по всей видимости, сопутствовал Вам с раннего детства. - Я рос в музыкальной семье. В Иркутске мои родители были далеко не последними людьми, а папа - и вообще был первым в музыкальной среде города. Он пианист, композитор, писал музыку к спектаклям драматического театра, для театрального училища. Мама тоже пианистка, преподавала в педагогическом институте. Папа - мой самый главный педагог, с ним я начал заниматься с трехлетнего возраста. В плане артистизма, выстраивания взаимоотношений между солистом и публикой особенно много мне дала бабушка. Со мной всю жизнь занимались все мои близкие, и за это я им безмерно благодарен. - Как же у вас возникло решение уехать из Иркутска в Москву? - Когда в четырнадцать лет впервые собирался в Москву, не мог и предположить, в какую «заварушку» я попал. Ведь это возраст, когда хочется играть в футбол, а не на рояле. Родители сделали тогда мудрый шаг: когда я недоуменно спросил, зачем мне ехать в Москву из моего родного города, где у меня есть все, где я первый, отец мне сказал, что я смогу ходить на матчи своего любимого «Спартака», увидеть его игру вживую. Признаюсь абсолютно серьезно: именно это и подвигло меня ехать в Москву - в то время футбол для меня был главнее музыки. Так уж сложилось. Это был неспокойный 1991 год. - Что послужило непосредственным толчком вашей первой поездки в столицу? - Меня позвали на съемки передачи «Утренняя звезда». И уже в Москве педагоги поинтересовались, почему я живу в Иркутске и не поступаю в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Меня привезли в эту школу, где я сыграл одну из прелюдий Рахманинова, после чего тогдашний директор школы, ныне ушедший из жизни Валентин Сергеевич Бельченко сказал: «Срочно приезжай». Честно говоря, тогда я не совсем понял, что произошло. Этому эпизоду вообще не придал особого значения. Да и школа находилась где-то на окраине Москвы в каком-то ужасающем, пропитанном отвратительным запахом здании. Днем я сыграл прелюдию Рахманинова, а вечером пошел на отборочный футбольный матч чемпионата Европы 1992 года СССР - Италия. № 9 сентябрь 2013 2 - Но в конечном счете Вы, очевидно, не жалеете о том, что оказались в столице? - Безусловно. Учеба, фонд «Новые имена», мастер-классы, зарубежные поездки - я сразу окунулся во все это. По правде говоря, тогда в Москве мне было очень хорошо. Первый год жил у родственников, а затем мои родители, бросив все в Иркутске, приехали в Москву, где поначалу снимали однокомнатную квартиру. Для них это был большой риск. Теперь-то они, конечно, не жалеют о том своем рискованном шаге. - Что было для Вас, Денис, самым сложным на пути творческого становления? - Даже не могу этого сформулировать. Главное, что я никогда не мучился, не преодолевал себя. Поначалу плохо представлял себе, что такое карьера пианиста. Все шло как бы само собой: учеба, конкурсы, приглашения на концерты. Мне всегда было интересно выступать. После школы поступил в консерваторию. Вначале занимался в классе Алексея Наседкина, а после его отъезда в Японию - в классе Сергея Доренского. - Какую роль в Вашей судьбе сыграл ХI Конкурс имени Чайковского, на котором Вы стали золотым лауреатом? - После этого конкурса в моей жизни все повернулось буквально на 180 градусов. Но ничего не изменилось в том плане, что всего по-прежнему нужно было добиваться своим трудом. Ничто не давалось в руки просто так. Я победил не в самое лучшее для Конкурса Чайковского время. В то время он сильно потерял в своем престиже, рейтинге. Дошло до того, что его исключили из ассоциации международных конкурсов и чуть не перекупили японцы. Но, несмотря на это, Конкурс Чайковского всегда был и продолжает оставаться одним из самых лучших в мире. После победы у меня была масса предложений со всех континентов на концерты, записи, ангажементы. Все это требовало огромного труда. Но я выжил. - В последние десятилетия многие молодые российские музыканты уехали искать счастья за рубежом. - Никогда - с моей самой первой победы семнадцатилетним мальчишкой на конкурсе в южноафриканском Иоганнесбурге - не хотел уезжать из России. Да в этом и нет никакой необходимости. Вся моя жизнь - в пути. Я люблю путешествовать. Часто заезжаю домой только для того, чтобы переодеться, и снова в дорогу. Играю в разных странах на самых разных аудиториях, приходится выступать и на закрытых акциях, на саммитах, в узком кругу. Публику я не выбираю и всегда играю с огромной отдачей и ответственностью. - Гастролируя в разных странах мира, Вы много выступаете и в России. - За два десятилетия концертной деятельности я побывал в десятках городов нашей страны. В России ежегодно играю в течение месяца и получаю огромное удовольствие. Для меня российская публика - самая родная и любимая. Это за рубежом достаточно один раз выступить удачно, и твое будущее практически обеспечено. У нас не так. Российская публика очень знающая и требовательная. Чтобы завоевать ее, нужен не один год. Ты должен постоянно доказывать свою состоятельность. Перед нашей публикой всегда испытываю особое волнение, она меня воспитала. Российская публика понимает абсолютно все и каждый раз ждет от тебя откровения, так что каждое выступление - проверка на прочность. Прошлые заслуги не имеют никакого значения, и если сегодня был успех, это не значит, что завтра в зале будет аншлаг. Денис Мацуев - пианист феерического таланта и по существу безграничных технических возможностей. Еще будучи учеником Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, он стал лауреатом Международного благотворительного фонда «Новые имена» и Международного конкурса пианистов в Иоганнесбурге (ЮАР), а в 1998 году, за год до окончания Московской консерватории, - золотым лауреатом XI Конкурса имени П.Чайковского. www.muz klon di ke.ru ГОСТЬ «МУЗЫ КАЛЬ НО ГО КЛОН ДАЙ КА» ДЕНИС МАЦУЕВ:
Стр.2
www.muz klon di ke.ru www.artcen ter.ru ГОСТЬ «МУЗЫ КАЛЬ НО ГО КЛОН ДАЙ КА» «ДЛЯ МЕНЯ РОССИЙСКАЯ ПУБЛИКА - самая родная и любимая» знаменитым, кто-то еще нет. Фестиваль стал свидетельством того, что нынешнее поколение российских музыкантов, которое идет за Плетневым, Башметом, Спиваковым, - по крайней мере не хуже, и русская исполнительская школа по-прежнему существует. Фестиваль полностью оправдал свое название: «крещендо», что в переводе с итальянского означает «по нарастанию». Фестиваль «кочевой». После Москвы и Санкт-Петербурга он уже прошел в Екатеринбурге, Калининграде, Пскове, Тель-Авиве, в столице Дягилевских сезонов Париже и Нью-Йорке. Сейчас 90 процентов молодых концертирующих музыкантов – это те, кого открыл этот фестиваль. Раньше их никто не знал, а сейчас они выступают на лучших подмостках. А вот известная скрипачка и педагог Дора Шварцберг, которая работает в Европе, вынуждена разрешать своим ученикам играть на улице: больше негде. - Чтобы попасть в обойму, очевидно, тоже нужен особый талант, поддержка прессы. - Главное, не нужно бояться и возить способных детей на прослушивания. В конечном счете настоящий талант сумеет пробить себе дорогу. Что касается поддержки прессы, то великий маэстро Юрий Темирканов как-то сказал обо мне: «Весь его пиар – в его пальцах». Я очень осторожно отношусь к слову «вундеркинд». Многие из таких ребятишек с возрастом «растворяются», уходят в небытие. А как важно отношение родителей к своим талантливым детям. Для них нужно идти на жертвы. Именно так поступили мои родители. Они играли не последнюю роль в культурной жизни Иркутска, но в 1991 году расстались со всем и поехали за мной в Москву. Моя бабушка втайне от всех продала свою квартиру и принесла нам в конверте вырученные за нее двадцать тысяч долларов «на первое время». Во многом благодаря моим родителям я сумел стать тем, кем являюсь. - Вы не забываете родной город. - Ни в коем случае. В Иркутске у меня свой большой фестиваль «Звезды на Байкале». На нем уже выступали оркестры Юрия Темирканова, Валерии Гергиева и Владимира Спивакова, играли Виктор Третьяков, Юрий Башмет. - Вы выступаете со многими всемирно известными дирижерами. Удается ли в ансамбле с ними сохранить свое видение исполняемых сочинений? - Чем гениальнее дирижер, тем внимательнее он относится к соли- Вы уделяете много внимания поддержке молодых талантов. - Я вхожу в Президентский совет по культуре и как бы отвечаю за молодое поколение российских музыкантов, лидером которого меня назначили. Люблю общаться с молодыми людьми, которые учатся в училищах, школах. Меня беспокоит состояние подрастающего поколения музыкантов. Ко всему прочему, сейчас я являюсь также и президентом фонда «Новые имена». Этот фонд сделал много полезного для молодежи. Я сам был его стипендиатом и хорошо знаю, какие это прекрасные школы, мастер-классы, какое общение молодежи. Многие из тех, кто прошел все это, стали хорошими музыкантами. Россия вообще славится своей поддержкой молодежи. Сейчас появилось много новых фондов, отбирающих способных ребят. Очень важно держать их в поле зрения, оберегать от эксплуатации теми, кто стремится заработать на их таланте. - Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринять в первую очередь для поддержки музыкального образования в стране? - Как член совета горжусь, что удалось в буквальном смысле спасти музыкальные школы-десятилетки от новых стандартов, от преобразования их в учреждения дополнительного образования. Начинать серьезные занятия музыкой в 13 лет равносильно убийству нашей великой школы музыкального образования, воспитавшей мировую исполнительскую элиту. Сейчас важнейшая проблема - поддержать педагогов, работающих в музыкальных школах, и особенно в провинции: именно в провинции, а не в столице родились все наши удивительные музыканты-самородки. Педагоги получают крошечные зарплаты и уезжают в тот же Китай, где, в отличие от нашей страны, сейчас невероятный бум в сфере музыкального образования. Нужно немедленно исправлять положение. От этого зависит, каким вырастет у нас новое поколение. Сегодня вся страна подсажена на иглу шоубизнеса. На всех телеканалах одно и то же: попса, насилие, реклама. Нужны специальные меры и по поддержке провинциальных симфонических оркестров. Их у нас не так много – около пятнадцати на всю страну. Может быть, это будут президентские гранты. Не должно быть пропасти в заработной плате между столичными и провинциальными музыкантами, которые играют с такой отдачей и энтузиазмом. - Кажется, есть подвижки и в законе о меценатстве? - К счастью, благодаря усилиям совета принят, наконец, закон о меценатстве. Это единственный рычаг спасения нашей культуры в современных условиях, потому что невозможно спокойно смотреть на уникальных подвижников, которые работают в музыкальных школах, библиотеках, музеях. А Россия всегда славилась великими меценатами, достаточно вспомнить Мамонтова, Морозова, Третьяковых, Сафонова. - Несколько слов об учрежденном вами международной фестивале «Крещендо». - Фестиваль «Крещендо» - мое детище, дело моей жизни. На этом фестивале я собираю молодых исполнителей в возрасте до 30 лет. Некоторые из них живут в России, некоторые уехали, кто-то стал уже сту, воспринимая его как равноправного партнера, предвосхищая предлагаемую им интерпретацию и всемерно помогая высказаться. Но и от меня, в свою очередь, требуется предельная собранность, чувство локтя. - Привлекают ли Вас сочинения современных композиторов? - По-настоящему талантливых композиторов всегда очень мало. По большому счету у нас все оканчивается на Щедрине. Для меня главным критерием качества сочинения является его мелодика. Все, что касается атональной музыки без мелодий и с акцентом на некие специфические форму и гармонию, воспринимаю как набор спецэффектов на аналитическом уровне. Я играю для публики, а большинству слушателей все перечисленное не нужно. Я прямо сейчас могу сочинить новую мелодию в стиле Рахманинова или Шопена. Но это будет повтор, в этом нет самобытности. Таким же образом можно нарисовать, например, квадрат Малевича и даже целую серию таких квадратов. Если появится талантливый композитор, я буду играть его каждый день. Я очень жадный на новый репертуар. Сейчас играю новый фортепианный концерт Пендерецкого, в котором замечательная мелодика. - Все, о чем Вы говорите, относится не только к музыке, но и к другим видам искусства, например, спектаклям драматического театра, в которых подчас утрачены сюжетность, логика действия. - Это действительно так. И у нас, и за рубежом в разных жанрах на первый план нередко выходит желание эпатировать, заманить публику. Но у нас, к счастью, есть великое наследие - сочинения Рахманинова, Чайковского, Шопена, Шуберта, других великих композиторов. В хорошем смысле и классическая музыка может эпатировать, поражать. Для этого достаточно выполнять все пожелания, высказанные авторами сочинений. - Вам довелось играть на инструментах, к которым прикасались пальцы великих музыкантов. Что вы испытывали при этом? - Прикосновение к инструментам, на которых играли Рахманинов и Горовиц, подарили незабываемые ощущения. Они сохранились у меня до сих пор. У инструмента Рахманинова совершенно особый звук. Он поет, а это – самое главное в русской пианистической школе. Я занимался пять часов и не мог оторваться. Сейчас даже на самых известных фирмах делают инструменты совершенно другого качества. Все поставлено на поток, чтобы заработать как можно больше денег. И для приобретения хорошего инструмента, нужно ехать, например, на фирму Steinway в Соединенные Штаты, чтобы из 20 – 30 инструментов выбрать подходящий. - Вы принимали участие в нынешнем Пасхальном фестивале Валерия Гергиева. - За шесть дней в девяти городах мы сыграли пятнадцать концертов с девятью разными программами. Выступали в Курске, Орле, Брянске, других городах, в которых я никогда не был. Вы не представляете, какая там публика, как мало ей доводится слышать живое исполнение. Есть прекрасные инструменты, но филармоническая деятельность далеко не всегда поставлена так, как, например, в Самаре. Тишина в залах была прямо-таки зловещая - в хорошем смысле слова. Мне не хотелось уходить со сцены, а нас уже ожидал поезд: через несколько часов должен был начаться концерт в другом городе. Такие акции служат хорошим толчком для оживления культурной жизни, для новых культурных проектов в городах провинции, в частности для строительства современных, обладающих совершенной акустикой концертных залов – это одна из важнейших задач. Я выступил инициатором строительства такого зала в своем родном Иркутске – для культурной ауры далекого сибирского города это будет революционное событие». - Какое впечатление произвело на Вас недавно открывшееся новое здание Мариинского театра? - Я очень переживал за это, в хорошем смысле сумасшествие, Валерия Абисаловича Гергиева. Кстати, число скептиков, недовольных внешним видом этого театра, значительно поубавилось, когда они увидели его внутри. Такие жаркие споры случались неоднократно, например, при сооружении Эйфелевой башни в Париже, которая ныне является символом этого города. Время все поставит на свои места. Но уже сейчас нет сомнения в том, что этот театр – мировая сенсация. На этом сошлись все мировые средства массовой информации и телеканалы, которые вели прямую трансляцию открытия театра. Ощущение от его акустики беспрецедентно. Валерий Гергиев, во всех отношениях великий человек, преподал уникальный пример всем нашим регионам. Сегодняшний Мариинский театр, объединяющий историческую сцену, Мариинский театр - 2 и концертный зал, дает театру возможности, которыми, может быть, не располагает ни один театр мира. На сцене Маринки – 2 я играл и сольный концерт, во время которого меня не покидало ощущение, что нахожусь в гениально спроектированном зале. Такого ощущения у меня не было ни в одном из таких знаменитых театров, как Ла Скала, Ковент-Гарден, Гранд-Опера. Акустикой в Концертном зале Мариинского театра занималась японская фирма «Тойота», а в новой Маринке – немцы. Где бы ни сидел слушатель в новом зале, ощущение, что стоящий на сцене инструмент – рядом. Слышно везде идеально. - И нет никакой искусственной подзвучки? - Упаси бог. Никакой. - А есть ли подзвучка в ведущих мировых оперных театрах и концертных залах? - Возможности современной электроники практически беспредельны. Специальную аппаратуру вынуждены были установить в Большом зале московского Дома музыки. Это была единственная возможность хоть как-то поправить положение: там вообще ничего не было слышно. Но, как ни совершенна современная аппаратура, это не сравнимо с естественной акустикой. - Успеваете ли Вы заниматься еще чем-нибудь в жизни? - Кроме фортепиано, ни на что другое времени не хватает. Тем не менее продолжаю оставаться футбольным фанатом. Беседовал Валерий ИВАНОВ, лауреат Губернской премии и премии Фонда Ирины Архиповой Фото Евгений Евтюхов 3 № 9 сентябрь 2013
Стр.3