Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Валеология (220,00 руб.)

0   0
Первый авторКачегарова Надежда Леонидовна
АвторыБрянск. гос. инженерно-технол. акад.
ИздательствоБГИТА
Страниц192
ID225907
АннотацияВ учебном пособии рассмотрены такие важнейшие вопросы, как социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни; краткая история развития человечества; понятия о здоровье, благополучии, «качестве жизни»; человек в потоке информации; психическое здоровье, эмоциональное благополучие, стресс и его преодоление; концепция здорового образа жизни; факторы, мотивация и основные составляющие здорового образа жизни, установка на благополучие. Обсуждаются проблемы дефицита двигательной активности и рационального питания. Приведены основные принципы организации работы оздоровительных центров.
Кому рекомендованоУчебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальностям: «Безопасность жизнедеятельности»; «Информатика и вычислительная техника»; «Природоохранное обустройство территорий» (бакалавриат и магистратура).
УДК61
ББК51.204.0
Качегарова, Н. Л. Валеология : учеб. пособие / Брянск. гос. инженерно-технол. акад.; Н. Л. Качегарова .— Брянск : БГИТА, 2012 .— 192 с. — URL: https://rucont.ru/efd/225907 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.Л. КОЧЕГАРОВА ВАЛЕОЛОГИЯ Учебное пособие Брянск 2012 УДК 61 ББК 51.204.0 Кочегарова Н.Л. <...> В учебном пособии рассмотрены такие важнейшие вопросы, как социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни; краткая история развития человечества; понятия о здоровье, благополучии, «качестве жизни»; человек в потоке информации; психическое здоровье, эмоциональное благополучие, стресс и его преодоление; концепция здорового образа жизни; факторы, мотивация и основные составляющие здорового образа жизни, установка на благополучие. <...> Валеология как интегральная наука о здоровье человека………. <...> Валеологическое определение здоровья (компоненты здоровья модели ВОЗ)……………………………………………………….. <...> Прогнозирование здоровья по критическим уровням на основе анализа медико-демографических показателей………………….. <...> Сложившиеся негативные тенденции в состоянии здоровья молодёжи свидетельствуют о необходимости целенаправленной профилактической работы по предупреждению сердечно-сосудистых заболеваний, что, в свою очередь, позволит обеспечить более высокий уровень здоровья взрослого населения. <...> , смертность населения в России на 60-80% превышает среднеевропейские показатели. <...> Здоровье человека формируется под воздействием многих факторов, а медицинское обслуживание даже самого высокого качества – это борьба со следствием, а не с причиной. <...> Предмет валеологии – индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. <...> Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. <...> Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека. <...> Создавались оздоровительные системы (китайская «Конг-фу», индийская «Аюрведа», «Здоровый образ жизни» Гиппократа, система оздоровления в Спарте). <...> Валеология как интегральная наука о здоровье человека Валеология – это междисциплинарное <...>
Валеология.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Валеология.pdf
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Брянская государственная инженерно-технологическая академия» Н.Л. КОЧЕГАРОВА ВАЛЕОЛОГИЯ Учебное пособие Брянск 2012
Стр.1
УДК 61 ББК 51.204.0 Кочегарова Н.Л. Валеология: Учебное пособие /Н.Л. Кочегарова. – Брянск: Брянская гос. инженер.-технол. акад., 2012. – 190 с. В учебном пособии рассмотрены такие важнейшие вопросы, как социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни; краткая история развития человечества; понятия о здоровье, благополучии, «качестве жизни»; человек в потоке информации; психическое здоровье, эмоциональное благополучие, стресс и его преодоление; концепция здорового образа жизни; факторы, мотивация и основные составляющие здорового образа жизни, установка на благополучие. Обсуждаются проблемы дефицита двигательной активности и рационального питания. Приведены основные принципы организации работы оздоровительных центров. Учебное пособие предназначено для студентов ВУЗов, обучающихся по специальностям: «Безопасность жизнедеятельности»; «Информатика и вычислительная техника»; «Природоохранное обустройство территорий» (бакалавриат и магистратура). Табл. 18, рис. 1, библиогр. 16 назв. Рецензенты: В.С. Терешин, доктор медицинских наук, профессор; А.В. Городков, доктор сельскохозяйственных наук, профессор. Утверждено научно-методическим советом Брянской государственной инженерно-технологической академии (протокол № 10 от 22.12.2011 г.). ©Кочегарова Н.Л., 2012 © Брянская государственная инженернотехнологическая академия, 2012 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. Глава 1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ. ПРЕДМЕТ ЗАДАЧИ КУРСА. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА, МЕТОДИКА………………... 6 9 1.1. Определение науки «валеология», история её развития………… 9 1.2. Валеология как интегральная наука о здоровье человека………. 14 1.3. Межпредметные связи валеологии……………………………….. 1.4. Методы исследования, применяемые в валеологии……………… 15 14 Глава 2. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ....................................... 17 Глава 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ, БЛАГОПОЛУЧИИ, «КАЧЕСТВЕ ЖИЗНИ»…………………………………….. 23 3.1. Эволюция человека, периоды развития и взаимоотношения человеческого общества и окружающей среды до начала XXI века 23 3.2. Валеологическое определение здоровья (компоненты здоровья модели ВОЗ)……………………………………………………….. 26 3.3. Благополучие, его уровни …………………………………………. 31 3.4. Проблема диагностики здоровья и пути её решения на современном этапе развития общества………………………... 32 3.5. Принципы и методы оценки состояния здоровья населения и индивида……………………………………………… 38 3.6. Прогнозирование здоровья по критическим уровням на основе анализа медико-демографических показателей………………….. 40 3.7. Понятие о качестве жизни, его составляющих…………………… 41 Глава 4. ЧЕЛОВЕК В ПОТОКЕ ИНФОРМАЦИИ ……………….. 46 4.1. Классификация факторов, воздействующих на человека…...…... 46 4.2. Триединая информация как интегральное выражение всех факторов, воздействующих на организм человека………………. 47 4.3. Информационные представления в фармакологии………………. 4.4. Характеристика отдельных видов воздействий, приводящих к формированию «третьего состояния»…………………………... 51 54 Глава 5. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ. СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ. ОСНОВЫ ПСИХОВАЛЕОЛОГИИ ……………………… 56 5.1. Понятие о психическом здоровье и эмоциональном благополучии……………………………………………………….. 56 5.2. Феномен стресса……………………………………………………. 60 5.3. Общий адаптационный синдром (теория Г. Селье)……………… 62 3
Стр.3
5.4. Понятие об эустрессе и дистрессе………………………………… 66 5.5. Деятельность и адаптация в экстремальных ситуациях…………. 69 5.6. Оценка психических состояний человека………………………… 73 5.7. Невротические реакции делового человека………………………. 73 5.8. Стресс на работе, пути его преодоления………………………….. 75 5.9. Психорегуляция, релаксация и аутогенная тренировка…………. 90 5.10. Психогигиена человека …………………………………………... 99 5.11. Депрессия: диагностика, методы борьбы с депрессивными состояниями ………………………………….. 101 Глава 6. КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, МОТИВАЦИИ И ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. УСТАНОВКА НА БЛАГОПОЛУЧИЕ…………………… 104 6.1. Здоровье как свобода и ценность жизни………………………….. 104 6.2. Обучение здоровью ………………………………………………... 105 6.3. Факторы и мотивация здорового образа жизни………………….. 107 6.4. Характеристика основных составляющих здорового образа жизни ……………………………………………………….. 111 6.5. Формирование полезных привычек……………………………….. 115 6.6. Вредные привычки и их профилактика…………………………… 115 6.7. Установки на ведение здорового образа жизни…………………... 124 Глава 7. ПРОБЛЕМА ДЕФИЦИТА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ……………………………………………… 127 7.1. Роль двигательной активности для полной реализации потенций, заложенных в организме человека генетически……………….……………………………… 127 7.2. Проблемы дефицита двигательной активности…………………... 128 7.3. Основные принципы организации занятий физической культурой……………………………………………... 128 Глава 8. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ. ЛЕКАРСТВА ДЛЯ ЗДОРОВЫХ…………………………… 139 8.1. Роль питания для гармоничного развития личности…………….. 139 8.2. Исторические аспекты рационального питания………………….. 150 8.3. Рафинированные продукты………………………………………... 153 8.4. Генетически модифицированные продукты питания……………. 154 8.5. Пищевые добавки…………………………………………………... 158 8.6. Диетология и диетотерапия ……………………………………….. 169 8.7. Лекарства для здоровых, адаптогены……………………………... 173 Глава 9. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ – ОДНА ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ XXI ВЕКА …. 178 9.1. Становление системы охраны здоровья человека в мире……….. 178 4
Стр.4
9.2. Охрана здоровья населения в России……………………………... 178 9.3. Возможные пути реформирования системы охраны здоровья на региональном уровне………………………………… 180 9.4. Организация работы валеологических центров. Обоснование необходимости их существования ………………………………... 181 9.5. Государственная политика в сфере валеологии в России……….. 186 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….. 188 ПРИЛОЖЕНИЕ. СЕКРЕТЫ ДОЛГОЛЕТИЯ……………………… 189 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.