Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Достоевский и Сервантес: диалог в большом времени (198,00 руб.)

0   0
Первый авторСтепанян Карен
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц373
ID225350
АннотацияСервантеса - наряду с Шекспиром и Шиллером - Достоевский называл в числе величайших гениев мировой литературы, наиболее ценимых им. Образы Дон Кихота и князя Мышкина сопоставлялись множество раз, однако до сих пор не существовало специального исследования, посвященного сравнительному анализу всего творческого пути русского и испанского писателей в контексте культурной истории Европы. Монография доктора филологических наук, вице-президента российского Общества Достоевского Карена Степаняна восполняет этот пробел. В книге рассматриваются сходства и различия между Испанией XVI-XVII вв. и Россией XIX в., сложнейшая духовная эволюция обоих писателей, переживших ужас ожидания смертной казни и помилование в последний момент, тюрьму, лишения, прижизненную славу и непонимание, противоставших кризису личности и христианской цивилизации и разгадавших многие метафизические тайны бытия. Раскрываются причины, подвигшие Достоевского и Сервантеса на разрешение грандиозной художественной задачи: создать образ "положительно прекрасного" человека и понять, способна ли такая личность собственными силами победить мировое зло. В главах, посвященных Дон Кихоту и Мышкину, прослежено и меняющееся восприятие этих бессмертных образов в различные эпохи, их романное бытие представлено на фоне судеб реальных исторических личностей - Франциска Ассизского, Игнатия Лойолы, Савонаролы, политических и культурных деятелей XX в. Определяется сущность творческих методов русского и испанского писателей как "реализма в высшем смысле", критически осмысляется бахтинская теория карнавала. Впервые выделяется содержательная и жанровая близость последних творений Достоевского и Сервантеса - романов "Братья Карамазовы" и "Странствия Персилеса и Сихизмунды".
ISBN978-5-9551-0537-6
УДК82/821.0
ББК83.3
Степанян, К. А. Достоевский и Сервантес: диалог в большом времени : [монография] / К. А. Степанян .— Москва : Языки славянской культуры, 2013 .— 373 с. — (Studia philologica) .— 8 л. цв. вкл. в конце кн. — ISBN 978-5-9551-0537-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/225350 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДОСТОЕВСКИЙ И СЕРВАНТЕС PHI LOLO G IC A Диалог в большом времени ST U DIA Карен Степанян Степанян Карен Ашотович (род. в 1952 г.) — доктор филологических наук, вице-президент российского Общества Достоевского, национальный представитель от России в Международном Обществе Достоевского. <...> Член редколлегии журнала «Знамя», руководит отделом критики ДОСТОЕВСКИЙ И СЕРВАНТЕС Карен Степанян S T U D I A P H I L O L O G I C A Карен Степанян ДОСТОЕВСКИЙ И СЕРВАНТЕС Диалог в большом времени Я З Ы К И С Л А В Я Н С К О Й К УЛ ЬТ У Р Ы МОСКВА 2013 ɍȾɄ 82/821.0 ȻȻɄ 83.3 ɋ 79 <...> Дон Кихот и князь Мышкин в поисках реальности. <...> «Странствия Персилеса и Сихизмунды» и «Братья Карамазовы» — романы о счастливом браке. <...> Поздравьте меня, дорогие мои: я уже не Дон Кихот Ламанчский, а Алонсо Кихано, за свой нрав и обычай прозванный Добрым» (Мигель де Сервантес. <...> Багно, «в ходе осмысления “Дон Кихота” человечеством» приходилось постоянно отказываться от «убеждения в своей равновеликости с автором»: «многие поколения были призваны оспаривать друг у друга право на истину в последней инстанции об ускользавшем у них из рук, но столь притягательном сервантесовском замысле», чрезвычайно труден и вопрос об авторской <...> Амплитуда оценок главного героя сервантесовского романа колеблется от безоговорочного поклонения до полного развенчания — как и с князем Мышкиным9. <...> С. Г. Бочаров писал о «Дон Кихоте»: это «спор Багно В. Е. <...> Размышления о гуманизме и о Дон Кихоте // Сервантесовские чтения. <...> 8 Новикова Е. Г. Аделаида и князь Мышкин: самоопределение художника в романе «Идиот» // Достоевский и мировая культура. <...> Но ведь то же можно сказать и о романе Достоевского. <...> В данном случае имеем в виду то, что споры, активно ведущиеся сейчас вокруг романа «Идиот», помогают по-новому понять и роман Сервантеса, и, главное, перекличку этих произведений через века. <...> Некающаяся Магдалина, или Почему князь Мышкин не мог спасти Настасью Филипповну // Достоевский в конце ХХ века. <...> Конечно, рассуждая о творчестве <...>
Достоевский_и_Сервантес_диалог_в_большом_времени.pdf
Карен Степанян ДОСТОЕВСКИЙ И СЕРВАНТЕС Диалог в большом времени ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОСКВА 2013
Стр.4
 82/821.0  83.3  79                  «  (2012—2018 )»           -  «  :    »,  10-04-93801/  79  . .   :    . — .:   , 2013. — 368 c. — (Studia philologica). ISBN 978-5-9551-0537-6  —      —        ,   .         ,        ,               .    , -        .         XVI—XVII .   XIX .,     ,          , , ,    ,            .  ,         :   « »   ,         .  ,     ,          ,           —  ,  , ,     XX .          «   »,     .            —  « »  «   ».  83.3  :       . .  ( . .  1879 .) ISBN 978-5-9551-0537-6 ©   , 2013 © . . , 2013 Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.5
Оглавление Введение ............................................ . Глава I. Жизнь как путь ................................ . 7 13 Глава II. Средневековье, Возрождение, карнавал ............ . 36 Глава III. Перекличка стран и времен ...................... . 46 Глава IV. Сервантес: движение к «Дон Кихоту» ............. . 58 Глава V. Достоевский: движение к «Дон Кихоту» ........... . 83 Глава VI. Христос вне истины ........................... . 95 Глава VII. Дон Кихот и князь Мышкин в поисках реальности .. . 127 Глава VIII. Великий инквизитор .......................... . 173 Глава IX. Самозванец .................................. . 182 Глава X. Изменение имен. Франциск Ассизский и путешествие за верой .............................. . 191 Глава XI. Жизнь есть сон? .............................. . 235 Глав XII. Христианская трагедия ........................ . 272 Глава XIII. «Пусть потрудятся сами читатели» .............. . 293 Глава XIV. Дон Кихот против бесов ...................... . 300 Глава XV. «Странствия Персилеса и Сихизмунды» и «Братья Карамазовы» — романы о счастливом браке .... . 318 Заключение ......................................... . 349
Стр.6