Министерство сельского хозяйства РФ
ГНИЛОМЕДОВА Л.П.
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Л. П. Гниломедова
ФГБОУ ВПО «Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Кафедра «Биоэкология и физиология
сельскохозяйственных животных»
Л. П. Гниломедова
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Рабочая тетрадь и методические указания
для выполнения практических занятий
СТУДЕНТ(КА)______________
КУРС______________________
ГРУППА ___________________
Кинель
РИЦ СГСХА
2012
1
Стр.1
УДК 504 (075.8)
ББК
Г-56
Гниломедова, Л. П.
Г-56 Экология человека : рабочая тетрадь и методические указания для выполнения
практических занятий – Кинель : РИЦ СГСХА, 2012. – 45 с.
Данное издание позволит студентам закрепить основные теоретические знания, излагаемые
в процессе обучения на лекциях и практических занятиях.
Оно предназначено для студентов очной формы обучения факультета биотехнологии
и ветеринарной медицины, обучающихся по направлению 020400.62 «Биология».
© ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2012
© Гниломедова Л.П., 2012
2
Стр.2
Оглавление
Введение ....................................................................................................................................4
Темы самостоятельной работы студентов…………………..………………………………5
ЗАНЯТИЕ №1. Влияние абиотических факторов на организм человека ...............................6
ЗАНЯТИЕ №2. Влияние биотических факторов на организм человека .................................9
ЗАНЯТИЕ №3. Антропогенные факторы и их влияние на здоровье человека ................12
ЗАНЯТИЕ №4. Экологическая грамотность потребителя ...................................................166
ЗАНЯТИЕ №5. Оценка угрозы здоровья факторами риска .................................................19
ЗАНЯТИЕ №6. Оценка обеспеченности организма нутриентами........................................211
ЗАНЯТИЕ №7. Экологическая культура покупателя ............................................................255
ЗАНЯТИЕ №8. Экология жилища ...........................................................................................277
ЗАНЯТИЕ №9. Методы оценки материально-жилищного уровня семьи ...........................333
ЗАНЯТИЕ №10. Оценка социально-экологических условий проживания человека ........355
Тематика творческих проектно-исследовательских работ: .............................................401
Экзаменационные вопросы ..................................................................................................422
Рекомендуемые источники информации:...........................................................................444
3
Стр.3
Введение
В настоящее время деятельность человечества превратилась в ведущий средообразующий
фактор. Изучение экологии человека является необходимым для формирования
у молодежи представление об экологических факторах, влияющих на здоровье, физиологических
основах адаптации к природным и техногенным условиям среды. Полученные
на занятиях знания и навыки могут применяться при решении профессиональных задач,
что позволит прогнозировать и коррелировать последствия вмешательства человека в
природные процессы.
Изучение данной дисциплины базируется на общеобразовательных знаниях дисциплин:
«Общая биология» цикла Б2, «Общая экология» «Биология человека» и «Безопасность
жизнедеятельности» цикла Б3. Данная дисциплина предшествует изучению дисциплины
«Экология и рациональное природопользование» и дисциплин по выбору профессионального
цикла.
Данное издание позволит студентам, обучающихся по направлению
020400.62 «Биология» закрепить основные теоретические знания на практических занятиях.
В
результате освоения курса студенты смогут:
♦ демонстрировать базовые представления об основах биологии человека, профилактике
и охране здоровья;
♦ использовать современные информационно-коммуникационные технологии для
сбора, обработки и анализа информации;
♦ анализировать, сравнивать и обрабатывать научную литературу по состоянию
окружающей среды;
♦ комплексно решать проблемы оптимизации взаимодействия человека и среды;
♦ понимать и соблюдать нормы здорового образа жизни;
В издании содержатся разработки практических работ с теоретическим обоснованием
их, темы проектов и вопросы для самостоятельной работы, список рекомендуемой
литературы и источников информации, вопросы к экзаменам.
4
Стр.4
№ раздела
дисциплины
1. Введение
2. Аксиомы антропо-экологии
Темы
самостоятельной работы студентов
Содержание работы
Ср: История и этапы становления взглядов «человек-общество-природа»
человека
выживания
гического
вида
3. Антропоэкосистема
Пз№1:
Влияние абиотических факторов на организм
Ср: Социализация человека – биотический фактор
Ср: Особенности развития человечества как биолоПз№2:
Влияние биотических факторов на организм
человека
Фитонциды. Роль растений в жизни человека
условия
ровья.
5. Адаптация
человека
6. Экология
горожан
7. Экология
питания
8. Экология
жилища
9. Экология
семьи
10. Проблемы
безопасности в
экологии человека
Итого:
мыми
на самостоятельное изучение);
Пз – подготовка к практическим работам и семинарам;
Формы контроля:
УО – устный опрос
Экз – экзамен
4. Экология здо- здоровье человека
вья
Ср: Антропогенез – механизмы, движущие силы и
Пз№3: Антропогенные факторы и их влияние на
Пз№4: Экологическая грамотность потребителя
Ср: Образ жизни и качество жизни. Уровень здороПз
№5. Оценка угрозы здоровья факторами риска
труда
Ср: Адаптация к экстремальным условия жизни и
Ср: Экологическая структура города
Ср: Болезни города и цивилизации
Ср: Нормы и типы питания
Пз№6: Оценка обеспеченности организма нутриентами
Пз№7.Экологическая
культура покупателя
Ср: Моделирование экологического жилья
Пз№8. Экология жилища
Ср: Сбор статистических данных о браках и семьях
в России
Пз№9. Методы оценки материально-жилищного
уровня семьи
Ср: Проблемы безопасности при стихийных бедствиях
и техногенных катастрофах
Пз № 10. Оценка социально-экологических условий
проживания человека
Подготовка к экзамену
36
54+36
Виды СРС:
Ср – Самостоятельная работа по курсу (работа студента над вопросами, выноси4
Экз
4
Экз
Трудоемкость,
ч
2
2
2
2
4
2
2
2
4
2
4
2
2
2
2
4
4
Формы
контроля
Экз
УО
Экз
Экз
УО
Экз
УО
УО
Экз
УО
Экз
Экз
УО
УО
Экз
Экз
5
Стр.5
ЗАНЯТИЕ №1. Влияние абиотических факторов на организм человека
Цели занятия:
определить адаптивные возможности у студентов к температурам;
выявить физиологические реакции на абиотические факторы среды;
охарактеризовать их влияние на здоровья и общую продолжительность жизни человека.
Задания
для самоподготовки: знать понятия – адаптация; уровни адаптации; абиотические
факторы среды и виды адаптации к ним; здоровье и факторы риска.
Адаптация человека – одно из ключевых понятий в экологии человека (а так же
других дисциплинах – физиологии, антропологии, социологии, этнографии и т.д.) – сложный
процесс изменения поведения и функций организма в новых экологических условиях,
а также приспособление окружения к нуждам и потребностям человека (обустройство жилища,
одежда, транспорт, питание, т.д.)
В антропоэкологии изучаются вопросы:
уровень здоровья людей, среднюю продолжительность жизни, эндемичные болезни
и распространенные причины смерти;
системы расселения людей и их связь с экологическими факторами;
численности отдельных общностей людей и всего человечества;
возрастной и половой структуры общностей;
специфики питания людей каждой эпохи, калорийность пищи, способы ее приготовления;
типов трудовой деятельности, механизмы и орудия труда, источники энергии, используемые
в хозяйстве и быту;
культурных и гигиенических навыков.
Изучение этих параметров позволяет преодолевать проблемы взаимодействия со
средой обитания и их последствия для здоровья человека.
РАБОТА 1.1. Исследование физиологических механизмов адаптации организма
к низким температурам
Оборудование и материалы: вода, лед, горячая вода, секундомер, фонендоскоп, аппарат
для измерения артериального давления, кристаллизатор.
Физиологические механизмы адаптации организма к температурам можно исследовать
с помощью простой пробы опускания руки в воду (со льдом или горячую воду
+50-60º С). Эта проба позволяет измерить индивидуальную адаптивную реакцию организма
на интенсивное температурное раздражение.
Задание 1. У испытуемого, который спокойно сидит на стуле, измеряют через каждую
минуту пульс, систолическое и диастолическое давление до тех пор, пока показания
не станут стабильными. Частоту пульса у запястья подсчитывают за 10 с, полученный результат
умножают на 6.
Задание 2. Затем кисть руки испытуемого погружают на 1 мин в холодную воду
0°С. Через 30-60 с после этого измеряют систолическое и диастолическое давление, подсчитывают
частоту пульса.
Задание 3. После того, как руку вынут из воды, делают измерения через каждую
минуту до тех пор, пока все измеряемые величины не вернутся к исходному уровню.
6
Стр.6