И.Д. Котляров
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург) E-mail: ivan.kotliarov@mail.ru
В работе предлагаются новые классификации услуг, построенные на основе содержательных признаков; для каждой выявленной классификационной группы приведены примеры; показан механизм формирования ценности для потребителя. <...> с. 426–428] и особенно [3]), однако значительная часть их построена по критериям, отражающим внешние, а не сущностные признаки (примерами таких поверхностных критериев могут служить отраслевая принадлежность
и капиталоемкость услуги). <...> Это означает, что существует потребность в выявлении сущностных признаков услуг и в разработке новых классификаций на
их основе. <...> Под сущностными признаками услуги мы имеем в виду те ее характеристики, которые влияют на природу отношений, возникающих в процессе
ее оказания и потребления, т. е. связанные с ценностью услуги для потребителя. <...> Отсюда со всей очевидностью следует, что задача построения таких
классификаций имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку итогом ее решения станет понимание механизма удовлетворения потребностей участников процесса оказания услуг за счет предоставления и потребления услуг определенного вида и как следствие разработка
стратегии создания, оказания и продвижения этих услуг. <...> Разумеется, на сегодняшний день существуют классификации услуг, построенные по содержательным признакам, например, по характеру отношений с потребителем услуги [2, с. <...> Тем не менее, по нашему мнению,
целесообразно ввести новые содержательные критерии и построить на их
© Котляров И.Д., 2013
Статистика
и экономическое измерение
149
основе новые классификации услуг, чтобы углубить теоретическое понимание механизмов формирования ценности для потребителя и предоставить провайдерам услуг дополнительные инструменты для управления взаимодействием со своими клиентами. <...> Явный характер услуги
В качестве <...>
НОВЫЙ_ПОДХОД_К_КЛАССИФИКАЦИИ_УСЛУГ.pdf
148
УДК 339.178
НОВЫЙ ПОДХОД К КЛАССИФИКАЦИИ УСЛУГ
И.Д. Котляров
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург)
E-mail: ivan.kotliarov@mail.ru
В работе предлагаются новые классификации услуг, построенные на основе содержательных
признаков; для каждой выявленной классификационной группы приведены
примеры; показан механизм формирования ценности для потребителя.
Ключевые слова: услуга, классификация, ценность для потребителя.
NEW APPROACH TO CLASSIFICATION OF SERVICES
I.D. Kotlyarov
National Research University
Higher School of Economics (St. Petersburg)
E-mail: ivan.kotliarov@mail.ru
The paper suggests new classifications of services based on the informative features;
examples are given for each identified classification group; the mechanism of value forming
for consumer is shown.
Key words: service, classification, value for consumer.
Хотя в настоящее время существует большое количество классификаций
услуг (их подробные описания предложены в работах [1, с. 30–38; 2,
с. 426–428] и особенно [3]), однако значительная часть их построена по критериям,
отражающим внешние, а не сущностные признаки (примерами таких
поверхностных критериев могут служить отраслевая принадлежность
и капиталоемкость услуги). Такие классификации не позволяют установить
глубинные отличия различных видов услуг и не подходят для целей содержательного
анализа. Это означает, что существует потребность в выявлении
сущностных признаков услуг и в разработке новых классификаций на
их основе.
Под сущностными признаками услуги мы имеем в виду те ее характеристики,
которые влияют на природу отношений, возникающих в процессе
ее оказания и потребления, т. е. связанные с ценностью услуги для потребителя.
Отсюда со всей очевидностью следует, что задача построения таких
классификаций имеет не только теоретическое, но и практическое значение,
поскольку итогом ее решения станет понимание механизма удовлетворения
потребностей участников процесса оказания услуг за счет предоставления
и потребления услуг определенного вида и как следствие разработка
стратегии создания, оказания и продвижения этих услуг.
Разумеется, на сегодняшний день существуют классификации услуг, построенные
по содержательным признакам, например, по характеру отношений
с потребителем услуги [2, с. 33]. Тем не менее, по нашему мнению,
целесообразно ввести новые содержательные критерии и построить на их
© Котляров И.Д., 2013
Вестник НГУЭУ • 2013 • № 2
Стр.1