Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

НАУКА И РЕЛИГИЯ: МЕТАМОРФОЗЫ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ (330,00 руб.)

0   0
АвторыГаврилов Е.О.
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц9
ID220863
АннотацияСтатья посвящена описанию взаимосвязи науки и религии в исторической ретроспективе и в современном обществе. Проводится анализ трансформации социального положения науки и религии, определяются условия их взаимодействия. Обосновывается идея о том, что определенный сегмент религиозного сознания современного общества ориентирован на синтез сакральных смыслов и феноменов научного творчества.
УДК291.11
НАУКА И РЕЛИГИЯ: МЕТАМОРФОЗЫ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ / Е.О. Гаврилов .— Идеи и идеалы .— Москва : ПРОМЕДИА, 2013 .— 9 с. — (№1(15), т.16) .— c.138-146 .— URL: https://rucont.ru/efd/220863 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИДЕИ И ИДЕАЛЫ РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ УДК 291.11 НАУКА И РЕЛИГИЯ: МЕТАМОРФОЗЫ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ <...> Е.О. Гаврилов Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации Gavrilich@yandex.ru Статья посвящена описанию взаимосвязи науки и религии в исторической ретроспективе и в современном обществе. <...> Проводится анализ трансформации социального положения науки и религии, определяются условия их взаимодействия. <...> Обосновывается идея о том, что определенный сегмент религиозного сознания современного общества ориентирован на синтез сакральных смыслов и феноменов научного творчества. <...> Свидетельством тому является множество фактов, среди которых и зависимость от науки современного производства, и представительство науки в системе образования, ее проникновение в повседневную жизнь почти каждого человека. <...> Она выступает мерилом знаний о действительности и выражает степень овладения силами природы. <...> Оказывая преобразующее воздействие на все сферы общества, наука становится востребованной и субъектами религиозного творчества. <...> Это во многом определяет специфику религиогенеза XX–XXI веков, проявляющуюся, в частности, в рождении таких форм религиозной жизни, в которых религия и наука находятся в той или иной степени переплетения. <...> Так, чудесные события, зафиксированные в священных текстах, получают не только теологическую, но и научную трактовку. <...> Порой стремление подвергнуть научному анализу сакральные смыслы перерастает в религиозное творчество. <...> Хаббард позиционировал себя как разработчи- Идеи и идеалы № 1(15), т. <...> Наука и религия: метаморфозы взаимовлияния менее сама попытка установить связь «научного» и «религиозного» свидетельствует о трансформации этих социальных феноменов, об изменении их в аспекте общественного восприятия и требует специального исследования тех детерминант, которые, в конечном счете, этот синтез обусловили. <...> Можно отметить <...>
НАУКА_И_РЕЛИГИЯ_МЕТАМОРФОЗЫ_ВЗАИМОВЛИЯНИЯ.pdf
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ УДК 291.11 НАУКА И РЕЛИГИЯ: МЕТАМОРФОЗЫ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ Е.О. Гаврилов Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации Gavrilich@yandex.ru Статья посвящена описанию взаимосвязи науки и религии в исторической ретроспективе и в современном обществе. Проводится анализ трансформации социального положения науки и религии, определяются условия их взаимодействия. Обосновывается идея о том, что определенный сегмент религиозного сознания современного общества ориентирован на синтез сакральных смыслов и феноменов научного творчества. Ключевые слова: религия, наука, секуляризация, постпозитивизм, постмодернизм. Вряд ли кто будет спорить с тем, что наука сейчас занимает в обществе особое место. Свидетельством тому является множество фактов, среди которых и зависимость от науки современного производства, и представительство науки в системе образования, ее проникновение в повседневную жизнь почти каждого человека. Она выступает мерилом знаний о действительности и выражает степень овладения силами природы. При этом включенность науки в самые разные компоненты общественной жизни воспринимается вполне буднично. Оказывая преобразующее воздействие на все сферы общества, наука становится востребованной и субъектами религиозного творчества. Это во многом определяет специфику религиогенеза XX–XXI веков, проявляющуюся, в частности, в рождении таких форм религиозной жизни, в которых религия и наука находятся в той или иной степени переплетения. Их взаимопроникновение иногда оказывается настолько глу138 боким, что провести между ними линию разграничения оказывается непросто. Так, чудесные события, зафиксированные в священных текстах, получают не только теологическую, но и научную трактовку. С помощью исследовательских процедур раскрывается зашифрованный смысл религиозных образов и понятий. Ритуалы и обряды, принятые в той или иной религии, подвергаются экспертизе с целью установления их рационального значения и практического содержания. Происходит «переодевание» религиозных значений в наукообразные «одежды». Порой стремление подвергнуть научному анализу сакральные смыслы перерастает в религиозное творчество. Его результаты заметно расходятся с постулатами традиционных религий и с положениями академической науки1 . Тем не 1 Так, Г. Грабовой утверждал, что может с помощью разработанных им методик воскресить детей, погибших в результате террористического акта в Беслане. Основатель Церкви саентологии Р. Хаббард позиционировал себя как разработчиИдеи и идеалы № 1(15), т. 2 • 2013
Стр.1