Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ В ПОЗДНЕЙ РУКОПИСНОЙ ТРАДИЦИИ (330,00 руб.)

0   0
АвторыПанина Н.Л.
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц10
ID220846
АннотацияВ статье рассматриваются сложившиеся принципы описания и изучения изображений в русской рукописной книге поздней традиции, особенности изобразительного ряда и его взаимоотношения с вербальным рядом, новые возможности, которые открывает для исследователя наблюдение над коммуникативной природой явления иллюминированной рукописной книги.
УДК07.апр
К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ В ПОЗДНЕЙ РУКОПИСНОЙ ТРАДИЦИИ / Н.Л. Панина .— Идеи и идеалы .— Москва : ПРОМЕДИА, 2013 .— 10 с. — (1 (т.10)) .— с.139-148 .— URL: https://rucont.ru/efd/220846 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИДЕИ И ИДЕАЛЫ УДК 7.04 К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ В ПОЗДНЕЙ РУКОПИСНОЙ ТРАДИЦИИ <...> Н.Л. Панина Новосибирский государственный университет pa.nina@mail.ru В статье рассматриваются сложившиеся принципы описания и изучения изображений в русской рукописной книге поздней традиции, особенности изобразительного ряда и его взаимоотношения с вербальным рядом, новые возможности, которые открывает для исследователя наблюдение над коммуникативной природой явления иллюминированной рукописной книги. <...> Ключевые слова: книжная миниатюра, нарративное пространство, связь текста и изображения. <...> Рукописи с миниатюрами, принадлежащие к позднейшей традиции (XVII – XIX вв.), составляют базу источников для теоретической рефлексии по поводу возможных форм взаимодействия вербального и визуального начал в книге. <...> В отечественной культуре именно на позднем рукописном материале мы наблюдаем явление, которое можно назвать развитым изобразительным рядом (десятки и сотни миниатюр, устойчиво сопровождающих текст в рамках хронологически длительной рукописной традиции). <...> Изобразительный ряд рукописной книги имеет ряд принципиальных особенностей в силу существенных отличий рукописной традиции от печатной книжной. <...> В отличие от печатной книги рукопись уникальна и не может быть заменена другим похожим экземпляром без существенных изменений в контексте использования. <...> Каждый новый список рукописной традиции изготавливается по образИдеи и идеалы № 1(15), т. <...> Изобразительный ряд от списка к списку меняется совершенно иначе, чем при переиздании, где он может быть полностью воспроизведен или полностью обновлен. <...> Так же несопоставима вариативность элементов внутри изобразительного ряда рукописной и печатной книги. <...> В печатной книге функционально идентичные позиции текста, как правило, сопровождаются идентичными или слабо варьирующимися изображениями (концовка, виньетка, колонтитул и <...> т. д) В изобразительном ряде рукописной книги <...>
К_ПРОБЛЕМЕ_ИЗУЧЕНИЯ_ИЗОБРАЖЕНИЯ_В_ПОЗДНЕЙ_РУКОПИСНОЙ_ТРАДИЦИИ.pdf
Н.Л. Панина. К проблеме изучения изображения... ИДЕИ И ИДЕАЛЫ УДК 7.04 К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ В ПОЗДНЕЙ РУКОПИСНОЙ ТРАДИЦИИ Н.Л. Панина Новосибирский государственный университет pa.nina@mail.ru В статье рассматриваются сложившиеся принципы описания и изучения изображений в русской рукописной книге поздней традиции, особенности изобразительного ряда и его взаимоотношения с вербальным рядом, новые возможности, которые открывает для исследователя наблюдение над коммуникативной природой явления иллюминированной рукописной книги. Ключевые слова: книжная миниатюра, нарративное пространство, связь текста и изображения. Рукописи с миниатюрами, принадлежащие к позднейшей традиции (XVII – XIX вв.), составляют базу источников для теоретической рефлексии по поводу возможных форм взаимодействия вербального и визуального начал в книге. В отечественной культуре именно на позднем рукописном материале мы наблюдаем явление, которое можно назвать развитым изобразительным рядом (десятки и сотни миниатюр, устойчиво сопровождающих текст в рамках хронологически длительной рукописной традиции). Изобразительный ряд рукописной книги имеет ряд принципиальных особенностей в силу существенных отличий рукописной традиции от печатной книжной. В первую очередь, это тесная физиологическая связь с человеком (автором, владельцем, читателем и т. д) и как следствие – более тесная вовлеченность в социокультурную практику. В отличие от печатной книги рукопись уникальна и не может быть заменена другим похожим экземпляром без существенных изменений в контексте использования. Каждый новый список рукописной традиции изготавливается по образИдеи и идеалы № 1(15), т. 1• 2013 цу другого списка, часто одним человеком. Связи преемственности в рамках традиции гораздо сильнее, они ярче выражены, чем в процессе переиздания книги. Изобразительный ряд от списка к списку меняется совершенно иначе, чем при переиздании, где он может быть полностью воспроизведен или полностью обновлен. Так же несопоставима вариативность элементов внутри изобразительного ряда рукописной и печатной книги. В печатной книге функционально идентичные позиции текста, как правило, сопровождаются идентичными или слабо варьирующимися изображениями (концовка, виньетка, колонтитул и т. д) В изобразительном ряде рукописной книги нет идентичных элементов. Общей особенностью изобразительного ряда иллюминованных рукописей позднего средневековья является чрезвычайное усложнение иерархии сюжетных изображений, которое развивается на фоне упрощения типологического состава изобразительного ряда. Далеко не все многообразие возможных изобразительных включений в организм рукописной книги актуально для 139
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.