Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

СПЕЦИФИКА ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКЕ Х.-Г. ГАДАМЕРА (330,00 руб.)

0   0
АвторыМархинин В.В.
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц13
ID220840
АннотацияВ статье выявляется и интерпретируется трактовка Х.-Г. Гадамером специфики гуманитарных наук в рамках его философской герменевтики. Анализируются позиция гадамеровского антиметодологизма в сфере гуманитарного познания, его сближения способа познания в гуманитарных науках с опытом искусства, практически-исторического сознания и философии.
УДК1(091) (430): 009
СПЕЦИФИКА ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКЕ Х.-Г. ГАДАМЕРА / В.В. Мархинин .— Идеи и идеалы .— Москва : ПРОМЕДИА, 2013 .— 13 с. — (1 (т.4)) .— с.64-76 .— URL: https://rucont.ru/efd/220840 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИДЕИ И ИДЕАЛЫ ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР УДК 1(091) (430): 009 СПЕЦИФИКА ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКЕ Х.-Г. <...> В.В. Мархинин Сургутский государственный университет Markhinin@yandex.ru В статье выявляется и интерпретируется трактовка Х.-Г. <...> Гадамером специфики гуманитарных наук в рамках его философской герменевтики. <...> Анализируются позиция гадамеровского антиметодологизма в сфере гуманитарного познания, его сближения способа познания в гуманитарных науках с опытом искусства, практически-исторического сознания и философии. <...> Гуманитарные науки и практически-историческое сознание Практически-историческое сознание, как подчеркивает Гадамер, является необходимым основанием понимания, поскольку само по себе рефлексивное сознание, оторванное от этого основания на философском уровне, обнаруживает пустоту, софистическое бесплодие в понимании сути дела. <...> Гадамер остроумно демонстрирует это на примере аргумента против релятивизма или скептицизма, отрицающих возможность истины; аргумента, состоящего в указании на то, что тезис отрицания истины сам является претензией на истину и тем самым опровергает сам себя. <...> Такой аргумент в защиту возможности истины является пустым, поскольку, как и отрицание ее возможности, представляет собой логический формализм, не вникающий в суть дела – в вопрос о том, что такое истина. <...> Категория 64 практически-исторического сознания углубляет понятие жизненного опыта, как оно следует из «герменевтики фактичности», чем подготавливается понимание того, что познавательная бесплодность логического формалистического мышления преодолевается мышлением диалектическим. <...> Специфика гуманитарного научного познания Жизненный опыт, основанный на практически-историческом сознании, непременно включает в себя опыт отношения к «Ты», само отношение к исторической традиции («преданию») есть разновидность отношения к «Ты». <...> То есть жизненный опыт под воздействием <...>
СПЕЦИФИКА_ГУМАНИТАРНОГО_НАУЧНОГО_ПОЗНАНИЯ_В_ФИЛОСОФСКОЙ_ГЕРМЕНЕВТИКЕ_Х.-Г._ГАДАМЕРА.pdf
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР УДК 1(091) (430): 009 СПЕЦИФИКА ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКЕ Х.-Г. ГАДАМЕРА (часть вторая) В.В. Мархинин Сургутский государственный университет Markhinin@yandex.ru В статье выявляется и интерпретируется трактовка Х.-Г. Гадамером специфики гуманитарных наук в рамках его философской герменевтики. Анализируются позиция гадамеровского антиметодологизма в сфере гуманитарного познания, его сближения способа познания в гуманитарных науках с опытом искусства, практически-исторического сознания и философии. Ключевые слова: герменевтика, гуманитарные науки, понимание, герменевтическая диалектика. Гуманитарные науки и практически-историческое сознание Практически-историческое сознание, как подчеркивает Гадамер, является необходимым основанием понимания, поскольку само по себе рефлексивное сознание, оторванное от этого основания на философском уровне, обнаруживает пустоту, софистическое бесплодие в понимании сути дела. Гадамер остроумно демонстрирует это на примере аргумента против релятивизма или скептицизма, отрицающих возможность истины; аргумента, состоящего в указании на то, что тезис отрицания истины сам является претензией на истину и тем самым опровергает сам себя. Такой аргумент в защиту возможности истины является пустым, поскольку, как и отрицание ее возможности, представляет собой логический формализм, не вникающий в суть дела – в вопрос о том, что такое истина. Категория 64 практически-исторического сознания углубляет понятие жизненного опыта, как оно следует из «герменевтики фактичности», чем подготавливается понимание того, что познавательная бесплодность логического формалистического мышления преодолевается мышлением диалектическим. Жизненный опыт проистекает из человеческой конечности. «Опытен в собственном смысле слова тот, кто помнит об этой конечности, тот, кто знает, что время и будущее ему не подвластны. Опытный человек знает границы всякого предвидения и ненадежность всех наших планов. Опыт учит признанию действительного. Познание того, что есть на самом деле, – таков, следовательно, подлинный результат всякого опыта, как и всякого стремления к знанию вообще»1 . 1 Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. – М.: Прогресс, 1988. – С. 420. Идеи и идеалы № 1(15), т. 1• 2013
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ