Философия образования, № 2(47), 2013
дело с проектом, который не просто предлагает «рецепт» от трагического исхода цивилизационно-культурного «прогресса», но и пытается обратить внимание на скрытые механизмы «разворачивающейся драмы». <...> СТЕНОГРАММА ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО
ВЕБИНАРА «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ
(исходные определения)»
TRANSCRIPT OF THE PHILOSOPHICAL-METHODOLOGICAL
WEBINAR «FORECASTING IN EDUCATION (THE INITIAL
DEFINITIONS)»
7 февраля 2013 г. под руководством доктора педагогических наук, профессора, заведующего лабораторией философии образования Института
теории образования и педагогики РАО, академика РАО Якова Семеновича Турбовского состоялся философско-методологический вебинар «Прогнозирование в образовании (исходные определения)». <...> Я. С. Турбовской: «Представляется целесообразным для плодотворного начала дискуссии и избавления от необходимости в каждом выступлении повторять тождественные или близкие по смыслу формулировки привести ряд определений понятий «прогнозирование» и «прогнозирование в образовании», раскрывающих их суть и целевую направленность в
теоретическом и прикладном использовании. <...> Методологически исходным требованием для плодотворного дискуссионного обсуждения проблемы является не только формулировочная
четкость определений, лежащих в основе отстаиваемой точки зрения, но
и признание их сущностной адекватности или явных отличий от других
определений. <...> Я не ставлю перед собой задачу перечислить все существующие определения понятий «прогнозирование» и «прогнозирование в образовании». <...> К тому же никто не опровергает ничьей точки зрения, никто не отрицает фундаментальной значимости этой категории, и все они стремятся
прояснить, как и благодаря чему ее целевая предназначенность может
стать более продуктивной и реально значимой. <...> И, следовательно, иссле240
Стенограмма
довательская устремленность каждого из авторов и всех их вместе обусловлена только этой целью. <...> При этом что в данном <...>
СТЕНОГРАММА_ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО_ВЕБИНАРА_«ПРОГНОЗИРОВАНИЕ_В_ОБРАЗОВАНИИ_(исходные_определения)».pdf
Философия образования, ¹ 2(47), 2013
дело с проектом, который не просто предлагает «рецепт» от трагического
исхода цивилизационно-культурного «прогресса», но и пытается обратить
внимание на скрытые механизмы «разворачивающейся драмы».
Размышляя о динамике европейской культуры, «путешествуя» по эпохам
вместе с великими мыслителями, автор этой необычной книги не теряет
своего лица – ни в стержневых идеях, ни в стиле их изложения. Представляется,
что высвечивая одну из «королевских дорог, способных привести
сегодняшнее общество к эффективному функционированию» (с. 201),
А. О. Карпов ощущает себя наследником великих культурных эпох – со
всеми их «высокими» и трагическими чертами. И – ответственным за будущее
цивилизации, которое не может осуществиться без науки и образования.
СТЕНОГРАММА
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО
ВЕБИНАРА «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ
(исходные определения)»
TRANSCRIPT OF THE PHILOSOPHICAL-METHODOLOGICAL
WEBINAR «FORECASTING IN EDUCATION (THE INITIAL
DEFINITIONS)»
7 февраля 2013 г. под руководством доктора педагогических наук, профессора,
заведующего лабораторией философии образования Института
теории образования и педагогики РАО, академика РАО Якова Семеновича
Турбовского состоялся философско-методологический вебинар «Прогнозирование
в образовании (исходные определения)».
Я. С. Турбовской: «Представляется целесообразным
для плодотворного
начала дискуссии и избавления от необходимости в каждом выступлении
повторять тождественные или близкие по смыслу формулировки –
привести ряд определений понятий «прогнозирование» и «прогнозирование
в образовании», раскрывающих их суть и целевую направленность в
теоретическом и прикладном использовании.
Методологически исходным требованием для плодотворного дискуссионного
обсуждения проблемы является не только формулировочная
четкость определений, лежащих в основе отстаиваемой точки зрения, но
и признание их сущностной адекватности или явных отличий от других
определений.
Я не ставлю перед собой задачу перечислить все существующие определения
понятий «прогнозирование» и «прогнозирование в образовании».
И при этом все авторы и исследователи этой проблемы, если не учитывать
отдельных аспектных отличий, его одинаково трактуют и определяют.
К тому же никто не опровергает ничьей точки зрения, никто не отрицает
фундаментальной значимости этой категории, и все они стремятся
прояснить, как и благодаря чему ее целевая предназначенность может
стать более продуктивной и реально значимой. И, следовательно, иссле240
–
Стр.1