№1 (56)
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
2013
СОЗНАНИЕ КАК ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ
ОТНОСИТЕЛЬНО ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ*
Моисеева А. Ю. <...> В статье делается попытка онтологической интерпретации интенциональных состояний как нейрофизиологических состояний относительно лингвистических объектов. <...> Данные
состояния также могут быть интерпретированы как функциональные состояния. <...> Это позволяет трактовать сознание как способность формировать интенциональное отношение его
носителя к усвоенным или самостоятельно сконструированным лингвистическим объектам. <...> Ключевые слова: теория сознания, интенциональность, язык, нейрофизиология
Зависимость между ментальными фактами
Со времен Декарта в понимании природы психического можно различить две противоположные тенденции: радикальный редукционизм
и радикальный антиредукционизм. <...> В философии самого Декарта они
присутствовали одновременно как в форме механицизма и психофизического дуализма. <...> С другой стороны, существуют весомые философские аргументы
в пользу того, что некоторые феномены субъективной и интерсубъективной жизни людей такому объяснению не поддаются. <...> Настоящая статья – еще одна попытка приблизиться к его определению. <...> Представляется целесообразным
начать с описания субъективных фактов сознания: ментальных свойств
и состояний, относительно которых наблюдается более или менее сформированная философская традиция. <...> Среди состояний сознания принято различать качественные и интенциональные состояния. <...> Качественные ментальные состояния субъек*
Публикуется в авторской редакции. <...> А.Ю. Моисеева
108
та x заключаются в переживании им некоторых ментальных свойств,
включая физические ощущения и эмоциональные состояния, и описываются следующим образом: <...> Sq (x) ≡ M (x),
где M – предикат, означающий ментальное свойство. <...> Примерами могут служить субъективно переживаемые x боль, страх, ощущение
красноты и т.п. <...> Интенциональные ментальные состояния субъекта x заключаются
в модальном <...>
СОЗНАНИЕ_КАК_ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ_ОТНОСИТЕЛЬНО_ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ_ОБЪЕКТОВ.pdf
№1 (56)
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
2013
ОТНОСИТЕЛЬНО ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ*
Моисеева А. Ю.
СОЗНАНИЕ КАК ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ
В статье делается попытка онтологической интерпретации интенциональных состояний
как нейрофизиологических состояний относительно лингвистических объектов. Данные
состояния также могут быть интерпретированы как функциональные состояния. Это позволяет
трактовать сознание как способность формировать интенциональное отношение его
носителя к усвоенным или самостоятельно сконструированным лингвистическим объектам.
Ключевые слова: теория сознания, интенциональность, язык, нейрофизиология
Зависимость между ментальными фактами
Со времен Декарта в понимании природы психического можно различить
две противоположные тенденции: радикальный редукционизм
и радикальный антиредукционизм. В философии самого Декарта они
присутствовали одновременно как в форме механицизма и психофизического
дуализма.
Следует отметить, что к настоящему времени спор между сторонниками
этих направлений предельно обострился. С одной стороны, биологические
науки достигли успеха в объяснении многих психических
феноменов сугубо материальными причинами, что уже нельзя игнорировать.
С другой стороны, существуют весомые философские аргументы
в пользу того, что некоторые феномены субъективной и интерсубъективной
жизни людей такому объяснению не поддаются. Наиболее дискуссионным
стало понятие сознания. Настоящая статья – еще одна попытка
приблизиться к его определению. Представляется целесообразным
начать с описания субъективных фактов сознания: ментальных свойств
и состояний, относительно которых наблюдается более или менее сформированная
философская традиция.
Среди состояний сознания принято различать качественные и интенциональные
состояния. Качественные ментальные состояния субъек*
Публикуется в авторской редакции.
г Моисеева А.Ю., 2013
Стр.1