ДОКЛАД О РЕЗУЛЬТАТАХ АНАЛИЗА СВЯЗИ
КОРРУПЦИИ С НАРУШЕНИЯМИ ПРАВ И СВОБОД
ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ*
ФОНД «ИНДЕМ» <...> ОСОБЕННОСТИ И
ЗАКОНОМЕРНОСТИ СВЯЗЕЙ
КОРРУПЦИИ С НАРУШЕНИЯМИ
ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В
ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1
Описываются выявленные в
исследовании особенности и закономерности связей коррупции с
нарушениями прав и свобод граждан в отдельных областях деятельности, таких как: Вооружённые Силы, миграция, употребление наркотиков, выборы и другие. <...> Для живучести
и антигуманного характера армейской коррупции первоочередное значение имеют «трудности
преодоления наследства тоталитарного периода», отмечаемые
как одна из причин коррупции в
странах «переживающих переходный период от централизованной экономики к рыночной». <...> При
этом для понимания связи армейской коррупции с нарушениями
прав человека крайне важно понимать, какие именно полномочия имеет командир в соответствии с действующим законодательством. <...> К этому добавляются варварские традиции (стереотипы социального поведения), формирующие социальную среду, в которой
нарушение прав нижестоящих
вышестоящими в формальной
или неформальной иерархии является повседневной практикой,
воспринимаемой как норма. <...> Очевидно, и без всякой коррупции законом и традицией в
армии созданы условия для нарушения неотъемлемых прав человека. <...> Понятно назначение этой
системы – подготовить солдат к
участию в боевых действиях, в
случае которых понятие «права
человека» теряет смысл (во всяком случае так думают многие
военные, и не только они). <...> щения имущества воинских частей и т. п., и говорим о коррупционных проявлениях, касающихся
непосредственно военнослужащего: вымогательстве, эксплуатации солдатского труда и пр. <...> И,
тем не менее, говорить о том, что
«негативная коррупция» в армии
противодействует защите прав
конкретного солдата было бы не
совсем точно. <...> 2010]
http://news.ngs.ru/more/62534/
Методы игры
рого оправданы унижения и жестокость, человек <...>
Доклад_о_результатах_анализа_связи_коррупции_с_нарушениями_прав_и_свобод_граждан_в_современной_России__Фонд_«ИНДЕМ».pdf
ДОКЛАД О РЕЗУЛЬТАТАХ АНАЛИЗА СВЯЗИ
КОРРУПЦИИ С НАРУШЕНИЯМИ ПРАВ И СВОБОД
ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ*
ФОНД «ИНДЕМ»
3. ОСОБЕННОСТИ И
ЗАКОНОМЕРНОСТИ СВЯЗЕЙ
КОРРУПЦИИ С НАРУШЕНИЯМИ
ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В
ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1Описываются выявленные в
исследовании особенности и закономерности
связей коррупции с
нарушениями прав и свобод граждан
в отдельных областях деятельности,
таких как: Вооружённые
Силы, миграция, употребление
наркотиков, выборы и другие.
O СВЯЗИ КОРРУПЦИИ С
НАРУШЕНИЯМИ ПРАВ И СВОБОД
ГРАЖДАН В ВООРУЖЁННЫХ
СИЛАХ РФ
Проанализированные в исследовании
примеры, а также
обширные материалы, собранные
правозащитными организациями
и обобщенные в независимых
докладах, позволяют сделать
следующий вывод. Для живучести
и антигуманного характера армейской
коррупции первоочередное
значение имеют «трудности
преодоления наследства тоталитарного
периода», отмечаемые
как одна из причин коррупции в
странах «переживающих переходный
период от централизованной
экономики к рыночной».
Армия в максимальной степени
сохраняет закрытость и неподконтрольность
командования при
его практически неограниченной
* Окончание. Начало см. в №5 2012 г.
власти над нижестоящими2. А
традиция подчинения командиров
не закону, а инструкции и начальнику
и ориентированность
военных правоохранительных органов
исключительно на защиту
«интересов государства»3 являются
не просто пережитками, но,
можно сказать, столпами, на которых
стоит российская (ранее –
советская) армейская система.
Армия по своей сути – не рыночный
институт. Её вышеуказанные
черты соответствовали
советскому строю. Но, не претерпев
необходимых изменений и
попадая в стремительно коммерциализующуюся
среду, она «вписывается»
в эту среду неизбежно
противозаконным путём.
Самое ёмкое и доходчивое
определение коррупции – «злоупотребление
служебным положением
в корыстных целях»4 –
почти совпадает с названием
статьи 285 УК РФ «Злоупотребление
должностными полномочиями»,
по которой привлекают к
ответственности офицеров в тех
редких случаях, когда у представителей
военной юстиции нет
желания закрыть глаза на корыстные
мотивы их действий. При
этом для понимания связи армейской
коррупции с нарушениями
прав человека крайне важно понимать,
какие именно полномочия
имеет командир в соответствии
с действующим законодательством.
Согласно
Конституции РФ ст.
55 ч. 3 «Права и свободы чело2
Антикоррупционная политика.
Под редакцией Г. А. Сатарова.
Фонд ИНДЕМ, М. 2004. Стр. 53.
3 Там же, стр. 57.
4 Там же, стр. 14.
века и гражданина могут быть
ограничены федеральным законом
только в той мере, в какой
это необходимо в целях защиты
основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других
лиц, обеспечения обороны страны
и безопасности государства».
Права и свободы военнослужащих
ограничены, как предполагается,
в целях обеспечения
обороны страны и безопасности
государства. Факт такого ограничения
зафиксирован в законе
«О статусе военнослужащих»,
статья 1 ч. 2. Однако в отношении
военнослужащих по призыву
эти ограничения явно избыточны,
и вводятся не только федеральными
законами, но и подзаконными
актами, в том числе неопубликованными,
что противоречит
цитированному положению
Конституции и её ст. 15 ч. 3.
Ограничено даже право на
жизнь – закрытым документом о
«допустимом проценте потерь»
на манёврах. (Поскольку он закрытый,
о его существовании и
содержании можно судить только
по неким «утечкам»).
Закон «О статусе военнослужащих»
гласит: «Военнослужащие
не вправе: <...> заниматься
предпринимательской деятельностью
лично или через доверенных
лиц, <.> а также оказывать
содействие физическим и юридическим
лицам в осуществлении
предпринимательской деятельности,
используя свое служебное
положение» (часть 7 ст. 10).
Пункт 41 Устава внутренней
службы Вооруженных Сил РФ содержит
запрет для командиров
отдавать приказы, не имеющие
отношения к военной службе.
Фонд «ИНДЕМ». ДОКЛАД О РЕЗУЛЬТАТАХ АНАЛИЗА СВЯЗИ КОРРУПЦИИ С НАРУШЕНИЯМИ… 67
Стр.1