ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ
ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ* <...> *По1 оценке ряда учёных, политиков и общественных деятелей, коррупция в России представляет угрозу национальной
безопасности, что обусловливает
пристальное внимание к этому
социально-политическому явлению со стороны исследователей. <...> На связь исследовательского интереса с масштабом распространения
коррупции
указывают
А. С. Быстрова и М. В. Сильвестрос в статье «Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы»2. <...> Всплеск интереса к изучению
роли и места структур гражданского общества в противодействии коррупции наблюдался в начале двухтысячных годов. <...> Из публикаций этого периода заслужи* Доклад на секции "Преодоление коррупции как фактор устойчивого
социально-экономического
развития" Седьмой международной
школы-практикума молодых ученых-юристов на тему "Правовые
инновации в противодействии коррупции", проведенной по инициативе Института законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве РФ в рамках Евразийского антикоррупционного форуму 30-31 мая 2012 года в Москве. <...> 1
Елена Вандышева, старший
преподаватель кафедры прикладной политологии НИУ ВШЭ – СанктПетербург, эксперт приемной АСКСанкт-Петербург Центра антикоррупционных исследований и инициатив
«Трансперенси
Интернешнл-Р». <...> 2
Быстрова А. С., Сильвестрос
М. В. Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы //
Журнал социологии и социальной
антропологии. <...> вают внимания тематические
сборники Санкт-Петербургского
гуманитарно-политологического
центра «Стратегия»3, содержащие результаты системного и
комплексного анализа коррупции
и способов противодействия ей
силами гражданского общества. <...> Следующую волну исследовательского интереса породило
принятие в 2008 году пакета антикоррупционных
нормативных
правовых актов (ФЗ «О противодействии коррупции»4, ФЗ «Об
антикоррупционной экспертизе
нормативных правовых <...>
Правовое_регулирование_участия_институтов_гражданского_общества_в_противодействии_коррупции.pdf
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ
ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ*
Е. ВАНДЫШЕВА1
*По1 оценке ряда учёных, политиков
и общественных деятелей,
коррупция в России представляет
угрозу национальной
безопасности, что обусловливает
пристальное внимание к этому
социально-политическому явлению
со стороны исследователей.
На связь исследовательского интереса
с масштабом распространения
А.
С. Быстрова и М. В. Сильвестрос
в статье «Феномен коррупции:
некоторые исследовательские
подходы»2.
Всплеск интереса к изучению
роли и места структур гражданского
общества в противодействии
коррупции наблюдался в начале
двухтысячных годов. Из публикаций
этого периода заслужиние
коррупции как фактор устойчивого
*
Доклад на секции "Преодолесоциально-экономического
развития"
Седьмой международной
школы-практикума молодых ученых-юристов
на тему "Правовые
инновации в противодействии коррупции",
проведенной по инициативе
Института законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве РФ в рамках Евразийского
антикоррупционного форуму
30-31 мая 2012 года в Москве.
1 Елена Вандышева, старший
преподаватель кафедры прикладной
политологии НИУ ВШЭ – СанктПетербург,
эксперт приемной АСКСанкт-Петербург
Центра антикоррупционных
исследований и инициатив
«Трансперенси Интернешнл-Р».
2
Быстрова А. С., Сильвестрос
М. В. Феномен коррупции: некоторые
исследовательские подходы //
Журнал социологии и социальной
антропологии. 2000. Том III. №1. С.
87.
вают внимания тематические
сборники Санкт-Петербургского
гуманитарно-политологического
центра «Стратегия»3, содержащие
результаты системного и
комплексного анализа коррупции
и способов противодействия ей
силами гражданского общества.
Следующую волну исследовакоррупции
указывают
тельского интереса породило
принятие в 2008 году пакета антикоррупционных
нормативных
правовых актов (ФЗ «О противодействии
коррупции»4, ФЗ «Об
антикоррупционной экспертизе
нормативных правовых актов и
проектов нормативных правовых
актов»5. Национального плана6 и
3 Коррупция и борьба с ней:
роль гражданского общества / Под
ред. М. Б. Горного. СПб.: Норма,
2000; Гражданские инициативы и
предотвращение коррупции / Под
ред. А. Ю.Сунгурова. СПб.: Норма,
2000; Гражданское общество против
коррупции / Под ред. М. Б. Горного.
СПб.: Норма, 2002; Предотвращение
коррупции в бюджетном
процессе / Под ред. Д. О. Торхова.
СПб.: Норма, 2002; Предупреждение
коррупции: что может общество
/ Под ред. М. Б. Горного. СПб.:
Норма, 2003; Публичная политика
как инструмент против коррупции в
России /Под ред. М. Б. Горного.
СПб.: Норма, 2004.
4 Федеральный закон от 25 декабря
2008 г. №273-ФЗ «О противодействии
коррупции» // СЗ РФ.
2008. №52. Ст. 6228.
5 Федеральный закон от 17 июля
2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной
экспертизе нормативных
правовых актов и проектов нормативных
правовых актов» // СЗ РФ.
2009. №29. Ст. 3609. (далее также
ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе»)
Национальной
стратегии противодействия
коррупции и др.).
В течение трёх последних лет
отмечается рост числа публикаций,
авторы которых рассматривают
институты гражданского
общества в качестве необходимого
(но не самого сильного) звена
в системе противодействия
коррупции. Роль гражданского
общества в работах юристов
оценивается, как правило, в рамках
нормативисткого понимания:
даются комментарии к действующему
законодательству и
предлагаются рекомендации по
его совершенствованию (статьи
И. В. Тепляшина, И. М. Колосовой,
О. А. Иванюк). В качестве
общего недостатка этих работ
можно отметить неопределенность
самого понятия «гражданское
общество». Юристы как будто
намеренно избегают его раскрывать,
возможно, из-за отсутствия
легального определения.
Но в силу терминологической неопределенности
сложно понять,
какие именно институты авторы
включают в число институтов
гражданского общества.
Так, в статье И. В. Тепляшина
«Роль гражданского общества в
противодействии коррупции: об6
Национальный план противодействия
коррупции, утвержденный
Президентом Российской Федерации
31 июля 2008 г. №Пр-1568 //
Российская газета. 2008. №164. 5
августа. Изложен в новой редакции
в указе Президента РФ от 14 января
2011 года №38. Национальный
план противодействия коррупции
на 2012-2013 годы утвержден указом
Президента РФ от 13 марта
2012 года №297 // СЗ РФ. 2012.
№12. Ст. 1391.
Е. Вандышева. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ ИНСТИТУТОВ…
5
Стр.1