Ассоциация сибирских и дальневосточных городов
АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
ЗА 2011 (ФАКТ) И 2012 (ПЛАН) ГОДЫ*
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА <...> В анализе были также учтены некоторые муниципальные образования автономных округов Тюменской области,
которые в экономико-географическом смысле относятся к Сибири, но юридически входят в
состав Уральского федерального
округа. <...> Всего была представлена информация по 106 муниципальным образованиям, в числе которых 70 городских округов, 15
городских поселений и 21 муниципальный район. <...> По численности населения городские округа были разделены
на 5 групп: свыше 500 тыс. <...> Для такого анализа удалось получить данные только по 18 муниципальным образованиям, а
без учета 2008 года – по 29 муниципальным образованиям. <...> При
этом несколько субъектов Российской Федерации (Республики
Алтай и Саха (Якутия), Алтайский,
Забайкальский,
Приморский
края, Омская, Сахалинская и
Томская области, Еврейская автономная
область,
ХантыМансийский и Ямало-Ненецкий
автономные округа) исполнили
данный закон в полном объеме и
перевели всю сеть муниципальных учреждений здравоохранения в свою собственность. <...> В данном варианте расходы бюджетов городских округов
и муниципальных районов на
здравоохранение в 2012 году по
сравнению с 2011 годом существенно не меняются, а в доходах
появляются дополнительные субвенции из региональных бюджетов на здравоохранение. <...> Эти субвенции были выделены в приложениях отдельной строкой. <...> В связи с изменением системы финансирования здравоохранения с
2012 г. снизились обязательные
нормативы отчислений в бюджеты
городских округов и муниципальных районов от НДФЛ, Все это
делает структуру доходов и расходов бюджетов 2011 и 2012 годов трудно сопоставимой. <...> На этом фоне утратило смысл
сопоставление структуры доходов и расходов городских поселений, которых не коснулись названные преобразования, с городскими округами и муниципальными районами. <...>
Анализ_изменения_доходов_и_расходов_бюджетов_муниципальных_образований_за_2011_(факт)_и_2012_(план)_годы__Ассоциация_сибирских_и_дальневосточных_городов.pdf
Ассоциация сибирских и дальневосточных городов
АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
ЗА 2011 (ФАКТ) И 2012 (ПЛАН) ГОДЫ*
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Общие положения
Анализы бюджетов муниципальных
образований проводятся
в АСДГ ежегодно. Целью анализа
является выявление динамики
изменения доходов и расходов
бюджетов, их структуры и факторов,
повлиявших на изменения.*
В работе сопоставлены отчетные
показатели по доходам и
расходам местных бюджетов за
2011 год и плановые показатели
на 2012 год по муниципальным
образованиям Сибири и Дальнего
Востока. В анализе были также
учтены некоторые муниципальные
образования автономных
округов Тюменской области,
которые в экономико-географическом
смысле относятся к Сибири,
но юридически входят в
состав Уральского федерального
округа.
Исходная информация для
анализа была получена исполнительной
дирекцией АСДГ от администраций
муниципальных
образований.
Всего
была представлена информация
по 106 муниципальным
образованиям, в числе которых
70 городских округов, 15
городских поселений и 21 муниципальный
район.
По численности населения городские
округа были разделены
на 5 групп: свыше 500 тыс. – 10,
от 200 до 500 тыс. – 8; от 100 до
200 тыс. – 13; от 50 до 100 тыс. –
12 и менее 50 тыс. – 27. Таким
образом, всего было сформировано
7 групп муниципальных образований
(приложение 9)1
. Чис*
Материалы XXIX Общего собрания
АСДГ и конференции руководителей
муниципальных образований
Сибири и Дальнего Востока. 18 мая
2012 г., Томск.
1
Приложения 1-8 в журнале не
публикуются (прим. ред.).
22
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹3/2012 ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
ленность населения муниципальных
образований приведена по
итогам переписи населения 2010
года.
Показатели по доходам бюджетов
по группам муниципальных
образований представлены в
приложениях 1Д – 7Д, по расходам
– соответственно 1Р – 7Р.
Показатели динамики изменения
объемов и структуры доходов
и расходов бюджетов за
2011 и 2012 годы, а также сбалансированности,
сведены в таблицы
1–5. Кроме того, в таблице
6 представлена динамика объемов
и структуры доходов бюджетов
по основным статьям за период
с 2008 по 2012 год, что позволило
отследить длительные
тенденции их изменения в кризисный
и посткризисный период.
Для такого анализа удалось получить
данные только по 18 муниципальным
образованиям, а
без учета 2008 года – по 29 муниципальным
образованиям.
Особенностью
настоящего
анализа явилась сложность сопоставления
показателей 2012
года с показателями 2011 года
из-за кардинального изменения с
1 января 2012 года системы финансирования
здравоохранения,
перевод его в расходные обязательства
субъектов Российской
Федерации в соответствии с Федеральным
законом
от
21.11.2011
¹323-ФЗ «Об основах
охраны здоровья граждан в
Российской Федерации». При
этом несколько субъектов Российской
Федерации (Республики
Алтай и Саха (Якутия), Алтайский,
Забайкальский,
Приморский
края, Омская, Сахалинская и
Томская области, Еврейская автономная
область,
ХантыМансийский
и Ямало-Ненецкий
автономные округа) исполнили
данный закон в полном объеме и
перевели всю сеть муниципальных
учреждений здравоохранения
в свою собственность. Однако
большинство субъектов РФ
Сибири и Дальнего Востока использовали
норму Федерального
закона ¹323-ФЗ, согласно которой
соответствующие полномочия
органов государственной
власти субъектов РФ «могут быть
переданы ими для осуществления
органам местного самоуправления.
В этом случае оказание
медицинской помощи гражданам
осуществляется медицинскими
организациями муниципальной
системы здравоохранения».
В данном варианте расходы
бюджетов городских округов
и муниципальных районов на
здравоохранение в 2012 году по
сравнению с 2011 годом существенно
не меняются, а в доходах
появляются дополнительные субвенции
из региональных бюджетов
на здравоохранение. Эти субвенции
были выделены в приложениях
отдельной строкой. В связи
с изменением системы финансирования
здравоохранения с
2012 г. снизились обязательные
нормативы отчислений в бюджеты
городских округов и муниципальных
районов от НДФЛ, Все это
делает структуру доходов и расходов
бюджетов 2011 и 2012 годов
трудно сопоставимой.
На этом фоне утратило смысл
сопоставление структуры доходов
и расходов городских поселений,
которых не коснулись названные
преобразования, с городскими
округами и муниципальными
районами. Поэтому
дальнейший сопоставительный
анализ был проведен для 91 муниципального
образования (городские
округа и муниципальные
районы), а анализ по городским
поселениям выделен в отдельный
раздел записки.
Стр.1