Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Иллюзорные и реальные инструменты решения проблем развития сельских территорий на региональном уровне (66,00 руб.)

0   0
Первый авторСтародубровская
АвторыМиронова Н.
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц6
ID220505
АннотацияВ подавляющем большинстве российских регионов отсутствует системный и комплексный подход к пространственной политике, вопросы развития территорий в лучшем случае оказываются производными от отраслевых и «кластерных» стратегий и решаются согласно логике «размещения производительных сил». В подобной логике у региональных властей… >>>
Стародубровская, И. Иллюзорные и реальные инструменты решения проблем развития сельских территорий на региональном уровне : [статья] / Н. Миронова; И. Стародубровская .— Муниципальная экономика .— : Институт муниципального управления, 2011 .— 6 с. — (№1) .— С.2-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/220505 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИЛЛЮЗОРНЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ* В подавляющем* большинстве российских регионов отсутствует системный и комплексный подход к пространственной политике, вопросы развития территорий в лучшем случае оказываются производными от отраслевых и «кластерных» стратегий и решаются согласно логике «размещения производительных сил»1. <...> В подобной логике у региональных властей остается не так много инструментов, которые они могут использовать для стимулирования процессов развития на территориях. <...> Проблемы сельского развития в условиях муниципальной реформы в России / Стародубровская И., Миронова Н. М. <...> Полный текст книги доступен по адресу: http://www.iet.ru/ru/problemyselskogo-razvitiya-v-usloviyamunicipalnoi-reformy-v-rossii-nauchnyetrudy-141r.html 1 Одним из немногих исключений является «Стратегия развития Томской области до 2020 года», в рамках которой определены различные приоритеты для отдельных территорий – Северной зоны и Южной зоны, к которой отнесена Томская агломерация (Томск, Северск, Томский район): «В зоне «Север» будет развиваться комплексная переработка древесины, пищевая промышленность и сельское хозяйство, при этом в районах с ограниченным доступом к инфраструктуре будут развиваться предприятия по добыче природных ресурсов. <...> Основу экономики «Юга» составят научно-образовательный комплекс, биотехнологии, информационные и коммуникационные технологии, «новая экономика» – новые предприятия, созданные на базе научно-образовательного комплекса, электротехническая промышленность и приборостроение». <...> При этом сектора, образующие основу развития Южной зоны, определены в Стратегии в качестве приоритетов первого уровня. <...> 2 ке, применительно к сельским территориям данная задача в основном решается двумя путями: с помощью стимулирования отдельных отраслей экономики и путем изменения территориальной структуры муниципальных образований в рамках муниципальной <...>
Иллюзорные_и_реальные_инструменты_решения_проблем_развития_сельских_территорий_на_региональном_уровне.pdf
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И. Стародубровская, Н. Миронова ИЛЛЮЗОРНЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ* В подавляющем* большинстве российских регионов отсутствует системный и комплексный подход к пространственной политике, вопросы развития территорий в лучшем случае оказываются производными от отраслевых и «кластерных» стратегий и решаются согласно логике «размещения производительных сил»1 . В подобной логике у региональных властей остается не так много инструментов, которые они могут использовать для стимулирования процессов развития на территориях. На практи* Параграф 1.4 книги: Стародубровресу: ская, Ирина Викторовна; Миронова Нина Ивановна. Проблемы сельского развития в условиях муниципальной реформы в России / Стародубровская И., Миронова Н. М.: Ин-т Гайдара, 2010. 116 с.: ил. (Научные труды / Ин-т экономической политики им. Е.Т. Гайдара; ¹141Р). ISBN 978-5-93255-294-0. Полный текст книги доступен по адhttp://www.iet.ru/ru/problemyselskogo-razvitiya-v-usloviyamunicipalnoi-reformy-v-rossii-nauchnyetrudy-141r.html 1 Одним из немногих исключений является «Стратегия развития Томской области до 2020 года», в рамках которой определены различные приоритеты для отдельных территорий – Северной зоны и Южной зоны, к которой отнесена Томская агломерация (Томск, Северск, Томский район): «В зоне «Север» будет развиваться комплексная переработка древесины, пищевая промышленность и сельское хозяйство, при этом в районах с ограниченным доступом к инфраструктуре будут развиваться предприятия по добыче природных ресурсов. Основу экономики «Юга» составят научно-образовательный комплекс, биотехнологии, информационные и коммуникационные технологии, «новая экономика» – новые предприятия, созданные на базе научно-образовательного комплекса, электротехническая промышленность и приборостроение». При этом сектора, образующие основу развития Южной зоны, определены в Стратегии в качестве приоритетов первого уровня. 2 2 В качестве примера можно привести республиканскую целевую программу «Развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности Республики Бурятия на 20092012 годы», которая направлена на решение следующих задач: - создание и развитие несельскохозяйственной деятельности в сферах: сельского туризма, сельской торговли, народных промыслов и ремесел, бытового и социально-культурного обслуживания сельского населения, заготовки и переработки дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого недревесного сырья; - формирование инфраструктуры и материально-технической базы для развития несельскохозяйственного бизнеса в сельской местности; - повышение уровня занятости сельского населения путем развития несельскохозяйственных видов деятельности. ке, применительно к сельским территориям данная задача в основном решается двумя путями: с помощью стимулирования отдельных отраслей экономики и путем изменения территориальной структуры муниципальных образований в рамках муниципальной реформы. Стимулирование развития экономики в основном сводится к поддержке сельского хозяйства. Программы, направленные на развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, достаточно редки2 . Собственно социальное развитие села, несмотря на поддержку данного направления на федеральном уровне, в большинстве случаев не является приоритетом региональных властей. Что касается бюджетного фисельскохозяйстнансирования венной деятельности, то при различных подходах к ее организации она может иметь разные последствия для пространственного развития. Здесь можно выделить три основных подхода (которые могут так или иначе сочетаться между собой): · сосредоточение поддержки на наиболее эффективных сельскохозяйственных производителях; · поддержка производства определенных видов сельскохозяйственной продукции независимо от его эффективности; · финансирование безнадежно убыточных хозяйств, что фактически является формой социальной поддержки сельского населения, проживающего на соответствующих территориях. Анализ последствий стимулирования развития сельского хозяйства в 6 российских регионах позволяет сделать вывод: чтобы данный процесс повлиял на систему сельского расселения и существенно активизировал сельское развитие, масштаб подобных вложений должен быть чрезвычайно крупным. Так, в Тюменской области, где ассигнования на поддержку сельского хозяйства в расчете на одного сельского жителя более чем в 3 раза превышают средние показатели по Российской Федерации, удалось стабилизировать сельское население и стабильно наращивать продукцию сельского хозяйства. При этом поддержка сельского хозяйства сочетается с вложениями в коммунальную и социальную инфраструктуру в сельской местности, с развитием дорожной сети и другими мерами, способствующими повышению привлекательности сельской местности. Притом, что Тюменской области действительно удалось добиться позитивных сдвигов в данной сфере, встает вопрос, насколько оправданна та цена, которую за это приходится платить3 , и насколько 3 Как показал анализ, эффективность поддержки сельского хозяйства в регионе чрезвычайно низка. В 2009 г. выход продукции сельского хозяйства МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹1/2011 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Стр.1