Общая информация
о Руководстве
Руководство по проведению
публичных обсуждений нормативных правовых актов (далее – Руководство) подготовлено с целью
разработки и распространения
общих унифицированных требований и процедур для проведения
публичных обсуждений нормативных правовых актов (далее – публичных обсуждений) в стране и
формирования у участников публичных обсуждений единого релевантного опыта участия в процедуре вне зависимости от субъекта проведения. <...> Данный документ нацелен на то, чтобы стать
настольной книгой каждого госслужащего, организующего публичные обсуждения в процессе
разработки нормативных правовых актов (далее – актов). <...> Данный документ научит:
– выбирать форму проведения публичных обсуждений;
– использовать неформальные механизмы публичных обсуждений для конкретизации объекта влияния анализируемого
акта (целевых групп, подпадающих под влияние регулирования);
– конкретизировать
состав
участников публичных обсуждений;
– готовить материалы для проведения публичных обсуждений;
– уведомлять о проведении
публичных обсуждений и приглашать участников;
– проводить публичные обсуждения актов;
– анализировать результаты
публичных обсуждений;
– готовить необходимый пакет документов по итогам публичных обсуждений;
– осуществлять мониторинг
качества проведения публичных
обсуждений. <...> Грамотно организованные публичные обсуждения дают обратную связь от представителей всех заинтересованных сторон, деятельность которых
затрагивается
регулированием,
что позволяет сформировать объективную оценку положительных и
отрицательных эффектов от внедрения предлагаемых изменений. <...> Результаты публичных обсуждений, если публичные обсуждения
проводятся по установленной
форме, максимально прозрачны и
позволяют серьезно укрепить основанную на таких результатах
позицию того или иного органа
государственной власти относительно анализируемого регулирования. <...> В общем <...>
Методическое_руководство_к_организации_публичного_обсуждения_проекта_нормативного_правового_акта_на_всех_стадиях_его_подготовки__Минэкономразвития_РФ.pdf
Минэкономразвития РФ
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО К ОРГАНИЗАЦИИ
ПУБЛИЧНОГО ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЕКТА НОРМАТИВНОГО
ПРАВОВОГО АКТА НА ВСЕХ СТАДИЯХ ЕГО ПОДГОТОВКИ
1. Общая информация
о Руководстве
Руководство по проведению
публичных обсуждений нормативных
правовых актов (далее – Руководство)
подготовлено с целью
разработки и распространения
общих унифицированных требований
и процедур для проведения
публичных обсуждений нормативных
правовых актов (далее – публичных
обсуждений) в стране и
формирования у участников публичных
обсуждений единого релевантного
опыта участия в процедуре
вне зависимости от субъекта
проведения. Данный документ
нацелен на то, чтобы стать
настольной книгой каждого госслужащего,
организующего публичные
обсуждения в процессе
разработки нормативных правовых
актов (далее – актов). Руководство
носит рекомендательный
характер, содержит набор инструкций,
советов, для каждого из
этапов организации и проведения
публичных обсуждений.
Данный документ научит:
– выбирать форму проведения
публичных обсуждений;
– использовать неформальные
механизмы публичных обсуждений
для конкретизации объекта
влияния анализируемого
акта (целевых групп, подпадающих
под влияние регулирования);
– конкретизировать
ведения публичных обсуждений;
– уведомлять о проведении
публичных обсуждений и приглашать
участников;
– проводить публичные обсуждения
актов;
– анализировать результаты
публичных обсуждений;
– готовить необходимый пакет
документов по итогам публичных
обсуждений;
– осуществлять мониторинг
качества проведения публичных
обсуждений.
Структура документа повторяет
очередность основных шагов
по проведению публичных обсуждений.
Таким образом, его
можно использовать как комплексное
руководство, так и с
целью консультации по какой-то
конкретной части процедуры.
2. Цели и задачи
публичных обсуждений
Проведение публичных обсужсостав
участников
публичных обсуждений;
– готовить материалы для продений
– это один из самых дешевых
и эффективных способов получения
самой свежей информации
эмпирического характера о
существующей ситуации в анализируемой
сфере. Зачастую, публичные
обсуждения являются
единственным способом получения
реальной информации о проблеме
в условиях сжатых сроков
процедуры анализа нормативных
правовых актов. Грамотно организованные
публичные обсуждения
дают обратную связь от представителей
всех заинтересованных
сторон, деятельность которых
затрагивается регулированием,
что позволяет сформировать объективную
оценку положительных и
отрицательных эффектов от внедрения
предлагаемых изменений.
Результаты публичных обсуждений,
если публичные обсуждения
проводятся по установленной
форме, максимально прозрачны и
позволяют серьезно укрепить основанную
на таких результатах
позицию того или иного органа
государственной власти относительно
анализируемого регулирования.
В
общем случае, проведение
публичных обсуждений помогает:
– привлечь
к обсуждению
лучших экспертов анализируемой
области с собственным пониманием
существующей ситуации и
организовать
конструктивную
дискуссию;
– обеспечить соблюдение баланса
интересов различных сторон,
затрагиваемых регулированием;
–
выявить в процессе проведения
публичных обсуждений
косвенные направления влияния
регулирования и скорректировать
результаты
предварительного
анализа влияния регулирования;
– уточнить и собрать информацию
по одному или нескольким
аспектам регулирования и
улучшить на ее основе существующие
положения акта;
– повысить
общественности к разработке
регулирования в интересующих
их сферах деятельности.
При организации и проведении
публичных обсуждений командой
госслужащих (под командой
госслужащих здесь и далее
понимается группа сотрудников
органов государственной
власти России, ответственных за
организацию и проведение публичных
обсуждений анализируемого
нормативного правового
акта) необходимо понимать, что
они с представителями заинтересованных
сторон «играют за
одну команду», так как главная
задача обеих сторон – повысить
эффективность регулирования, и
не допустить наличия в акте положений,
необоснованно затрудняющих
ведение предпринимательской
и инвестиционной деятельности.
Основные
принципы, которыми
следует руководствоваться в
процессе организации и проведения
публичных обсуждений
актов, включают в себя:
– максимальное вовлечение в
процесс публичных обсуждений
всех заинтересованных групп;
– максимальный учет интересов
групп;
– обеспечение прозрачности
процедур, подотчетность, объективность
и независимость выбора
респондентов;
– организация публичных обсуждений
на самом раннем этапе
разработки акта;
– информирование о проведении
публичных обсуждений,
достаточное для привлечения
необходимого количества заинтересованных
групп;
– привлечение представителей
экспертного сообщества в
Минэкономразвития РФ. Методическое руководство к организации публичного обсуждения … 23
сопричастность
Стр.1