Горский*
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ МЕСТНЫМ АДМИНИСТРАЦИЯМ
В СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ? <...> При этом
показатели развития сельских
территорий в разы ниже аналогичных показателей у городских
муниципальных образований. <...> В
этой связи перед государством
встаёт задача «реанимации» села, однако предлагаемые для
решения этой задачи варианты
зачастую диаметрально противоположны, противоречивы, носят
половинчатый характер. <...> 5 сентября 2012 г. в Саратовской области под председательством Д. А. Медведева состоялось совещание по вопросу социального развития села. <...> Одним
из ключевых вопросов повестки
стала проблема нехватки финансовых средств для реализации
сельскими поселениями всего
того объёма полномочий, каковым их наделил Федеральный
закон от 6 октября 2003 г. ¹131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»2
(далее – Федеральный закон
¹131-ФЗ). <...> В качестве одного из
предложений была озвучена идея <...> *
Горский Александр Владимирович, студент 4 курса факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва). <...> : Формирование местного
самоуправления в Российской Федерации на 1 января 2012 г.: Бюллетень
[Электронный
ресурс]
//
URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ro
sstat/rosstatsite/main/publishing/catalog
/statisticJournals/doc_1244553308453
(дата обращения: 17.11.2012). <...> 3822.
о необходимости ликвидации
местных администраций сельских поселений, что позволит
восполнить нехватку финансирования на решение проблем сельских муниципальных образований. <...> Данная инициатива получила неоднозначную оценку как
представителей власти, так и
экспертов, что побуждает нас
провести детальный анализ (не
только правовой) этого вопроса. <...> Однако, прежде чем перейти к
непосредственному рассмотрению озвученного предложения,
следует более подробно остановиться на его содержании. <...> Как видится авторам инициативы, местные администрации
сельских поселений должны быть
заменены на институт сельских
старост и администраторов, что
обусловлено <...>
Быть_или_не_быть_местным_администрациям_в_сельских_поселениях.pdf
А. Горский*
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ МЕСТНЫМ АДМИНИСТРАЦИЯМ
В СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ?
Российской Федерации насчитывается
23118 муниципальных
образований, из них 18833 –
сельские поселения, в которых
проживает почти треть российского
населения – 27%, или порядка
38 млн человек1
В
. При этом
показатели развития сельских
территорий в разы ниже аналогичных
показателей у городских
муниципальных образований. В
этой связи перед государством
встаёт задача «реанимации» села,
однако предлагаемые для
решения этой задачи варианты
зачастую диаметрально противоположны,
противоречивы, носят
половинчатый характер.
5 сентября 2012 г. в Саратовской
области под председательством
Д. А. Медведева состоялось
совещание по вопросу социального
развития села. Одним
из ключевых вопросов повестки
стала проблема нехватки финансовых
средств для реализации
сельскими поселениями всего
того объёма полномочий, каковым
их наделил Федеральный
закон от 6 октября 2003 г. ¹131ФЗ
«Об общих принципах организации
местного самоуправления
в Российской Федерации»2
(далее – Федеральный закон
¹131-ФЗ). В качестве одного из
предложений была озвучена идея
*
Горский Александр Владимирович,
студент 4 курса факультета права
Национального исследовательского
университета «Высшая школа экономики»
(г. Москва).
1
См.: Формирование местного
самоуправления в Российской Федерации
на 1 января 2012 г.: Бюллетень
[Электронный ресурс]
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ro
sstat/rosstatsite/main/publishing/catalog
/statisticJournals/doc_1244553308453
(дата обращения: 17.11.2012).
2
Федеральный
закон
от
06.10.2003 ¹131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
(в ред. от 16.10.2012) // СЗ
РФ. 2003. ¹40. Ст. 3822.
// URL:
настоящее время, по данным
официальной статистики,* в
о необходимости ликвидации
местных администраций сельских
поселений, что позволит
восполнить нехватку финансирования
на решение проблем сельских
муниципальных образований.
Данная инициатива получила
неоднозначную оценку как
представителей власти, так и
экспертов, что побуждает нас
провести детальный анализ (не
только правовой) этого вопроса.
Однако, прежде чем перейти к
непосредственному рассмотрению
озвученного предложения,
следует более подробно остановиться
на его содержании.
Как видится авторам инициативы,
местные администрации
сельских поселений должны быть
заменены на институт сельских
старост и администраторов, что
обусловлено двумя причинами.
Во-первых, финансовая затратность
содержания сельских администраций.
Ежегодно на содержание
исполнительно-распорядительного
органа среднестатистического
сельского поселения
выделяется порядка половины
из всех средств местного
бюджета. Так, например, в Ульяновской
области в год эта сумма
составляет 350 млн рублей, что,
например, сопоставимо с окончательным
решением вопроса
водоснабжения всех сёл области3
.
На сегодняшний день в
среднем штат сельской администрации
в регионе составляет
10-12 человек, стабильно получающих
денежное содержание
(что в соответствии с п. 2 ч. 1
ст. 23 Федерального закона от 2
февраля 2007 г. ¹25-ФЗ «О муниципальной
службе в Российской
Федерации»4
(далее – Фе3
См.: Медведев думает сэкономить
бюджет ликвидацией сельских
администраций [Электронный ресурс]
// URL: http://www.polit.ru/news
/2012/09/07/mdw/ (дата обращения:
14.11.2012).
4
Федеральный
закон
от
02.02.2007 ¹25-ФЗ «О муниципальной
службе в Российской Федерадеральный
закон ¹25-ФЗ) является
одной из основных гарантий,
предоставляемых муниципальному
служащему). Но при
этом их функционал минимизирован,
так как большинство полномочий
администраций сельских
поселений переданы исполнительно-распорядительным
органам
муниципальных районов5
Во-вторых, большие затраты
.
на содержание сельских администраций
не сказываются на
улучшении их деятельности: «администрации
сельских поселений
не способны системно решать
проблемы своих территорий»6
, -
отметил в одном из интервью
губернатор Ульяновской области
С. И. Морозов.
Предлагаемый взамен сельских
администраций институт
сельских старост и администраторов
будет функционировать на
общественных началах, так как
по замыслу разработчиков сельские
старосты и их помощники –
администраторы – заработной
платы получать не будут. Организация
местного самоуправления
в сельских муниципальных образованиях
возможна по следующей
схеме: в качестве представительного
органа должен выступать
сход граждан, который избирает
сельского старосту (являющегося
главой муниципального
образования и единоличным
исполнительно-распорядительным
органом одновременно) и несколько
администраторов, составляющих
его аппарат. При
этом сельские старосты и адми2007.
¹10. Ст. 1152.
5
ции» (в ред. от 21.11.2011) // СЗ РФ.
См.: Улитин И. Губернатор предложил
ликвидировать администрации
сельских поселений [Электронный
ресурс] // URL: http://www.kp.ru/daily
/25946/2890075/ (дата обращения:
14.11.2012).
6
Делать нечего в селе чиновникам?
[Электронный ресурс] // URL:
http://uliyanovsk.bezformata.ru/listnews
/delat-nechego-v-sele-chinovnikam
/6402732/
(дата
14.11.2012).
А. Горский. Быть или не быть местным администрациям в сельских поселениях?
15
обращения:
Стр.1